Консультация для педагогов "Использование игр и игровых упражнений в работе по формированию связной речи дошкольников"
консультация по логопедии
Игра для ребенка - это мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее навыки в новых свзях и обстоятельствах. использование речевых игр на занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igr_i_igrovyh_uprazhneniy_v_rabote_po_formirovaniyu_svyaznoy_rechi.docx | 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра для ребенка – это мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки. Она оказывает большое влияние на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого включенного в нее, определенные способности к коммуникации.
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
Использование речевых игр на занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков:
- Развития речевых умений;
- Умения учиться;
- Развития необходимых способностей и психических функций;
- Познания (в сфере становления собственного языка)
- Запоминания речевого материала.
Также, при развитии связной речи используются и создаются разнообразные игровые ситуации. Если в младшем дошкольном возрасте это несложные игровые ситуации «Напои куклу чаем», «Оденем куклу на прогулку» и т.д., то в старшем дошкольном возрасте игровые ситуации являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи.
Например, детям предлагается поиграть в телестудию и побывать в роли ведущих различных телепередач «В мире животных», «Поле чудес», «Спокойной ночи малыши» и др. целью данных ситуаций является обучение детей умению составлять рассказы о животных, рассказывать сказки, разыгрывать небольшие сценки с куклами.
Или: дети становятся корреспондентами, берут интервью и делают телерепортаж на определенную тему: «Любимые места отдыха горожан», «Смешные истории из жизни детского сада», «Животные в семье» и т.д. Цель данных ситуаций – учить детей задавать вопросы, пересказывать содержание услышанного, составлять собственный рассказ на основе услышанного.
Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной слова, формированием грамматического строя речи, воспитанием ЗКР.
Вот подборка игр, которые могут быть использованы на занятиях.
«Подбор определений к предметам» - пальто какое? – теплое, зимнее, длинное, новое и т.д.
Мяч какой? – резиновый, круглый, большой и т.д.
«Узнай по описанию» - из трех предметов описывается один, ребенок должен узнать, что за предмет. Как усложнение данной игры может описывать ребенок, а другие дети узнавать.
«Какое время года?» - по описанию признаков или по прочитанному стихотворению.
«Чудесный мешочек», «Магазин» - ребенок должен описать предмет, не называя его, а пытаясь более полно обозначить все его особенности.
«Найди пару» - у детей изображения деревьев, а на доске ветки с плодами (березка с сережками, дуб с желудями, сосновая ветка с шишками, рябина, каштан).
Ребенок должен сказать, какая ветка ему нужна соотнеся со своим деревом: «Мне нужна сосновая ветка с шишкой, потому что у меня сосна» и т.д.
Игра «1,2,5» - согласование существительных с числительными: 1 сказочный домик, 2 сказочных домика, 5 сказочных домиков и т.д.
«Составь предложение» - дается ряд слов, из которых ребенку необходимо составить предложение: Снег, на, лежит, крышах, домов – Снег лежит на крышах домов.
У, теплая, куртка, Тани – У Тани теплая куртка.
«Отгадай предмет по его действиям»
Кружится, падает, тает, вьется, сверкает, искрится… снежинка и т.д
«Закончи предложение»
На улице потеплело и … (мы пошли гулять).
Наступила ночь и на небе … (появилась луна, появились звезды).
Аналогично проводятся игры с подбором слов противоположных по значению:
Летом дни жаркие, а зимой … (холодные)
Летом день длинный, а зимой … (короткий)
«Сравни и расскажи» - составление описательных рассказов: снегиря и синицы; зимы и осени и т.д.
Для творческого рассказывания могут быть использованы игровые ситуации: «Что я вижу из окна автобуса», «Путешествие на поезде», «Куда бы я хотел отправиться в путешествие» и др.
При работе с сериями сюжетных картин применяются следующие приемы: каждому дается картинка, по которой ребенок составляет описание, а затем один ребенок рассказывает полный рассказ по серии.
К знакомым стихам подбираются картинки, которые выставляются на доске, ребенок должен выбрать картинку и рассказать соответствующее стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития
Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...
Новые формы работы по формированию связной речи дошкольников.
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребёнку высказать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценн...
«Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»
Данная презентация знакомит педагогов с основными этапами работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства ДОУ.Материал, представленный в през...
2018 год - Игровые упражнения и задания для развития связной речи дошкольников
Игровые упражнения и задания для развития связной речи дошкольников...
Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в работе по формированию связной речи»
Краткое описание...
Обоснование необходимости использования лексических упражнений в работе по формированию связной речи
Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им....
Игровые упражнения и занятия по развитию связной речи дошкольников.
Игровые упражнения и занятия по развитию связной речи дошкольников....