ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии (подготовительная группа)

Полежаева Виктория Николаевна

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека. Если познавательные (психические) процессы – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья14.65 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Выполнил: учитель-логопед

МБДОУ комбинированного

вида детский сад №25.

г.Белгорода

Полежаева Виктория

Николаевна

      Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека. Если познавательные (психические) процессы – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка. Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются серьезной базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи.           Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи – диалога и монолога. Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном. Две формы связной речи – диалог и монолог – неравномерно формируются в дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка. В диалоге зреет монологическая, более сложная форма речи, элементы которой появляются в высказываниях детей лишь в старшем дошкольном возрасте. Монолог требует от ребенка умения осознанно строить высказыванияму без специального обучения (разъяснения), к которому можно приступить уже в старшем дошкольном возрасте, монологическая речь формируется крайне трудно и искаженно. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является именно развитая устная речь. Исследователи называют диалог первичной естественной формой речевого общения. В то же время он выступает в качестве его основной формы. Дети в дошкольном возрасте овладевают сначала разговорным стилем речи, который является характерным для диалогической речи. Для диалога характерны: разговорная лексика, краткость, недоговоренность, простые и сложные бессоюзные предложения, краткосрочное предварительное обдумывание. Диалогическая речь может быть неполной, сокращенной, фрагментарной. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь характеризуется непроизвольностью, реактивностью, т. е. непосредственной реакцией на высказывание собеседника. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника со слушанием и дальнейшим говорением второго. В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией.    

   Таким образом, монологическая речь значительно сложнее диалога и по тематике, и по своему строению. Монолог – это связная речь, организованная по правилам логики и грамматики как сложное единое целое: все части монолога объединены и по смыслу, и грамматическими средствами. Значит, для овладения монологической речью одного знания грамматики недостаточно, необходимо еще иметь знания о тех предметах и явлениях действительности, о которых собираешься говорить. Процесс развития и устной, и письменной формы монологической речи связан с выработкой и постоянным совершенствованием комплекса умений и навыков:

1) умения осмыслить тему, определить ее границы

2) умения выразить основную мысль высказывания;

 3) умения собрать необходимый материал;

4) умения группировать накопленный материал и располагать его в определенной последовательности;

 5) умения отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачами общения; 6) умения исправлять, улучшать написанное.  

Список литератур

  1. Назарова С. Монолог и диалог в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-monolog-idialog-v-doshkolnom-vozraste.html (дата обращения: 18.04.2022)
  2. М.А.Поваляева Справочник логопеда –Ростов –на-Дону,Фенкс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...

Формирование связной речи у дошкольников.

В данной методической разработке представлена табличная форма ведения рабочих материалов тематического контроля по формированию связной речи у детей дошкольного возраста. Предлагаемый материал являетс...

Формирование связной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями средствами сюжетно-ролевых игр

статья, в которой представлен опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью...

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

Консультация для родителей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В консультации рассказывается о связной речи в современном мире,также  представлены рекомендации для родителей по проведению театролизованных игр дома. Как с минимальными затратами совместно с ре...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...