Использование элементов экономического воспитания на занятиях учителя-логопеда.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Баранова Екатерина Евгеньевна

В настоящий момент  финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста является новым  направлением в дошкольной педагогике, но достаточно важным для современного  общества. Речевое развитие детей имеет большое значение в процессе изучения основ финансовой грамотности и является неотъемлемой частью активного коммуникативного поведения, как важнейшего элемента социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых, особенно это актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи. В данном материале отражено как можно сочетать логопедические занятия с изучением финансовой грамотности детей. Будет полезен педагогам детского сада и специалистам, работающим в дошкольных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_finansovoy_gramotnosti_-_kopiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему: «Использование элементов экономического воспитания на занятиях учителя-логопеда».

Слайд 2. Современные дети рано начинают включаться в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с рекламой, наличными деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями.

Актуальность. В настоящий момент  финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста является новым  направлением в дошкольной педагогике, но достаточно важным для современного  общества. Речевое развитие детей имеет большое значение в процессе изучения основ финансовой грамотности и является неотъемлемой частью активного коммуникативного поведения, как важнейшего элемента социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых, особенно это актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Слайд 3 Задачи при формировании основ финансовой грамотности у детей с ТНР:

 автоматизация и дифференциация звуков речи у детей на речевом материале, соответствующем формированию элементарных экономических знаний;

 формирование лексического и грамматического компонентов речи (введение в активный и пассивный словарь основных финансово-экономических понятий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей, имеющим ТНР, формирование навыка употребления грамматических категорий на основе элементарных финансово-экономических понятий);

 развитие диалогической и монологической речи в процессе формирования у детей финансовой грамотности;

 формирование умения принятия детьми самостоятельных решений при выполнении каких-либо финансовых действий;

 формирование навыка правильного отношения детей к деньгам, способам их получения и разумному использованию;

 формирование у детей позитивной социализации и личностного развития в процессе формирования финансовой грамотности.

Слайд 4. Для расширения пассивного и активного словарного запаса  по финансовой грамотности детей с ТНР знакомлю с некоторыми понятиями, объясняю лексическое значение терминов. Например, при изучении лексической темы «Профессии взрослых»  происходит закрепление понятий: труд, товар, заработок, стоимость, продукт труда, услуга, продукция, покупатель, продавец. Изучая тему «Предметы, которые нас окружают: посуда, мебель, одежда, обувь» и «Что из чего» и для чего», обсуждаем вместе с детьми, что можно купить за деньги, где производят разные предметы, какие материалы нужны. Как называются бумажные деньги и металлические? Кроме бесед,  использую разные  дидактические игры, например «Что кому нужно для работы», «Все профессии важны», «Покупки», «Доскажи фразу».

 Слайд 5-На индивидуальных занятиях стараюсь включать пословицы, фразеологизмы про деньги, чистоговорки, загадки, дидактические игры, на формирование финансовой грамотности.

«Денег куры не клюют»-  очень много денег.

Похожее выражение «чемодан с деньгами», «купаться в деньгах». Так говорят о богатом человеке.

«Кот наплакал»- очень мало, о бедном человеке.

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»- дружба дороже богатства. Верные друзья дороже материального благополучия.

«Грести деньги лопатой» -о богатом человеке.

 «Деньги идут к деньгам».

 «Деньги счет любят», «Деньги счетом крепки.» Надо знать какую сумму вы имеете, чтобы контролировать расходы. Что такое расходы?

«Копейка-рубль бережет»

 «Береги денежку про черный день.»

«Тот без нужды живет, кто деньги бережет».  В одном рубле 100 копеек. Совет быть бережливым, экономным, чтобы накопить многое, надо не пренебрегать малым. «Экономить»-расходывать бережно, выгадывать на чем-то. Беседа о потребностях человека, о том на чем можно сэкономить, а на чем нельзя.

«Бросать деньги на ветер»- тратить безрассудно, попусту

«Деньги, как птицы, то улетают, то прилетают»

 « Денежки — что воробушки: прилетят да опять улетят»

- сегодня есть деньги, а завтра их нет, все потратили

Слайд 6 На занятиях по обучению грамоте использую как фрагмент занятия д\и «Фруктовый магазин», в ходе этой игры дети упражняются делить слова на слоги, подбирать нужный товар на «денежку» (слоговую карточку), закрепляют товарно-денежные отношения,   распределяют  роли,  развивают диалогическую форму речи.

Слайд 7  При изучении букв, рассматриваем с детьми иллюстрации героев, вспоминаем из какой они сказки, какие экономические понятия можно встретить в этой сказке. Народная сказка воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность. На основе известных сказок составляются проблемные ситуации, решение которых способствует развитию у ребёнка логики, нестандартности, самостоятельности мышления.

Слайд 8 Для развития связной речи использую пересказы сказок. Сказка обладает социальным, нравственнопедагогическим, обучающим потенциалом, создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, познавательной активности ребёнка. Используя сюжеты сказок, можно развивать творческий, интеллектуальный потенциал детей дошкольного возраста, подвести к пониманию многих  экономических понятий  «производство», «распределение», «обмен», «потребности», «деньги», «доходы», «расходы».

Сказка «Крошечка-Хаврошечка» формирует  положительное отношение к труду, отношение к людям, качественно выполняющим любую работу

 Сказка «Муха-Цокотуха» знакомит детей с понятием «деньги», «товары», «базар» и т.д.

Сказки «Мужик и медведь», «Колосок»-  подводят к пониманию ценности труда.

 Сказка «петушок и бобовое зёрнышко» знакомят детей с понятием «бартер», «натуральное хозяйство».

Слайд 9 Я приняла участие  вместе с Рыжковой Ириной во всероссийской викторине по «Основам финансовой грамотности», где мы заняли 3 место.

Список используемых источников:

1.Е.Блискавка. Дети и деньги. Минск. Изд-во «Четыре четверти», 2014.

2.Н.А.Крючкова. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для

дошкольников. М.: Изд-во КноРус, 2012.

3.Л.В. Стахович, Е.В. Семенков, Л.Ю. Рыжановская. Образовательная

программа «Занимательные финансы». Азы финансовой культуры для

дошкольников. М.: Изд-во Вита-Пресс, 2019.

4.Интернет-сайт.https://www/maam.ru/detskijsad/formirovanie-osnov-finansovoi-

gramotnosti-na-korrekciono-logopedicheskih-zanjatijah.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи. На фоне комплексной логопедической по...

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда

Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Данный материал содержит опыт работы учителя...

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда с использованием элементов песочной терапии «Волшебный песок» Учитель-логопед: Штырева У.С.

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда сиспользованием элементов песочной терапии«Волшебный песок»...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...