"Шпаргалка для воспитателей". Звуковой анализ слов.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_no2_tsvetnaya_zvukovoy_analiz_slov.docx | 518.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковой анализ слов
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложение — это законченная мысль.
- Предложения состоят из слов.
- Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв(звуков), например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы(звука).
- Слова состоят из звуков.
- Звук — то, что мы слышим и произносим.
- Буква — то, что пишем и читаем.
- Звук на письме обозначается буквой.
- Звуки бывают гласные и согласные.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают вправила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков:
А, У, О, И, Э, Ы
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом -
Гласных букв — десять:
шесть — А, У, О, И, Э, Ы (соответствуют звукам)
четыре — йотированные - Я, Ю, Е, Ё, (обозначают два звука)
Я — [ ЙА ]
Ю — [ ЙУ ]
Е — [ ЙЭ ]
Ё — [ ЙО ]
Обозначают два звука:
- в начале слова (яма, юла);
- после гласного звука (маяк, за-юшка);
- после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).
В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:
Я — А Ю — У Е — ЭЁ — О (береза, мяч).
Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло:
- глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит):
К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ;
- звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит):
Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р
Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ
Остальные согласные звуки образуют пары:
Звонкие | Б | В | Г | Д | Ж | З |
глухие | П | Ф | К | Т | Ш | С |
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими:
твердые | мягкие |
Б | БЬ |
В | ВЬ |
Г | ГЬ |
Д | ДЬ |
З | ЗЬ |
К | КЬ |
Л | ЛЬ |
М | МЬ |
Н | НЬ |
П | ПЬ |
Р | РЬ |
С | СЬ |
Т | ТЬ |
Ф | ФЬ |
Х | ХЬ |
всегда твердые согласные:
Ж, Ш, Ц
всегда мягкие согласные:
Й, Ч, Щ
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом -
Мягкиесогласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Шпаргалка для родителей.Звуковой анализ слов".
Рекомендации учителя-логопедаТрясковой Т. С. для родителей2013 г....
Консультация для родителей и воспитателей «Звуковой анализ слов».
Консультация для родителей и воспитателей «Звуковой анализ слов". Цель консультации:1) познакомить родителей и воспитателей в выполнении письменного звукового анализа и синтеза слов;2) уточнение ...
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
Консультация для воспитателей "Звуковой анализ слова"
В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.Основная цель педагогов в ...