Значение игры в работе учителя-логопеда ДОУ.
статья по логопедии
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию, к процессу познания. В игровой деятельности дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои умения и способности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение игры в работе учителя-логопеда ДОУ.
Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания детей с речевыми нарушениями. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности.
Не касаясь описания различных форм речевых нарушений у детей, хочется подчеркнуть, что при любом речевом нарушении логопедическая работа не может ограничиваться только коррекцией того недостатка, который явно бросается в глаза. Каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную не только на формирование звуковой стороны речи, но и на развитие словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи. Это необходимо для общего психического развития ребенка, для его успешного обучения в школе.
Поэтому при организации занятий по развитию речи нужно исходить из того, что работа по формированию отдельных компонентов речи одновременно служит и формированию высказывания, которое является единицей речевой деятельности, причем каждое занятие кроме отработки техники речи одновременно ориентируется и на развитие коммуникативных возможностей детей.
Отрабатываемые слова и словосочетания должны включаться в детские высказывания. Необходимо развивать речевую инициативу детей, поощрять их речевую активность. Из этого же следует, что работа над речью должна проводиться в тесной связи с предметно-практической, игровой деятельностью детей, являющейся стимулом к развитию речи.
Игра – это «дитя труда». Наблюдая за деятельностью взрослых, ребенок переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с окружающими предметами, затем с воображаемыми, которые ему физически недоступны. В игре ребенок овладевает элементами абстракции. Он познает предметы окружающего его мира и как бы овладевает ими. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе этих подражательных игр дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Через игру дети получают возможность развития себя как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.
Особо важно отметить, что интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию, к процессу познания. В игровой деятельности дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои умения и способности.
Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
Подбирая игры, необходимо помнить, что они должны соответствовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку анализировать, сравнивать, абстрагировать.
В процессе игры интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.
Психологи установили, что усвоение детьми знаний начинается с материальных действий с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия с ними переносятся в план представлений . Так, практические действия дети описывают словесно. Это отражает их взаимодействие с познаваемым ими материалом, то есть осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора же на действия с предметами или их моделями, схемами постепенно сокращается, уходит. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действие в уме). Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая – предполагает рассуждения, умственная же форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у детей сформированы представления или понятия. Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.
Проведение игр с детьми, умелое руководство ими требует большого мастерства от ведущего – педагога. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет или задачу, поставленную в игре, распределить роль с учетом возможностей детей, поставить познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование согласно возрастным особенностям детей.
Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель-логопед должен обратить на нее внимание.
Вот некоторые рекомендации для организации речевых игр и упражнений:
- игры не должны быть длительными по времени (7-10 минут);
- они должны проводиться в неторопливом ритме;
- игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей;
- в игре должен присутствовать элемент соревнования;
- выигравший должен быть отмечен;
- в игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей, максимально используя возможности речедвигательной активности;
- в процессе игры необходимо развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью;
- особое место в игре отводится учителю-логопеду. Он должен коррегировать речь детей в соответствии с их речевыми возможностями, задачами и условиями игры.
Игры, проводимые на логопедических занятиях, можно условно разделить на 3 группы в соответствии с их целями:
- Обучающие игры. Это игры на развитие слухового восприятия, слухового внимания, различение на слух близких по звучанию звукосочетаний и слов; игры, закрепляющие правильное произнесение и обучающие произнесению определенных звуков в слогах, словах и предложениях; игры на развитие голосового аппарата, произнесение многосложных слов, правильную постановку ударений в словах.
2. Игры на выявление у детей простейших представлений и умений различать окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве, уточняющие представления детей о размере и числе предметов. В данную группу мы определяем игры, обобщающие и систематизирующие количественные и пространственные представления у детей, обучающие их сравнению и различению предметов по общим и разным признакам, а также игры, формирующие понятия о форме геометрических фигур (круг, треугольник , квадрат, прямоугольник, овал);
3. Игры, помогающие формированию грамматического строя речи, формированию связной речи. Сюда входят игры, которые охватывают разные части речи простые предложения, простые распространенные предложения, предлоги в предложениях и т.д.
Рекомендую каждую игру прикреплять к определенной лексической теме. Все перечисленные темы игр способствуют правильному развитию мыслительной и речевой деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статя на тему: "Значение игры в работе учителя - логопеда ДОУ"
Игра помогает сделать учебный материал учителя - логопеда увлекательным, вызывет у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения знаний, о...
Настольные игры в работе учителя-логопеда
Предлагаю Вашему вниманию игры на автоматизацию, дифференцию звуков С, Ш, Л, Р и классификацию по теме "Овощи-фрукты". Сделала это все специально без фона, на белом листе. Можно распечатать, заламинир...
Мастер класс: «Мультимедийные игры в работе учителя-логопеда»
Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе учителя-логопеда всегда найдется место для использования мультимедийных игр, что позволяет чрезвычайно повысить эффективност...
Дидактическая игра в работе учителя-логопеда.
Одной из основных задач примерной Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В. Нищевой, является «овладение детьми самостоятельной, связной, гра...
Значение игры в работе учителя-логопеда ДОУ
Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания детей с ограниченными возможностями. Работа по развитию речи является со...
Экологические мультимедийные игры в работе учителя – логопеда. Игра «Лукошко Айболита».
Экологические мультимедийные игры в работе учителя – логопеда. Игра «Лукошко Айболита»....
Презентация опыта работы "Авторские игры в работе учителя-логопеда"
Суть работы учителя-логопеда -заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в нелегком процессе коррекции своей речи.Именно для этога занятия должны быть интересными и проходить ...