«Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»
консультация по логопедии (старшая группа)

Родионова Юлия Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Фонематическое восприятие. Фонематический слух.

 А что это такое?»

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе? Но если всё-таки проблемы есть…. Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело? Что не так? Какова причина? Основной причиной данных проблем является проблема со слухом у ребёнка. Удивлены? В логопедии есть такое понятие как фонематический слух. И если нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся…

Для начала вспомним, что такое слух вообще?

Слух — это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Не речевой слух — это восприятие природных, бытовых, музыкальных шумов.

Речевой слух — это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов, различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

Фонематический слух — это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.  Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись. Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.

«Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Оно формируется в период от одного до 4-х лет. Поэтому к 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение, понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза, и само собой-написание этих слов.

Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:

1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова.

2. Умение выделять первый и последний звук в слове

3. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.

4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

Формирования первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе усвоенных предыдущих степеней.

Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:

• нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих – звонких, свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, шипящих – свистящих и т. п.);

• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

• затруднение при анализе звукового состава речи.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.

ПОИГРАЕМ?         ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ

Игра «Поймай звук» 

Задача: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»: л, р, м, р, ч, р, л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.

Игра «Где живёт звук» 

Задача: учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ж. Например, картинки: пижама, мышь, банка, тапки, жук, живот и т. д.

Игра «Придумай имя» 

Задача: учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя на заданный звук, например, звук М – Маша, Марина, Камилла, Миша. Звук С – Слава, София, Вася, Алиса.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача: учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, ТОК –Т, ПШЕНО –П.

Игра «Назови последний звук»

Задача: учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, стук –К, балкон-Н

Игра «Определи место звука в слове»

Задача: развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: камыш (в конце, шепот (в начале), мешок (в середине).

Игра «Прохлопай слово»

Задача: учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма-ши-на (3 слога), бел-ка (2 слога).

Удачи вам и вашим детям! И пусть фонематический слух будет в полном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений на формирование и развитие фонематического восприятия и слуха.

Цель игровых упражнений - научить ребенка слушать и слышать. Игры можно проводить как во время организованной работы с дошкольниками, так и в свободное время индивидуально или с подгруппой детей....

Консультация для родителей "Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?"

Данная статья поможет начинающим педагогам и родителям разобраться с такими понятиями как «фонематический слух», «фонематическое восприятие» и почему он так важен для овладения...

Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе? Но если всё таки проблемы есть&helli...

«Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»

Какой родитель   мечтает о том, чтобы его ребенок правильно разговаривал,быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе?Но если всё-таки проблемы есть ....

«Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»

Какой родитель   мечтает о том, чтобы его ребенок правильно разговаривал,   быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе?   Но есл...

Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»

Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился чит...

Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»

Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»...