Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Ольга Олеговна Рожкова

 

     Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В этой работе расскажу вам о синквейне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx20.1 КБ
Файл sinkveyn_tehnologiya_rozhkova.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

МАОУ « Гимназия г.Троицка» отделение 8

Использование технологии «Синквейн»  в  работе по развитию речи дошкольников

Рожкова О.О.

                                                                                                                    Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.

Античная поговорка

     Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне. Что такое синквейн? 

     Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют                                                                                                                               Дети — цветы жизни
Счастье

Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?

     Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

     Например:
На голой ветке / ворон сидит одиноко. / Осенний вечер.

     Синквейн, как и хоку, несёт определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным. Кроме традиционного, существуют разные виды синквейнов:

обратный синквейн,

синквейн-бабочка,

зеркальный синквейн.

     Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

     Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

     Правила составления синквейна:

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

     Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

     Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Способы работы с синквейном:

  • Составление нового синквейна.
  •  Составление краткого рассказа по готовому   синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна.
  • Составление синквейна по прослушанному рассказу, сказке.
  •  Составление синквейна – загадки. 

     Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа
Весёлая, дружная
Учимся, играем, танцуем
Наш любимый край
Мы — дружные!

     Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

     Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.                

       Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

     Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память, педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

     Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять  главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления» - писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».                                    

     Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

1. Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное

2. Дом
Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище

3. Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето

    Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

Семья

Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)

Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

     При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

     Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

     Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.                                                                                                                

     Технология  «синквейн»  гармонично  сочетает  в  себе  элементы  трех  основных  образовательных  систем: информационной, деятельностной  и   личностно-ориентированной, так как его  написание  требует  от  составителя   реализации  практически  всех  его  личностных  способностей  и  может  успешно  применяться  в  педагогической  практике   и  тем  самым  оптимизировать  работу  по  речевому  развитию  дошкольников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Рожкова О.О. МАОУ « Гимназия г.Троицка » отделение №8 Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

Слайд 2

Что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского «пять». В вольном переводе это слово означает «пять вдохновений» или «пять удач» Синквейн- нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века. Форму синквейна разработала американсая поэтесса Аделаида Крепси

Слайд 3

СИНКВЕЙН – ЭТО НЕ ОБЫЧНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, А СТИХОТВОРЕНИЕ , НАПИСАННОЕ В СООТВЕТСТВИИ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРАВИЛАМИ.

Слайд 4

Правила написания синквейна 1. Синквейн состоит из 5 строк; 2. Форма его напоминает елочку 1 2 3 4 5

Слайд 5

Кто? Что? Какой? Какая? Какие? Что делает? Что делают? Предложение Слово-ассоциация

Слайд 6

КУКЛА Кукла Красивая, любимая. Стоит, сидит, улыбается. Моя кукла самая красивая. Игрушка .

Слайд 7

Синквейн можно составлять в конце занятия - как закрепление пройденного материала, а можно в начале – как введение в тему. С детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвертой строке предложения может составлять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.

Слайд 8

Составление нового синквейна. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна. Составление синквейна по прослушанному рассказу, сказке. Составление синквейна – загадки. Способы работы с синквейном:

Слайд 9

Составление синквейна по картинке Что это? (Солнце) Подберите два слова – признака (Какое солнце?) Подберите три слова – действия (Что делает солнце?) Составьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету. Подберите слово, которое вы можете представить, когда произносят слово солнце.

Слайд 10

Составление краткого рассказа по готовому синквейну. Заяц Белый, пушистый Скачет, прячется, боится. Я жалею зайца. Дикие животные. В зимнем лесу живёт белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

Слайд 11

Составление синквейна по прослушанному рассказу, сказке. Мойдодыр Добрый, справедливый. Радуется, улыбается, учит. Мойдодыр – начальник щёток и мочалок. Чистота.

Слайд 12

СИНКВЕЙН -ЗАГАДКА 1. ? 2. Cерый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится этот зверек 5. Лес.

Слайд 13

Дети сочиняют синквейны… Снегирь. Красногрудый, черноголовый. Сидит, клюёт, пугается. Снегирь - символ холодной зимы. Зима. Зонт. Цветной, большой. Раскрывается, защищает, закрывается. Мой зонтик самый замечательный. Дождь.

Слайд 14

Обогащает словарный запас Учит формулировать идею (ключевую фразу) Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом Получается у всех Активизирует и развивает мыслительную деятельность Педагогическая ценность « С инквейна»

Слайд 15

Эффективность и значимость метода Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Слайд 16

Вывод: Технология «синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, так как его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР

Проект по теме "Царство диких животных" для детей средней логопедической группы с ОНР...

Использование технологии "палочки Кюизенера" в развитии речи дошкольников

Использование технологии "палочки Кюизенера" в развитии речи...

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Доклад для педагогов из опыта работы по теме: «Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста».

Использование технологии ТРИЗ  в целях развития речи  детей дошкольного возраста.     Цель использования  технологии ТРИЗ с одной стороны развитие мышления, а с друг...

Мастер класс «Использование технологии «Пуговичная терапия» для развития речи у детей дошкольного возраста».

Дать представление об инновационном методе развития речи «пуговичная терапия»....

Статья "Использование ИКТ технологий как средства в развитии речи дошкольников".

Использование ИКТ как средства в процессе организации образовательной области «Речевое развитие» позволяет активизировать восприятие ребёнка при составлении описательного рассказ...

Использование технологии «Синквейн» как средства развития речи старших дошкольников

Введение Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершен...