"Играем пальчиками и развиваем речь"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.
И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяют ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально- психическое состояние ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пальчиковые кинезиологические упражнения | 46 КБ |
Играем пальчиками и развиваем речь | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые кинезиологические упражнения «гимнастика мозга»
Предложены И. Деннисоном и его женой Г. Деннисоном
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария.
Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
- «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
- «Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
- «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
- «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз, мяч и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
- «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, затем обеими руками.
Требования к проведению пальчиковых игр
1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
Основные направления работы с детьми на занятиях
- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
- Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «ёжики», семена).
- Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
- Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
- Игры в «сухом бассейне», наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
- Использование методики Су Джок (работа с различными семенами): сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
- Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
- «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
- «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
- «Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
- «Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
- «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать гвозди».
- «Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Упражнения на развитие мелкой моторики
Упражнение 1. "Заплети косичку" - три шнура (одноцветные или разноцветные) заплести в косичку.
Упражнение 2. "Бумага" - смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть, стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход).
Упражнение 3. "Спецрисование" - по точкам, по контуру, по трафарету (простого, сложного) по образцу, словесной инструкции.
Упражнение 4. "Раскрась" - книжки для раскраски.
Упражнение 5. "Штриховка" - линиями продольными, поперечными, диагональными, диагонально-поперечными заштриховать нарисованные геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д.
Упражнение 6. "Выщипывание" - нарисовать и защипать контуры, например: колобок, репа и т.п.
Упражнение 7. "Аппликация выщипыванием" - нарисовать, выщипать, склеить 2 кружка (1 большой, 2 маленьких - получится неваляшка).
Упражнение 8. "Резиновая игрушка" - сжимать, разжимать резиновую игрушку.
Упражнение 9. "Бусы" - нанизывать на нитку бусины, пуговицы и т.п. разной величины, цвета.
Упражнение 10. "Чудесный мешочек" - мелкие игрушки, геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, контуры букв - ребенок ощупывает рукой, называет предмет, затем вынимает из мешка, уточняет название.
Упражнение 11. "Щепотка" - пальцы сжать в щепотку - развести в стороны.
Упражнение 12. "Трещётка" - коробку из под спичек в 1/3 её объёма обмотать нитками, завязать нитку, между нитками вложить спичку, перекрутить несколько раз. Перебирая пальцами касаться свободного конца спички.
Упражнение 13. "Мозаика" - (мелкая и крупная) выкладывать по образцу узоры, предметы, фигурки, буквы и т.д.
Упражнение 14. "Конструирование" - использовать любой материал, выкладывать предмет, геометрические фигуры и т.д.
Упражнение 15. "Лепка" - разминать, катать между ладонями, на столе пластилин, глину, тесто, затем делать предмет.
Упражнение 16. "Карандаш" - ребристый карандаш катать между ладонями, на столе, одной, двумя ладонями.
Упражнение 17. "Завяжи-развяжи" - полоска жесткой материи или клеенки в петли с двух сторон вставить и завязать шнурки разных цветов, шнурков по количеству петель.
Упражнение 18."Застегни - растегни" - застегивание и расстегивание пуговиц (на ножке, разной величины).
Упражнение19. "Нитки" - смотать нитки с одного клубка в другой, с одной трубочки на другую (нитки разного цвета и толщины).
Упражнение 20. "Шнуровка" - полоска материи или клеенки закреплена на картоне с обеих сторон материи петли и один шнурок.
Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь вашего ребенка, можно предложить ему следующие задания
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулачки.
- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: медленно, а потом быстрее. (Сначала правой, а потом левой рукой).
- Показать отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далее три, четыре, пять.
- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Кистями рук делать «фонарики»
- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Собирать все пальчики в щепотку
(пальцы собрались вместе – разбежались).
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку (получается колечко или спираль).
- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
- Закручивать шурупы, гайки.
- Играть с конструктором.
- Складывать матрешек.
- Играть с вкладышами.
- Рисовать в воздухе.
- Играть с песком, водой.
- Мять руками поролоновые шарики, губку.
- Шить, вязать на спицах.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- Резать ножницами.
- Рисовать различными материалами: ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.
Общие рекомендации по формированию сложнокоординированных движений руки.
- Выполнение упражнений должно быть регулярным.
- Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься “через силу” неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие.
- Время выполнения упражнений не может быть долгим, т. к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
- Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
- Занятия должны быть совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
- Ребёнку всегда предлагается инструкция, которая должна быть простой, короткой и точной. Повторение инструкций, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
Предварительный просмотр:
Логопед советует
Играем пальчиками и развиваем речь.
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.
И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяют ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально- психическое состояние ребенка.
Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать с ним, развивать его двигательные навыки.
Особенно тесно связаны со становление речи развитие тонких движений пальцев рук. Было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. ( М.М. Кольцова)
Поэтому сегодня мы поговорим с вами о стимулировании речевого развития детей путем тренировки движений пальцев рук.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги – поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать пальцы.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой – можно катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, собирать пирамидки, заниматься конструированием из кубиков.
В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания:
застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки.
«Коза – рогатая»
Идет коза - рогатая
За малыми ребятами.
- Кто кашу не ест,
Молока не пьет,
Забодаю, забодаю!
Большой, средний и безымянный пальцы правой и левой рук сжаты в кулаки,
а указательный и мизинец разведены в стороны – « рога козы».
«Сорока – белобока»
Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Кашу не варил –
Тебе нет ничего!
При этом указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный. Большой палец не загибается.
Аналогично проводится игра « Шалун»
Наша Маша кашу варила,
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
А этому не дала,
Он много шалил.
Свою тарелочку разбил.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. При этом можно использовать следующие стишки:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я!
или:
« Моя семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот мамочка,
Вот папочка,
Вот деточка моя,
Вот вся моя семья!
( Ф.Фребель)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - « Ура!»
В детский сад идти пора!
« Пальчики»
Раз – два – три – четыре – пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз – два – три – четыре – пять!
В домик спрятались опять!
« Мы считаем»
Можно пальчики считать:
Раз – два – три – четыре – пять!
На другой руке – опять:
Раз – два – три – четыре – пять!
«Дружные пальчики»
Раз – два – три – четыре – пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Вот такие нужные!
( З. Александрова)
Читая эти стишки можно сгибать пальцы, начиная то с большого,
то с мизинца, то на правой, то на левой руке;
позднее – на двух руках одновременно.
Либо дается задание: дотянуться одноименными пальцами до противоположных
сторон ладошек.
Для тренировки пальцев можно использовать упражнения и без речевого сопровождения.
Начинать можно с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их.
Ребенку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжать мамину, папину руку, сжать одну руку другой.
Упражнение «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
Предложите ребенку, взяв за руку сестру, брата, (маму, папу), перетянуть к себе через условную черту.
Еще упражнение: растягивать в стороны руки, положенные пальцы в пальцы, - «открыть замок».
Переплетать пальцы обеих рук – сделать « елочку».
Тренируйте движение каждого пальца: поочередно сгибать и разгибать каждый палец.
А теперь можно поиграть: «Кто быстрее пробежит?». Правая и левая руки, перебирая пальцами по столу, стараются обогнать друг друга. Или упражнение: «Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
Вы можете самостоятельно придумать различные упражнения, изображение самых разнообразных фигурок из пальцев. Нужно лишь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Тем более выполнение этих упражнений не требует какой-либо специальной подготовки, не занимают много времени. Проводить их можно во время прогулки с детьми, в транспорте по дороге в детский сад и т.д.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), а также подготавливает руку к рисованию. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Развивайте мелкую моторику пальцев рук и делайте это с удовольствием! Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Играем пальчиками и развиваем речь"
Подолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речь , способствуя её развитию : мелкую моторику рук , память , мышление , оптико-пространственное восприятие , воображение ....
"Играем пальчиками и развиваем речь". Консультация для родителей.
Упражнения, которые приводятся в этой статье, можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.)...
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Мастер-класс для повышения компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях....
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»
Занятие развивает у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию. Развивает мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение. Закре...
Конспект занятия по развитию речи "Играем пальчиками и развиваем речь"
Коррекционно-образовательные задачи: учить детей слушать сказку, понимать её содержание. Коррекционно-развивающие зазадачи.: продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием р...
Занятие по развитию речи в младшей группе тема «Играем пальчиками и развиваем речь».
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...