Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «В гостях у Кедра»
план-конспект занятия по логопедии

Кошелева Любовь Александровна

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи

на тему: «В гостях у Кедра»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевки

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи

на тему: «В гостях у Кедра»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                           

                           

                                      Подготовила:  учитель-логопед

                                                                           Кошелева Любовь Александровна

Программное содержание:

Цель - Создание условий для развития у детей речевых навыков, обобщение и                    

             систематизация у  детей полученных знаний о растительном мире  

             Приморского края.

Задачи:

1. Обучающие:

Развивать фонематический слух;

Закреплять правильное звукопроизношение;

Уточнять навыки по формированию словообразований;

Выделять из слов первый звук;

Находить в словах заданный звук Р;

Закрепить знание детей о хвойном дереве Кедр и птице Кедровки.

2.Развивающие:

Развивать память, слуховое и зрительное внимание;

Активизировать словарный запас: тайга, кедр, кедровые орехи, Кедровка.

Формировать навык саморегуляции.

3.Воспитательные:

Закреплять навык внимательно слушать взрослого;

Способствовать проявлению положительных эмоций;

Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.

Предварительная работа:

Беседа о  хвойных деревьях тайги,  загадывание загадок, рассматривание картинок, иллюстраций, разучивание комплексов артикуляционной  гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений на развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением, игровые упражнения на выделение звуков в слове.

Методы и приёмы:

Словесный: (беседа, объяснения, художественное слово, вопросы, загадывание загадок).

Наглядный: (презентация «В гостях у Кедра»).

Практический: (дидактическая игра с наглядным материалом).

Игровой: (сюрпризный момент, «Полёт на самолёте»).

Здоровьесберегающий: (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика,  упражнения на развитие общей и мелкой моторики).

Материалы и оборудование:

  • Ноутбук
  • Мультимедийное оборудование
  • Презентация «В гостях у Кедра»).
  • Музыкальный трек «Голос кедра»
  • Магнитная доска
  • Предметные картинки
  • Мяч
  • Корзинка с угощениями

  1. Вводная часть –3 минут.

а)  приветствие детей;

б) демонстрация письма;

в) презентация артикуляционной гимнастики;

  1. Основная часть – 20 минут.

                                  а) физминутка «Самолёт»;

                                 б) дыхательная гимнастика;

                             в) игра «В кругу с мячом»;

г) рассказы детей о дереве кедре;

д) презентация зрительной гимнастики;

е) рассказы детей о птице кедровке;

ё) пальчиковая  гимнастика;

ж) игра «Найди картинку»;

з) игровое упражнение по формированию словообразования;

и) рассказывание стихотворения;

  1. Заключительная часть –2 минут.

а)  анализ нод

(ответы  детей о том, что они узнали нового  о дереве кедре и птице кедровке);

                                  б) физминутка «Самолёт»;

Ход  НОД

Дети и логопед под музыку заходят в зал и становятся в круг

Логопед: Ребята! Посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей,

                  давайте поприветствуем их.

Логопед  В круг широкий вижу я

и дети:    Встали все мои друзья

                 Мы сейчас пойдем направо

                 А теперь пойдем налево

                 В центр круга соберемся

                 И на место все вернёмся

                 Все друг другу улыбнемся

Логопед: Все в сборе? – дети, взрослые

                  Мы можем начинать!

                  Но прежде надо дружно

Логопед  Всем здравствуйте сказать!

и дети:

Дети присаживаются на стульчики

Логопед: Ребята! Сегодня к нам на электронную почту детского сада пришло

                  необычное письмо.

Слайд № 1 (Письмо)

Логопед: Давайте его откроем и прочитаем:

Слайд № 2 (Письмо текст)

Логопед: Ой, ребята! А это загадка:

                  Я расту у нас в Приморье

                  Самый лучший в мире хвойник

                  Шишек урожай хороший

                  Собираю в день погожий

                  Шишки и орешки эти

                  Любят взрослые и дети.

                  Я красив и очень щедр

                  Великан известный …

Дети: Кедр

Слайд № 3 (Картинка Кедра)

Логопед: Ребята! Да, это письмо нам от дерева Кедра. Прочитаем дальше письмо

                 и узнаем, что он нам пишет.

Слайд № 4 (Письмо текст, продолжение)

Логопед: Ребята! Скоро в Приморском крае будет проходить «День кедра».

                  И поэтому я приглашаю вас к себе в гости.

 Логопед: Ребята! Но прежде чем нам отправится в гости, вспомни наше правило:

  Дети:  Говорим всегда красиво, правильно, неторопливо, кто хочет    

              разговаривать, тот должен выговаривать всё четко и внятно,

              чтоб всем было понятно.

Логопед:  И в этом нам поможет артикуляционная гимнастика. Смотрим на экран и  

                   повторяем,  спинки держим ровно.

Слайд № 5 (Презентация Арт. гим-ка)

Логопед: Теперь можно отправляться  в путь.

                  Только, как нам попасть в тайгу, к Кедру?

Дети: На поезде,  самолёте,  вертолёте, поезде.

Физминутка «Самолёт»

Смотрите в небе самолёт   (стоят  качаются руки в стороны)

А в самолёте том пилот  («надевают очки»)

Штурвалом ловко управляет  (крутят руль)

И между облаков летает   (летят руки в стороны)

Под самолётом то гора  (руки вверху домиком (гора))

То лес дремучий, то нора  (руки скрещены перед собой/ руки вверху круг ( нора))

То в небо дивится народ  (козырёк влево и вправо)

То зайцы водят хоровод (твист, руки в стороны)

Слайд № 6 (Тайга)

Логопед: Ребята! Ну, вот мы с вами и в тайге. Почувствуйте, какой  чистый

                  и  свежий воздух. Давайте мы с вами вдохнем через нос и выдохнем

                  через рот, губки сделаем трубочкой. Щёчки при этом не надуваем,

                  плечи не поднимаем.

Дыхательная гимнастика

 

Появляется Лесовичок

Лесовичок: Вы, зачем сюда пришли? Это мой лес.

Логопед: Здравствуй Лесовичок!

                  Мы идём в гости к Кедру, он нас пригласил.

                  Может ты нас проведёшь  к  нему?

Лесовичок: Дорогу я знаю, но  я вас дальше не пропущу,

                       пока вы не выполните мои задания.

Игра «В кругу с мячом»

Лесовичок: Я буду бросать вам мяч,  и говорить название дикого животного, а вы  

                       называть первый звук в этом слове и возвращать мяч мне.

(Тигр,  медведь,  леопард,  волк,  заяц, олень, лось,  кабан, соболь, барсук)

Дети присаживаются на стульчики

Лесовичок: Молодцы! Все звуки правильно назвали. А вот, что вы знаете о самом

                       красавце - Кедре.

1 ребёнок:  Кедр – хвойное вечнозеленое дерево. У него листья в виде иголок, они    

                     не опадают осенью, остаются зелёными на зиму.

2 ребёнок:  Это дерево в любое время года очищает воздух, а значит, дарит людям

                     здоровье.

3 ребёнок:  Кедр - очень сильное и выносливое дерево.

Лесовичок: Молодцы! Я очень доволен вашими рассказами.

Логопед: Лесовичок! А ты не хочешь с нами отдохнуть и сделать гимнастику для

                  глаз.

Зрительная гимнастика

Слайд № 7 (Солнышко)

Логопед: Ребята! Посмотрите, какая интересная птица к нам прилетела.

Слайд № 8 (Кедровка)

Лесовичок: Кедр – её родное дерево. Они не могут жить друг без друга.

                      Эта птичка, моя помощница. Может вы ребята, можете рассказать

                      что-нибудь об этой птичке.

4 ребёнок:  Это птица кедровка, она живёт в тайге, питается кедровыми орешками.

                     На зиму она делает  запасы орешек.

5 ребёнок:  Прячет их  в разных укромных местах. А потом забывает, где спрятала.

                     А весной орехи дают побеги, и из них вырастают молодые кедры.

Логопед: А, теперь ребята, я вам предлагаю размять наши пальчики.

Слайд № 9 (Тайга)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Логопед   Всем в лесу на удивленье  (трут ладони друг о друга)

и дети:     Разные растут деревья:   (открывают ладони и растопыривают пальцы)

                  Вот уперлась в небеса   (соединяют локти – «ствол»)

                  Вся смолистая сосна.   (раскрывают ладони – «крона»)

                  Распустила ветви-косы   («фонарики»)

  Белоствольная береза. («фонарики» с движением сверху вниз)

                  Как во полюшке былинка, (соединяют указательные пальцы над головой,

                  Тонкая растет осинка.  (остальные – сжаты в кулак)

                  Дуб раскинул свои ветви,  (вытягивают руки вверх )

                  И не страшен ему ветер.  ( растопыривают пальцы)

  Липа цветом зацвела,  (собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

                  Пчелок в гости позвала. (делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)

             Ель иголки распушила(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

                    И грибочки все закрыла. (показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)

        Шелестят листвой деревья, (трут ладони друг о друга – «шуршат»)

                 Словно разговор ведут,  (стряхивают ладони)

                 Руки-ветви распустили,   (сцепляют большие пальцы рук)

         Птичек в гости к себе ждут. (разводят ладони в стороны – показывают птиц)

Лесовичок: А у меня для вас есть ещё одно задание.

                       Найдите на доске картинки в названии которых есть звук Р.

     

Игра «Найди картинку»

Лесовичок: Молодцы! Со всеми моими заданиями справились.

                       Покажу я вам где растёт Кедр.

Слайд № 10 (Кедр)

Дети присаживаются на стульчики

 Кедр: Здравствуйте ребята! Я очень рад, вас всех видеть.

аудиозапись А у меня для вас есть загадка:

           

                                                                      Росла на дереве в лесу

                                                                     Теперь домой её несу

                                                                      В корзиночке, без спешки

                                                                      Чтоб дома грызть орешки!

                                                                       Что это?

Дети: Шишка.

Слайд № 11 (Шишка)

    Кедр: Ребята! А какая шишка растёт на кедре?

аудиозапись

Дети: Кедровая.

Слайд № 12 (Кедровая шишка)

     Кедр: Правильно, кедровая.  

аудиозапись А, рядом со мной растёт, сосна,  у сосны какая шишка ?

Дети: Сосновая.

Слайд № 13 (Сосновая шишка)

     Кедр: А шишка ели?

аудиозапись

Дети: Еловая.

Слайд № 14 (Еловая шишка)

Слайд № 15 (Кедр)

  Кедр: Молодцы!

аудиозапись

Логопед: Дети! Давайте Кедру расскажем стихотворение, которое мы знаем.

6 ребёнок:  Кедр под окном мечтаю посадить

                     Нет дерева прекрасней и милее

                     Его, как символ Родины растить,

                     Ухаживать за ним лелеять.

   Кедр:  Спасибо вам большое за стихотворение! Мне оно очень понравилось!

аудиозапись

 

Лесовичок: Ребята! Что нового и интересного вы узнали,  путешествуя по тайге?

7 ребёнок:  Мы узнали, что Кедр – это хвойное и вечнозеленое дерево.

8 ребёнок:  Кедр - очень сильное и выносливое дерево.

9 ребёнок:  Что птичка Кедровка прячет  орешки  в разных укромных  

                     местах, а потом забывает, где спрятала и весной они прорастают.

10 ребёнок:  Мы узнали, какие бывают шишки: кедровые, сосновые и еловые.

Лесовичок: Ребята! А у меня для вас есть корзиночка с угощениями,

                      это вам  на память  о нашей  встречи. Ну, а мне пора в лес.  Прощайте!

Логопед   До свидания!

и дети:     

Логопед: И нам пора возвращаться домой в наш детский сад. Давайте и мы скажем      

                  Кедру до свидания! Спасибо за приглашение!

Физминутка

Смотрите в небе самолёт   (стоят  качаются руки в стороны)

А в самолёте том пилот  («надевают очки»)

Штурвалом ловко управляет  (крутят руль)

И между облаков летает   (летят руки в стороны)

Под самолётом то гора  (руки вверху домиком (гора))

То лес дремучий, то нора  (руки скрещены перед собой/ руки вверху круг ( нора))

То в небо дивится народ  (козырёк влево и вправо)

То зайцы водят хоровод (твист, руки в стороны)

Логопед: Ну, вот мы с вами и вернулись в наш сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «В гости к курочке» (1 младшая группа).

Образовательная область «Коммуникация».Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «В гости к курочке» (1 младшая группа).Интеграция образовательных областей: Комм...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи На тему: «В гостях у жителей зимнего леса»

Занятие по развитию речи с элементами песочной терапии и продуктивной деятельности детей....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи На тему: «В гостях у жителей зимнего леса»

Занятие по развитию речи с элементами песочной терапии и продуктивной деятельности детей....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы ДОУ

Предназначено для работ в ДОУ в подготовительной группеЦели:Обогащать и активизировать речь детей. Закрепить знания об осени. Совершенствовать слуховое внимание. Определять место звука ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Хрюша в гостях у ребят»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему:«Хрюша в гостях у ребят»длядетей старшего дошкольного возрастаЦель: Уточнить произношение звука [О] в изолир...

1. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «В гостях у лесовичка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «В гостях у лесовичка»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей. Тема: «В гостях у сказки» старший дошкольный возраст

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие»,«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», ...