Конспект ООД с использованием ТРИЗ технологии по развитию речи на тему: «Приключения колобка»
методическая разработка по логопедии

Никулина Наталья Николаевна

 В свете требований ФГОС ДО перед педагогами стоит одна из главных задач – задача создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование познавательных интересов и творческих способностей. Для решения поставленных задач в современном подходе образования, любой педагог становится на путь творческого поиска. Работа учителя-логопеда дошкольной организации не является исключением. Помимо специфических коррекционных задач, логопед должен решать задачи, направленные на развитие личности ребенка в целом. Однако добиться этого с помощью традиционных приемов работы не всегда является возможным. ТРИЗ – технология (Теория Решения Изобретательских задач, созданной Г. С. Альтшулером еще в советские годы и не потерявшие свою актуальность и сегодня, является одним из эффективных приемов и методов коррекции речи и отвечает задачам, поставленным перед педагогом в полноценном развитии современного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pin-kod_uspeshnosti.docx98.82 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный профессиональный конкурс методических разработок

«Пин-код успешности: открытое пространство»

Номинация «Детство – мир разноцветных эмоций»

                     

Конспект ООД с использованием ТРИЗ технологии

по развитию речи

на тему: «Приключения колобка»

                                                                Автор: Никулина Наталья Николаевна,

 МБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки»,

                          учитель-логопед

Каменский район, г. Камень – на - Оби

2022г.

Пояснительная записка

Актуальность темы, обоснование ее выбора

 В свете требований ФГОС ДО перед педагогами стоит одна из главных задач – задача создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование познавательных интересов и творческих способностей. Для решения поставленных задач в современном подходе образования, любой педагог становится на путь творческого поиска. Работа учителя-логопеда дошкольной организации не является исключением. Помимо специфических коррекционных задач, логопед должен решать задачи, направленные на развитие личности ребенка в целом. Однако добиться этого с помощью традиционных приемов работы не всегда является возможным. ТРИЗ – технология (Теория Решения Изобретательских задач, созданной Г. С. Альтшулером еще в советские годы и не потерявшие свою актуальность и сегодня, является одним из эффективных приемов и методов коррекции речи и отвечает задачам, поставленным перед педагогом в полноценном развитии современного ребенка.

Целевая аудитория: дети подготовительной группы

Цель: Учить детей логически правильно строить высказывания, рассуждать, видеть хорошее и плохое в предмете, явлении, отстаивать свою точку зрения.

Задачи: - расширять кругозор детей;

- активизировать словарь детей;

- закреплять умение детей составлять из букв слоги, слова;

- закреплять умение детей составлять предложения с предлогом по предложенной схеме;

- развивать монологическую речь детей, фантазию, мышление, память, зрительное восприятие;

- воспитывать у детей диалектический подход к анализу окружающего мира и умение слушать друг друга.

Планируемые результаты

В результате проведённого занятия, речь детей становится более образной, последовательной, ответы детей нестандартными, раскрепощёнными. У детей расширяется кругозор, активизируется словарь и познавательная деятельность, появляется стремление к новизне, к фантазированию. Дошкольники легко и непринуждённо закрепляют на занятии приобретённые умения.

Форма проведения

    Игра «Хорошо или плохо»

Используемые педагогические технологии, методы, приемы:

  Игровые (Триз), здоровьесберегающие, информационно - коммуникативные технологии.

Показаны методы: наглядные (использование подлинных вещей, просмотр фотографий, картин), метод примера.

 Словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого);

практические (различные упражнения), метод стимулирования и мотивации.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении мероприятия        : оборудование: ноутбук, презентация, проектор, экран или картины материал: колобок, деревянные ложки, буквы, ребус, карандаши, тетради, игра «Планшеты» по технологии ТРИЗ

 Ход занятия

  1. Организационный момент (Дети входят в кабинет и говорят пароль: назвать слово со звуком [ш] и становятся в круг.)
  2. Пальчиковая гимнастика «Дружок, ты наш дрозд»

Преграда. До стульчиков дети не могут дойти, пока не выполнят пальчиковую гимнастику.

Логопед: Вспомним, какое сейчас время года? Какие птицы к нам весной возвращаются с юга?

Дети вспоминают перелётных птиц и выполняют пальчиковую гимнастику.

  1. Введение в тему. Сюрпризный момент.

Логопед: Ребята, смотрите, у нас на стуле что - то лежит.

Дети рассматривают, трогают.

Логопед: На сметане мешен,

              На окошке стужён,

              Круглый бок, румяный бок

              Покатился……(колобок)

  1. Игра «Хорошо или плохо»

1.Логопед: Кто знает сказку о колобке?

- Что хорошего в этой сказке?

- А что плохого?

- Каким должен быть колобок или, что он должен сделать, чтобы его не съела лиса? (Например: он должен быть несъедобным, он должен катиться не по тропинке, а по травке, вот лиса его и не заметит. Пусть колобок не садится ей на нос, а поёт песенку на лесной тропинке. Быстро убегает от лисы и т.д.)

Логопед: Я вам расскажу новую сказку о нашем колобке.

 Был у бабушки с дедушкой внук Ваня. Мальчик всё лето гостил у них. Купался в реке, гулял в лесу. Но больше всего ему нравились сказки, которые вечерами рассказывала бабушка. А однажды к избушке подъехала машина, из неё вышла Ванина мама. Это означало, что мальчику пора возвращаться домой, в город. Ваня загрустил. Заметив это, бабушка сказала: «Давай внучек, я тебе на прощанье сказку расскажу. Называется она «Колобок».

 Ваня слушал, а потом сказал: «Жаль, меня рядом не было. Я бы защитил колобка! Потом мы бы подружились, а друга я никому не дам в обиду!

 Когда Ваня уехал, бабушка замесила тесто на сметане, скатала из него шарик и поставила в печь. И она спекла колобок для Вани. Бабушка сказала: «Колобок сам отыщет Ваню. А по дороге обязательно встретит добрых людей, которые помогут ему в трудную минуту».

2.  Колобок катился, катился по дороге и услышал весёлые голоса и смех.

(Выставляется картинка «Дети в детском саду» или слайд фото детей из соседней группы)

- Кто это встретился колобку? Это были дети из нашего детского сада со своей воспитательницей. Они увидели колобка и взяли его к себе в гости.

Колобок попал к ребятам на завтрак.

3.Отгадайте загадку: «Всех кормлю с охотою, а сама безротая». Это ложка.

- Смотрите, какая у меня есть ложка деревянная! Что хорошего в том, если вы будете кушать такой ложкой? (Примеры ответов детей: эта ложка никогда не нагревается и ею не обожжёшься. В нее много вмещается и поскорее можно всё съесть. Ложка красивая. Из дерева ложку можно и самому сделать).

- А что плохого в этой ложке? (Плохо - не входит в рот, быстро кушать плохо, такой цвет не люблю и т.д.)

4. Дети в детском саду не только кушают, но и занимаются. Они что – то изучают.

Загадка:        Чёрные, кривые,

                 От рожденья все немые,

                 Встанут в ряд –

                 Сейчас заговорят.   (Буквы)

- Дети, хорошо знать одну букву? Почему хорошо?

(Можно её написать, пропеть, найти в книге, вырезать, раскрасить….)

- А что плохого?

(Зная только одну букву, нельзя прочесть сказку, загадку, написать письмо, разгадать кроссворд.)

Сейчас покажем колобку, как мы умеем из букв составлять слова.

Задание: составить слово из данных букв. Первая буква С.

        Л А В О С        (слова)

   2  5  4  3  1

Давайте, ребята, немного отдохнём и ещё раз вспомним о весне

Динамическая пауза «Клён»

За окном сосулька тает (Дети прыгают 4 раза на месте)

Ветер тучи рвёт в клочки  (машут руками над головой)

Разжимает, разжимает       (кисти рук сжимают и разжимают)

Клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку (наклоны в сторону)

И когда растает снег           (наклон вперёд)

Мне зелёную ладошку       (выставляют ладошки)

Клён протянет раньше всех.

5.Логопед: Ребята, давайте расскажем колобку, чем же вы пишете буквы в детском саду?

Задание: отгадывание звукового ребуса

Нарисована ворона    малыш плачет             малыш плачет       змея шипит

                                                           НД

Кар                            А                                          А                        Ш

Логопед: Ребята, давайте вспомним букву И, запишем её в слоговые шарики и вместе прочитаем полученные слоги.

-Ребята, а что хорошего в том, что дети пишут в детском саду буквы простым карандашом?

- А что плохого?

6.Колобок с нами познакомился и поиграет в игру.

Игра «Планшеты».

(Логопед раздаёт планшеты детям). Давайте вспомним правила игры: назвать признак, объект, перевернуть планшет, посмотреть задание и составить предложение по схеме.  C:\Users\User\Pictures\1714d4ba-311d-4199-bd78-10af84664cf8.jpg     C:\Users\User\Pictures\30acb326-9826-4813-933e-b79784973629.jpg

(Круглый арбуз-составить предложение с предлогом под, деревянный стул-составить предложение с предлогом около, горячий утюг- с предлогом на, зелёная трава – с предлогом возле, сладкое яблоко – с предлогом на, колючий ёж – с предлогом в)  C:\Users\User\Pictures\a7ddeb7c-5f31-4692-aac2-8e29402d7cba.jpg  C:\Users\User\Pictures\1b95b29b-35e3-44b1-891b-a724ad10ad93.jpg

7.Логопед: Ребята, нам сегодня необходимо посетить городскую детскую библиотеку. Возьмём с собой колобка? А для чего? (Может быть он найдёт Ваню)

- Как вы думаете, на чём мы поедем в библиотеку?     (На автобусе)

(Выставляется картинка или слайд фото «Дети едут в автобусе»)

- Скажите, ребята, вам нравится ездить в автобусе? Что же в этом хорошего? (Дети рассуждают)

- А что плохого?

V.Итог. О чём, дети, мы сегодня с вами говорили?

- Скажите, ребята, а колобок Ваню нашёл?  (Нет)

Да. Колобок Ваню не нашёл. Давайте порассуждаем, что в этом хорошего?

А что плохого?

А о том, нашёл колобок Ваню или нет, вы узнаете на следующем занятии.

Заключение

В итоге дети подготовительной группы смогут:

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности.

  ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению, способствует формированию монологической речи ребёнка.

Литература

  1. Белоусова Л.Е. «Удивительные истории»

Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста

  1. Корзун А.В. Весёлая дидактика: использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с детьми. – Мн.: 2000г.
  2. Нестеренко А.А. «Страна загадок»
  3. Никитин Б.П. «Развивающие игры»
  4. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. «Колобок и все-все-все, или как раскрыть в ребёнке творца»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников.

ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь....

Презентация "Использование ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников. Круги Луллия"

Данная презентация рассказывает о том как методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать в условиях детского сада для развития речи детей....

Непрерывная образовательная деятельность с использованием ТРИЗ – технологии познавательное развитие (окружающий мир) Тема: «Космическое путешествие»

Тема: «Космическое путешествие»Основная образовательная область: Познавательная.Цель:  расширение представлений детей о космосе.Задачи по ФГОС ДО:  Развивать устную речь для выра...

Конспект НОД с использованием ИКТ технологии по развитию речи в средней группе Составление рассказа «Как птицы весну встречают»

Конспект НОД  с использованием ИКТ технологиипо развитию речи в средней группеСоставление рассказа «Как птицы весну встречают»...

Мастер-класс «Использование ТРИЗ технологии для развития речи дошкольников»

Проблема речевого развития дошкольников заключается в бедности речи; недостаточном словарном запасе; односложная, состоящая из простых предложений речь; трудности в развитии монологичес...

Использование ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников

Одной из главных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС, является воспитание детей, обладающих творческим потенциалом. Как показывает практика, нельзя  в полной ...