Картотека логопедических игр "Чудесные валенки"
учебно-методический материал

Юсова Лариса Алексеевна

Учебно-методический материал для учителей-логопедов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_chudesnye_valenki.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Игры социальной направленности на тему: «Чудесные валенки» учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста.

1.Речевая игра:   «Веселый валенок. Доскажи словечко».

Цель: Закреплять и обогащать  знания детей о  русской народной зимней обуви -   валенках.

                     

Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и активизировать словарь
по теме «Обувь. Валенки». Совершенствовать навыки словообразования.  Учить связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы.

Коррекционно-развивающие задачи:  Развивать  мышление, память, воображение, артикуляционную и общую моторику.  Развивать диалогическую речь.

Воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества в игре, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Развивать интерес и уважительное  отношение к русским  народным   традициям.

Используемый материал:  детский валенок.

Художественное слово:  гимнастика с язычком в форме загадки про валенки, короткие  стишки  о валенках.

Ход игры:  Дети  встают в кружок. Логопед:  Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко»,  но перед игрой мы должны потренировать наши язычки и отгадать загадку.

Артикуляционная гимнастика  «Валенки»:  

Не ботинки,  не сапожки,
Но их тоже носят ножки,
(упр. «Улыбка - трубочка»).
В них мы бегаем зимой
(Движение языком влево - вправо; вперед – назад, вверх-вниз).
Утром – в садик, а вечером – домой.
Нам стало холодно вечером на улице.
(Пощелкаем язычком).


Логопед: А сейчас поиграем в игру и пригласим с собой снеговика.
Выходит снеговик, выносит детский валенок и встает в круг вместе с детьми. Снеговик передает валенок детям по очереди и называет короткий стишок –

дети должны его закончить по смыслу и в рифму.


Стишки для детей:

                                                 
1.Прикупили мне сапожки,
Поставили — у спаленки
Мои сапожки - ...  

2.Они похожи на трубу,

Их натяну и побегу,
Мороза больше не боюсь,
Ногам тепло — и я смеюсь.
Хоть в заплаточках все  старенькие,
Надежны мои...

3.Пройдусь я по проталинке,
Надев на ножки ...

4.Все в шерсти они, но без оскаленки,
Сапожки это, ...

5.Чудесные сапожки,
Согреют мигом ножки,
И взрослые, и маленькие,
Носят зимой...

6.Бегала по улице, ножки промочила,
Мамочку, свою, этим огорчила.
Теперь сижу у печки,  

У раскалённой каменки.
Сушу  я  ...

7.Они тёплые, красивые,
По ножке моей сшитые,
По снегу, бегать в них я буду,
Про сапоги, отнюдь, забуду.
Присяду на завалинке,
И покажу я …….

8.Чудесные сапожки

Согреют мигом ножки,

И взрослые, и маленькие

Носят зимой...

2.Подвижная игра «Передай валенок»

Цель: Закреплять и обогащать  знания детей о  русской народной зимней обуви - валенках.

Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и активизировать словарь по теме «Валенки». Совершенствовать грамматический строй речи, навыки словообразования. Учить связно и последовательно выражать свои мысли.

Коррекционно-развивающие задачи:  Развивать связную речь,  мышление, память,  общую моторику. Развивать диалогическую речь.

Воспитательные задачи:  Формировать навыки сотрудничества в игре, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Развивать интерес к русским народным  традициям  и  промыслам.

Используемый материал:  телевизор, аудиозапись русской народной песни «Валенки», детский валенок.

Художественное слово: Заучивание пословиц, поговорок  со словом валенок:
Сани и валенки готовь с лета. Прост, как сибирский валенок
.
Чтоб зимою не болеть - надо валенки надеть! Без шубы и валенок и зима без конца.
С какой ноги мужик зимой не встанет - валенки всегда наденет правильно!
Ваньку валяет. Кто раньше встал тот и валенки одел.

Ход игры:  Дети стоят в кругу. Логопед: Сейчас я вам загадаю загадку.  Посмотрите на экран (На слайде картинки с изображением шубы, резиновых сапог, валенок, сандалий, осенних сапог на каблуках.)  Логопед: Назовите картинки на слайде. (Ответ детей). Логопед: Попробуем  исключить  лишние картинки. Слушаем меня внимательно: то, о чём мы будем говорить, НЕ одежда (дети исключают картинку с изображением шубы). НЕ резиновые (исключают картинку  изображением резиновых сапог), НЕ летняя обувь (исключают сандалии), и БЕЗ каблука. Логопед: Какая картинка осталась на экране?  Дети: Это валенки!  Логопед: Правильно, сегодня мы поиграем в игру «Передай валенок».  Под музыку  мы будем передавать по кругу  вот такой детский валенок. Как только музыка остановится, тот ребенок, у кого остался в руках валенок, должен будет сказать пословицу или поговорку про валенки!  

 

3.Подвижная игра «Парочки»  Счет слогов в словах.

Цель:
Закреплять и обогащать  знания детей о  русской народной зимней обуви -   валенках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и активизировать словарь по теме «Валенки». Совершенствовать навыки словообразования. Учить связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопросы.

Коррекционно-развивающие задачи:  Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, мышление, память, общую моторику. Развивать диалогическую речь.

Воспитательные задачи:  Формировать навыки сотрудничества в игре,      взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Используемый материал: Бумажные валенки с картинками.
 
Ход игры:    
Логопед:  Ребята, а сейчас мы поиграем. Каждому достанется валенок, но не простой.

Дети выходят в игровую зону группы. Раздаются бумажные валенки с картинками. Лучше, если число детей будет четным, чтобы получились пары. Им необходимо посчитать количество слогов в названии картинок, которыми украшены валенки. Пару образуют те валенки, в названии картинок которых одинаковое количество слогов.

Дети обсуждают, выясняют, у кого, сколько слогов в слове, а затем договариваются между собой о том, кто с кем встанет в пару.

4. Дидактическая игра: "Заштопай валенки"

Цель:           Продолжать закреплять и обогащать  знания детей о  русской народной
зимней обуви – валенках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и активизировать словарь по теме «Валенки». Учить детей находить геометрические фигуры определённого размера, цвета и вставлять их в соответствующее отверстие.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать  внимание, воображение, мышление, память.

Воспитательные:  Воспитывать бережное отношение к игрушкам, доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, воспитывать усидчивость.

Используемый материал: Сделанные из картона несколько изображений разноцветных валенок, с вырезанными в них геометрическими фигурами.

Ход игры:

Логопед: Ребята, куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои валенки, валенки перепутались и прохудились.  Логопед  берет валенок  и спрашивает у ребенка, какого он цвета, предлагает  заштопать его.

Логопед показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем предлагает детям разложить фигуры по цветам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т. п.

Далее детям предлагается  внимательно рассмотреть валенки, найти геометрические фигуры определённого размера, цвета и вставить их в соответствующие отверстия.

5.Игра на развитие воображения и творческих способностей «Вот так валенок!»


Цель: Продолжать закреплять и обогащать  знания детей о  русской народной
зимней обуви – валенках,  истории  и обычаях, связанных с этой обувью.
Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и активизировать словарь по теме «Валенки». Совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать творческое воображение, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

Воспитательные задачи:  Формировать навыки сотрудничества в игре,  взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Используемый материал:  шаблоны валенка.



Ход занятия:

Логопед:  У нас есть шаблоны валенок, и мы сейчас их обведем, а потом и дорисуем таким образом, чтобы из валенка получилось что-то другое, возможно смешное: животное, сказочный герой, предмет и т.д. Затем мы украсим рисунками нашу группу.

Ребятам выдаются шаблоны в виде валенка, которые они обводят на листе

бумаги. Логопед: Ребята, ваши пальчики устали, давайте отдохнем.
«Пальчиковая гимнастика»

Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас:
Туфли, тапочки, сапожки
 для Наташки и Сережки.
Да еще ботинки для нашей  Валентинки.
А вот эти валенки для малышки Галеньки.

Затем предлагается дорисовать так, чтобы получился новый предмет.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека логопедических игр

развитие слухового внимания, силы голоса, правильного звукопроизношения, речевого дыхания...

Картотека логопедических игр для закрепления правильного произношения

Эту картотеку я испльзую в работе с воспитателями и родителями....

Мини-картотека логопедических игр для детей 5-6,5 лет

В мини-картотеке представлены  примеры логопедических  игр, модернизированных и используемых мной в работе с детьми (имеющими речевые нарушения)по разделам: - "Лексико-грамматический с...

картотека логопедических домашних заданий

Материал картотеки может быть использован в качестве домашних заданий логопеда по формированию обобщающих понятий, лексико- грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР....

Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"

Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...

Картотека логопедических заданий по лексическим темам для подготовительной логопедической группы

Задания по лексическим темам носят рекомендательный характер. Родители проинформированы, что их выполнение поможет ребенку не растерять приобретенный в саду багаж знаний, восполнить пробелы в обучении...

Картотека логопедических заданий по лексическим темам для старшей логопедической группы

Все задания носят рекомендательный характер.  Их выполнение поможет ребенку не растерять приобретенный в саду багаж знаний, восполнить пробелы в обучении тем, кто долго не посещал сад, закрепить ...