Значение игр в работе логопеда
методическая разработка по логопедии

Ванечкина Александра Николаевна

Описание игр и их значения в работе логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igr.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игры в работе учителя-логопеда ДОУ.

           Значение игры в работе учителя-логопеда дошкольной образовательной организации переоценить трудно, а порой невозможно. Поскольку основной деятельностью дошкольников является именно игра, ей принадлежит ведущая роль в развитии ребенка и всего детского коллектива. В игре происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети накапливают и социальный опыт межличностных отношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольника. Она содержит в себе все тенденции развития; является источником развития и создаёт зоны ближайшего развития; обеспечивает изменения потребностей и изменения сознания общего характера. В игре развивается функция замещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления. С помощью игры и игровых технологий систематизируются усвоенные детьми знания, формируется познавательный интерес, развивается творческая деятельность детей, а, главное, речь, что обязательно ведёт к интеллектуальному развитию. Учитель-логопед использует игру и на индивидуальных и на подгрупповых занятиях. Это и дидактические игры, и игры с движениями, игры с предметами, театрализованные игры, музыкально-дидактические, компьютерные и интерактивные игры.

Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

 Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

 1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами ему нужно в данной игре передать;

 2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

 В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.

 Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой замысел, т. е. ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Дид. игра «Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

   При использовании игр с движениями и словами дети учатся координировать движения со словами; развивается память, быстрота реакции, мелкая и крупная моторика.

Игра «Листья»

 

Цель: Развивать координацию речи с движениями.

 

Листья осенние тихо кружатся                        кружатся на цыпочках, руки в стороны

Листья нам под ноги тихо ложатся                 приседают

И под ногами шуршат, шелестят                    движения руками вправо-влево

Будто опять закружиться хотят                      поднимаются, кружатся.

•    По ягоды

Координация речи с движениями

Мы шли-шли-шли,                                        маршируют руки на поясе

Землянику нашли                                         наклонились, правой рукой коснулись носка левой

                                                                           ноги, не сгибая колен

Раз, два, три, четыре, пять                          маршируют

Мы идем искать опять                              наклонились, левой рукой коснулись носка правой

                                                                           ноги, не сгибая колен.

         Игры с предметами, например с мячом по типу «Съедобное - несъедобное»

     Цель: Развивать навыки слухового анализа. Педагог дает инструкцию: «Если я произношу звук в слоге-слове правильно, вы ловите мяч, если неправильно – отталкиваете» Фафна-хахна-сосна-шашна-сясна.

         Театрализованная игра также важна для речевого развития детей. В ней совершенствуется монологическая и диалогическая речь, осваивается выразительность речи, автоматизируются поставленные звуки. И наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Игра «Телефон»

Цель:  развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушкина загадка:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1.  Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2.  Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3.  Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4.  Вас обидели, а друг вас утешает.

5.  Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины

     Для развития слухового внимания и фонематического слуха очень полезны музыкально-дидактические игры. В процессе музыкально-дидактических игр на логопедических занятиях у заикающихся детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово и фразообразование, увеличивается словарный запас.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного  возраста: узнай инструмент (металлофон, погремушки, бубен, бубенчики), повтори звуки (поочередная игра на двух ксилофонах), музыкальное эхо, сыграй на патефоне любимую песню (игрушечный патефон) и др.

Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения поставленной перед ним задачи, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей. Они используются в постановке звуков, способствуют развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, закреплению  и дифференциации звуков; и в общем развивают речь.

Вот некоторые рекомендации для организации речевых  игр и упражнений:

-        игры не должны быть длительными по времени (7-10 минут);

-        они должны проводиться в неторопливом ритме;

-        игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей;

-        в игре должен присутствовать элемент соревнования;

-        выигравший должен быть отмечен;

-        в игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей, максимально используя возможности речедвигательной активности;

-        в процессе игры необходимо развивать у детей навыки контроля  за своей и чужой речью;

-        особое место в игре отводится учителю-логопеду. Он должен коррегировать речь детей в соответствии с их речевыми возможностями, задачами и условиями игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Статя на тему: "Значение игры в работе учителя - логопеда ДОУ"

Игра помогает сделать учебный материал учителя - логопеда увлекательным, вызывет у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения знаний, о...

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

Значение игры в работе учителя-логопеда ДОУ

Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания детей с ограниченными возможностями. Работа по развитию речи является со...

Значение игры в работе учителя-логопеда ДОУ.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию, к процессу познания. В игровой де...

Значение использования ИКТ (информационно-компьютерных технологий) в коррекционной работе логопеда

Значение использования ИКТ (информационно-компьютерных технологий) вкоррекционной работе логопеда...

Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе логопеда.

Консуьтация для родителей о пользе применения артикуляционнной гимнастики при работе с детьми с речевыми нарушениями....