Артикуляционная гимнастика для коррекции межзубного произношения
консультация по логопедии

Александра Александровна Юркова

Этот  вид сигматизма наиболее распространен в данной группе нарушений. Предлагаемая артикуляционная гимнастика поможет укрепить и определить положение языка для дальнейшей коррекции произношения. Упражнения знакомы и просты, что позволяет выполнять их в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_mezhzubnoe_proiznoshenie.docx42.68 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\админ\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\wsi-imageoptim-th-pronunciation-1024x724.jpg

Межзубный сигматизм - выражается в том, что во время произнесения свистящих и шипящих звуков кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами. Этот  вид сигматизма наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука «с» свист отсутствует, 

вместо него слышится более низкий и слабый шум. Этот же недостаток распространяется на звонкий звук «з» и аффрикат «ц».

Сигматизм как кратковременное явление может возникать у детей в период физиологической смены зубов. При выпадении молочных зубов кончик языка иногда занимает межзубное положение, что придает речи шепелявый оттенок. Обычно, дети быстро находят подходящую артикуляцию, способствующую нормативному произношению, и проблема вскоре исчезает. Но бывает так, что сигматизм носит патологический характер:

  • При нарушение иннервации органов артикуляции, что приводит к изменению тонуса языка, вялости мягкого неба, частичной неподвижности или повышенной спастике губ.
  • Заболевания ЛОР-органов связанное с затруднением носового дыхания вызванное аденоидами и некоторыми видами ринита. Это способствует тому, что рот ребенка постоянно остается приоткрытым. Кончик языка при этом оказывается в интердентальном  положении.
  • Неправильные артикуляционные уклады, при подражании неправильному речевому образцу.
  • Открытый или перекрестный прикус.
  • Так же может встречаться у соматически ослабленных детей.

Поэтому работа по устранению такого вида нарушения строится на определении причины дефектного произношения звуков и выбора необходимой методики.

                                   

Артикуляционная гимнастика

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

2. Качели

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

3. Маляр

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

6. Лошадка

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

8. Футбол

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

9. Карандаш

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка  «восьмерки» 15-30 раз.

11. Цифры

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.

         Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения.

Консультация для воспитателей логопедических групп по теме "Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения"...

Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения.

Информация для родителей (в прикреплённом файле)...

Артикуляционная гимнастика для выработки правильного произношения шипящих и сонорных звуков

Часть первая.Презентацию подготовила Фугарова Елена Ромалдо учитель-логопед МБДОУ д/с №1 " Петушок" г. Нестеров" Улыбка"" Хоботок"" Чашечка"...

Артикуляционная гимнастика для коррекции произношения звуков Л и Ль.

Артикуляционная гимнастика для коррекции произношения звуков Л и Ль....

Артикуляционная гимнастика для коррекции произношения звуков С, Сь, З, Зь, Ц

Артикуляционная гимнастика для коррекции произношения звуков С, Сь, З, Зь, Ц ...

Артикуляционная гимнастика для коррекции произношения звуков Р и Рь.

Артикуляционная гимнастика для коррекции произношения звуков Р и Рь....