Игры и упражнения по лексической теме: "Транспорт, виды транспорта"
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Мордвинова Ирина Борисовна

Коррекционно-образовательные задачи.

Расширение и закрепление представления о транспорте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_po_leksicheskoy_teme_transport.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Игры. Упражнения. «Транспорт, виды транспорта». Звук [ы].

1.Упражнение

Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи.

«Самолеты»

Логопед. А сейчас мы отправим в полет самолетики, которые мы сделаем. Положите самолетики на ладонь. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на самолетик, вытянув губы трубочкой, не надувая щек.

Упражнение делается 4-5 раз.

2. Физкультурная пауза

Координация речи с движением

«Машины»

На улице нашей                       Дети двигаются из одного конца группы в другой,

Машины, машины.                 держа  в руках воображаемый руль.

Машины-малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,                    Делают разворот, двигаются в противоположную сторону.

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

- Эй, машины, полный ход,  

Я –примерный пешеход:          Когда все «машины проехали», один из детей – пешеход

Торопиться не люблю,             -переходит улицу и произносит эти слова.

Вам дорогу уступлю.

3.Работа на листе бумаги

Мелкая моторика

«Обводим по контуру»

На листе бумаги изображен транспорт: паровоз и легковая машина.

Логопед. Слушайте загадку.

За дымком,

За свистком

Братья бегают бегом.

Дети. Это поезд у него есть свисток, вагоны бегут  друг за другом, а из трубы паровоза идет дым.

Логопед. Верно. Возьмите серый карандаш, обведите по контуру, раскрасьте картинку.

4Работа на листе бумаги

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики

Раздать детям листы бумаги с буквой Ы.

Логопед. В русском языке нет ни одного слова, которое начиналось бы с буквы Ы. заглавной буквы Ы нет. Раскрасьте  букву. Какой карандаш вам для этого понадобится?

Дети. Красный, потому что буква Ы – гласная.

Логопед. Теперь посмотрите как я пишу букву Ы. Сначала я пишу сверху вниз палочку, потом справа от нее полукруг и на небольшом расстоянии от него еще одну палочку. Напишите четыре буквы по точкам.

5.Игра

Зрительное восприятие, внимания.

«Найди место»

Логопед помещает на наборном полотно игровое поле, на котором с помощью липучек будут крепиться изображения транспорта. На игровом поле изображены небо, море, железная дорога и шоссе, идущие вдоль моря. На столе плоскостные изображения транспорта.

Логопед. Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт.

1-й ребенок. Самолет летит высоко в небе.

2-й ребенок. Корабль плывет в море.

3-й ребенок. Поезд несется по рельсам.

4-й ребенок. Легковая машина едет по шоссе.

Логопед. Хорошо. Теперь я еще прикреплю картинки. Назовите их.

Дети. Грузовая машина, поезд, метро, самосвал, фургон, троллейбус маршрутное такси, автобус.

Логопед. Вот как много у нас транспорта. Давай назовем где здесь пассажирский транспорт, а где грузовой.

Логопед. Хвалит детей. Кроме того, грузовыми могут быть и поезд, и самолет, и корабль.

6.Игра

Зрительное восприятие, внимания

«Найди пару»

Логопед предлагает детям пройти за стол, где лежат картинки: машина, колесо, паровоз, труба, самолет, крыло, вертолет, пропеллер.

Логопед. расставьте картинки парами и расскажите, почему вы так сделали. Составьте предложение со словами потому что.

1-й ребенок. Я взял машину, потому что у машины четыре колеса.

2-й ребенок. Я взял паровоз, потому что у паровоза  есть труба.

3-й ребенок. Я взял самолет и крыло, потому что у самолета есть крылья.

4-й ребенок. А у меня вертолет и пропеллер, потому что пропеллер есть у вертолета. Молодцы

7.Игра  

Развитие грамматического строя речи, (образование формы множественного числа существительных).

«Один и много»

Логопед. Я называю вам машину, а вы мне называете  много таких машин. Автобус.

1-й ребенок. Автобусы.

Логопед. Трамвай.

2-й ребенок. Трамваи.

Логопед. Самосвал.

3-й ребенок. Самосвалы.

Логопед. Корабль.  

4-й ребенок. Корабли.

Логопед. Какие слова из произнесенных вами заканчиваются звуком [ы]?

Дети. Автобусы, самосвалы.

8.Упражнение

Совершенствование грамматического строя речи.

(согласование числительных два и пять с существительными)

«Два и пять»

Логопед. Возьмите каждый по одной карточке, на которой изображены две машины, и скажите, что у вас нарисовано.

1-й ребенок. Два самолета.

2-й ребенок. Два автобуса.

3-й ребенок. Два самосвала.

4-й ребенок. Два трамвая.

Логопед. Верно. Теперь возьмите карточки, на которых изображен этот же транспорт, сосчитайте его и скажите, сколько у вас всего машин.

1-й ребенок. Пять самосвалов.

2-й ребенок. Пять автобусов.

3-й ребенок. Пять самолетов.

4-й ребенок. Пять трамваев.

9.Игра

Развитие навыков звукового анализа.

«Поставь в гараж»

Логопед. А давайте теперь расставим транспорт по гаражам. В желтый гараж вы поставите машины, в названиях которых по два слога, а в синий гараж – машины, в названиях которых по три слога. Прикрепляйте машину и проговаривайте ее названия по слогам.

Дети выполняют задание, прикрепляя в первый гараж такси и фургон, а во второй – грузовик, самосвал, троллейбус, автобус, машину, четко проговаривая их названия по слогам.

10.Упражнение

Развитие фонематического восприятия, речевого слуха.

«Ехали медведи…»

Логопед. Послушайте отрывок из сказки К.И. Чуковского «Тараканище» и постарайтесь запомнить все названия транспорта, которые прозвучат в этом отрывке.

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.

А за ним комарики.

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы на автомобиле.

Зайчики на трамвайчике.

Жаба на метле.

Дети. Велосипед, автомобиль, трамвайчик.

Логопед. Верно. Какое из этих слов начинается  со звука [т]?

Дети. Трамвайчик.

Логопед. А в каких словах есть звук [м]?

Дети. Автомобиль, трамвайчик.

Логопед. Отлично.

11.Звукоп-ие

Развитие артикуляционной моторики

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р].

Логопед. Давайте сделаем несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Первое упражнение называется «Грибок». Широко откройте рот, присосите язык к нёбу. Удерживайте его, пока я буду считать до 10. Упражнение выполняется 3-4 раза. После каждого выполнения логопед предлагает детям проглотить слюну и отдохнуть.

Логопед. Следующее упражнение «Лошадка» вам хорошо знакомо.

Широко откройте рот и медленно пощелкайте языком, как будто лошадка цокает копытами. Упражнение  выполняется в течение 20-30 секунд. Через кажде 10 секунд логопед предлагает детям отдохнуть, проглотить слюну, расслабиться.

Логопед. и последнее упражнение называется «Пулемет». Широко откройте рот, поставьте кончик языка за верхние зубы, на бугорки, быстро произносите «д-д-д-д-д», как будто строчите из пулемёта.

Упражнение выполняется в течение 20-30 секунд. Через каждые 10 секунд логопед предлагает детям отдохнуть. Проглотить слюну, расслабиться.

12.Игра

Развитие фонематического восприятия

«Подними флажок»

Логопед. Послушайте стихотворение и определите, какой звук слышится в конце последних слов, акцент на звук [ы].

На глазах у детворы

Улетают ввысь шары.

Дети. Это звук [ы].

Логопед. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, у ас нет преграды для воздуха. Как вы думаете это звк гласный или согласный?

Дети. Гласный.

Логопед. Верно. Этот звук можно петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Красным.

Логопед. Правильно. Сейчас будете поднимать флажки когда услышите этот звук.

Ы,и,а,ы,у,ы,о,э,ы,и.

Мы, ба, ын, им, ты, пи, ым, ан.

Мышь, губы, вилка, рыжий, рыть, сидеть, толстый, синий, рынок.

Логопед. Молодцы.

13.Упражнение

Передача ритмического рисунка

Прохлопай слова»

А теперь давайте вместе прохлопаем слова-названия грибов и ягод, разделим их на части.

Логопед. Машина.

Дети. Ма-ши-на.

Логопед. Самолет.

Дети. Са-мо-лет..

Логопед. Автобус

Дети. Ав-то-бус.

Логопед.  Трактор.

Дети. Трак-тор.

Логопед. Шина.

Дети. Ши-на.

Логопед. Отлично. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта".

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта"....

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Транспорт" для детей с ОНР (старшая группа).

Представленный материал для закрепления лексической темы "Транспорт". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических...

Лексическая тема "Транспорт. Виды транспорта"

С 11 по 15 января изучали с детьми лексическую тему "Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте". Здесь, уважаемые родители вы можете найти материал по закреплению с детьми дома зна...

Интерактивная игра "Скажи наоборот по лексической теме "Транспорт"" выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint

Цель: упражнять в употреблении простых глаголов-антонимов, в образовании глаголов при помощи приставок с использованием картинок, изображающих противоположные действия.Инструкция: «Я скажу дейст...

Игры и упражнения по лексической теме "Транспорт"

Игры и упражнения для педагогов и родителей...

Развивающее упражнение по лексической теме "Транспорт"

Игровое упражнение по лексической теме "Транспорт" в средней группе "Найди 7 отличий". Цель: развитие глазомера, внимательности, усидчивости, речевой активности при аргументировани...