Статья " Как научить ребёнка задавать вопросы
статья по логопедии (старшая группа)
Основная функция умения задавать вопросы — получение доступа к нужной информации.
Зачем нужны вопросы?
Русский психолог В.М. Снетков указывает ещё на несколько функций вопросов:
Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebenka_zadavat_voprosy.docx | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка задавать вопросы?
Любознательность у детей- это норма, даже один из признаков одарённости. Поэтому очень хорошо , когда ребёнок задаёт вопросы и очень тревожно, когда нет.
Основная функция умения задавать вопросы — получение доступа к нужной информации.
Зачем нужны вопросы?
Русский психолог В.М. Снетков указывает ещё на несколько функций вопросов:
Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.
Древнегреческий философ Сократ еще в V веке до нашей эры говорил, что если мы хотим что-то придумать или переосмыслить, нужно задавать вопросы. Он разработал свой метод познания, известный как «Сократовские вопросы», или «Метод Сократа», — он основывается на проведении диалога между двумя людьми, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывает «суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своё неведение».
Когда обычно развивающийся ребенок спрашивает «что это»? обычно это первый случай, когда он использует в своей речи вопросы. Одно из объяснений этого поведения — у ребенка появляется необходимость в информации. Он хочет учиться и заинтересован в освоении окружающего мира.
Умение задавать вопросы развивает критическое мышление. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения.
Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.
Какие игры закрепляют умение детей задавать вопросы
и отвечать на них
1. Игра «Да и нет»
Ход игры: возьмите коробку или красивый непрозрачный мешочек, или пакет, или папку. Ведущий игры должен спрятать в пакет карточку, а игрок – отгадать, что спрятано. Ведущий может отвечать на вопросы только словами «да» и «нет».
Сначала роль ведущего выполняет ребенок или группа детей, а взрослый задает вопросы:
– Это живое?
– Нет.
– Это неживое?
– Да.
– Это предмет?
– Да.
– Его надевают? Им шьют? Он большой? Он нужен, чтобы?
Логика вопросов в игре: сначала определить, живой объект или неживой; затем – его назначение: это мебель, одежда, обувь, головной убор, электроприбор, транспорт, музыкальный инструмент, спортивное снаряжение; его внешние признаки. Затем назвать отгадку.
2. Игра «Вопросы с подсказкой»
Возьмите карточки с символами, которые обозначают содержание вопроса. Пустая карточка – «Что это?», «Кто это?». Карточка с цветными пятнами – «Какого цвета?». Карточка с геометрическими фигурами – «Какой формы предмет или его часть?». Карточка с изображениями разобранной пирамидки – «Какие части есть у предмета?», «Какие части тела есть у животного?». Игрушки.
Ход игры: используйте разнообразные формы вопросов, которые имеют несколько направлений
1. Карточка с изображение цветных пятен ориентирует детей на вопрос о цвете предмета.
2. Карточка с изображением геометрических форм – о форме.
3. Изображение большого и маленького предметов стимулирует детей задать вопрос о величине.
4. Если же на карточке изображают кружок в разных местоположениях, например, на столе, под столом, в стакане, то она символизирует вопросительное слово «где».
5. Изображение часов – вопросительное слово «когда».
6. Изображение цифр – «сколько».
4. Игра «Смешинка»
Игра учит детей задавать вопросы и отвечать на них; закрепляет умение использовать различные падежные формы существительных.
Необходимые материалы: набор картинок: ложка, молоток, веник, ключ, метла, щетка, пила, нож, карандаш, кисточка.
Ход игры: игрокам раздают картинки. Затем водящий задает каждому из них вопрос: Чем ты забиваешь гвозди? Чем ты ешь кашу? Чем ты рисуешь? и т. д. Игрок, к которому обратился водящий, открывает свою картинку и отвечает, называя изображенный предмет в творительном падеже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Как научить ребёнка беречь природу?"
Статья о экологическом воспитании дошкольников....
Как научить ребенка задавать вопросы?
Эта небольшая консультация для родителей и воспитателей на тему : "Как научить ребенка задавать вопросы"....
Статья " Как научить ребёнка петь?"
Рекомендации для родителей по обучению пения дошкольника....
Статья.Как научить ребёнка любить и охранять родную природу
Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, светит солнце, разливая вокруг нас свои золотые лучи. Нам кажется, что это было, есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежа...
Статья "Как научить ребёнка помогать по дому"
Статья о том, как родители, следуя советам статьи, найдут самых лучших помощников в лице своих детей...
статья "как научить ребёнка слышать и правильно произносить звуки"
статья "как научить ребёнка слышать и правильно произносить звуки"...
Как научить дошкольника задавать вопросы
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает....