"Шпаргалка для воспитателей". Звуковой анализ слов.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 518.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковой анализ слов
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложение — это законченная мысль.
- Предложения состоят из слов.
- Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв(звуков), например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы(звука).
- Слова состоят из звуков.
- Звук — то, что мы слышим и произносим.
- Буква — то, что пишем и читаем.
- Звук на письме обозначается буквой.
- Звуки бывают гласные и согласные.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают вправила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков:
А, У, О, И, Э, Ы
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом -
Гласных букв — десять:
шесть — А, У, О, И, Э, Ы (соответствуют звукам)
четыре — йотированные - Я, Ю, Е, Ё, (обозначают два звука)
Я — [ ЙА ]
Ю — [ ЙУ ]
Е — [ ЙЭ ]
Ё — [ ЙО ]
Обозначают два звука:
- в начале слова (яма, юла);
- после гласного звука (маяк, за-юшка);
- после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).
В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:
Я — А Ю — У Е — ЭЁ — О (береза, мяч).
Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло:
- глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит):
К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ;
- звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит):
Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р
Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ
Остальные согласные звуки образуют пары:
Звонкие | Б | В | Г | Д | Ж | З |
глухие | П | Ф | К | Т | Ш | С |
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими:
твердые | мягкие |
Б | БЬ |
В | ВЬ |
Г | ГЬ |
Д | ДЬ |
З | ЗЬ |
К | КЬ |
Л | ЛЬ |
М | МЬ |
Н | НЬ |
П | ПЬ |
Р | РЬ |
С | СЬ |
Т | ТЬ |
Ф | ФЬ |
Х | ХЬ |
всегда твердые согласные:
Ж, Ш, Ц
всегда мягкие согласные:
Й, Ч, Щ
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом -
Мягкиесогласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/11/picture-277787-1676138067.jpg)
Буклет "Шпаргалка для родителей.Звуковой анализ слов".
Рекомендации учителя-логопедаТрясковой Т. С. для родителей2013 г....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-713477-1448127456.jpg)
Консультация для родителей и воспитателей «Звуковой анализ слов».
Консультация для родителей и воспитателей «Звуковой анализ слов". Цель консультации:1) познакомить родителей и воспитателей в выполнении письменного звукового анализа и синтеза слов;2) уточнение ...
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-1017965-1584255430.jpg)
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/12/picture-1384343-1665593299.jpg)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/19/picture-1437526-1668881389.jpg)
Консультация для воспитателей "Звуковой анализ слова"
В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.Основная цель педагогов в ...