Картотека игр и упражнений направленных на развитие артикуляционной моторики
картотека по логопедии
В картотеке педставлены статические и динамические упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_i_uprazhneniy.docx | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики
Статические артикуляционные упражнения
Для губ:
«Улыбка» - равномерно растянуть губы с оскалом и удерживать в этом положении 10 секунд, выполнять 5-7 раз.
«Хоботок» - вытянуть губы вперед и сомкнуть, удерживать в этом положении 10 секунд, выполнять 5-7 раз.
«Кролик» - верхнюю губу поднять наверх, обнажая верхние резцы, удерживать в этом положении 5-7 секунд, выполнять 5-7 раз.
«Обиделся» - нижнюю губу оттянуть вниз, обнажая нижние резцы, удерживать в этом положении 5-7 секунд, выполнять 5-7 раз.
«Кролик обиделся» - упражнение «Кролик» и упражнение «Обиделся» выполняются одновременно, удерживать в этом положении 5-7 секунд, выполнять 5-7 раз.
Для языка:
«Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10 секунд, выполнять 3-5 раз.
«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10 секунд, выполнять 3-5 раз.
«Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его узким и тонким, удерживать его в этом положении 10 секунд, выполнять 3-5 раз.
«Горка» - рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать язык в этом положении 10 секунд, выполнять 3-5 раз.
«Крутая горка» - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов и касается твердого неба, удерживать в этом положении 5-7 секунд, выполнять 4-5 раз.
«Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх, прижать, подуть в получившуюся трубочку, выполнять в медленном темпе 4-6 раз.
«Мостик» - рот открыть, убрать язык за нижние резцы и держать его 7-10 секунд, выполнять 4-5 раз.
«Мартышка» - рот открыть, убрать язык в «мешочек» между нижними резцами и губой, держать его 7-10 секунд, выполнять 4-5 раз.
«Парус» - открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы и сильно выгарбливать язык 7-10 секунд, выполнять 4-5 раз.
«Бульдог» - открыть рот, убрать язык в «мешочек» между верхними резцами и губой, держать его 7-10 секунд, выполнять 4-5 раз.
Динамические артикуляционные упражнения
Для губ:
«Улыбка-хоботок» - на счет «раз» сделать улыбку, на счет «два» хоботок, выполнять упражнение 5-6 раз.
Для языка:
На распластывание языка – кончик языка положить на нижнюю губу и проговаривать слоги «па-па-па», затем кончик языка положить на нижние резцы и проговаривать слоги «та-та-та», 3-4 раза младшие школьники, 5-6 школьники).
«Ступеньки вниз» - на счет «раз» широкий язык лежит на нижней губе, на счет «два» убираем язык за нижнюю губу (упражнение «Мартышка»), на счет «три» убираем язык за нижние резцы (упражнение «Мостик»), на счет «четыре» в исходное положение, выполнять это упражнение 4-5 раз.
«Ступеньки вверх» - на счет «раз» широкий язык касается верхней губы, на счет «два» убираем язык за верхнюю губу (упражнение «Бульдог), на счет «три» убираем язык за верхние резцы, на счет «четыре» в исходное положение, выполнять упражнение 4-5 раз.
«Иголочка-лопатка» - чередование упражнений «Иголочка» и «Лопатка», выполнять на счет, 5-7 раз.
«Часики» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому углу рта, то к левому, двигать языком в медленном темпе под счет, проделать 10-15 раз.
«Качели» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 7-12 раз.
«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать поочередно верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, не торопиться, повторить 5-10 раз.
«Змейка» - рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта, двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.
«Маляр» - рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых коренных зубов к левым (влево-вправо), поводить в течение 10-15 секунд.
«Лошадка» - прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз.
«Грибок» - прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5-7 секунд. Когда язык научится принимать и удерживать это положение, выполнять упражнение «Гармошка» пружинящими движениями, потягивая подбородок вниз.
«Фокус» - научиться направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы.
«Индюк» - приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл.
«Орешек» - рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую и правую щеку так, чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно приподнимать и опускать язык вверх-вниз одновременно с упором в щеку.
«Прятки язычка» - чередование упражнений «Мартышка» и «Бульдог», выполнять на счет, 5-7 раз.
«Пулемет» - на длительном выдохе произносить звук [д], выполнять 4-5 раз.
«Кто сильнее?» - губы в улыбке, рот открыт, логопед шпателем или пальцем отодвигает язык, находящийся за нижними резцами, а ребенок старается вытолкнуть язык, выполнять 5-7 секунд, 4-5 раз.
Игры на развитие физиологического и речевого дыхания и голоса
Игра «Подуем в трубочку»
Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.
Описание: Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.
Сначала можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.
Игра «Разноцветные листочки»
Задача: развить плавный, длительный, направленный выдох.
Оборудование: небольшая палочка, разноцветные сухие листья с разных деревьев.
Описание. На уровне рта ребенка на нитках подвешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через трубочку из губ, не раздувая щек.
Игра «Фокус»
Задача: отработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.
Описание. Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх.
Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу.
Если ребенок хорошо справляется с таким заданием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и таким же образом стараться ее сдуть.
Игра «Задуй ватку в ворота»
Задача: выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.
Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.
Описание. Взрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.
Игра «Кто дальше задует ватку в ворота»
Задача: тренировать плавную, непрерывную воз душную струю, при необходимости изменять ее направление.
Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.
Описание. Игра проводится как соревнование, если у детей хорошо получается предыдущее упражнение. На ровной поверхности строят двое широких «ворот» из кубиков или другого строительного материала и на одинаковом расстоянии кладут небольшой ватный шарик.
Играющие принимают определенное положение: губы в улыбке, широкий язык приподнимается к верхней губе. Далее, как бы произнося звук [ф], ребенок старается задуть ватку в «ворота» как можно дальше. Не допускается нарушение положения речевых органов: раздувание щек, выдох только на губы, произнесение звука [ф] вместо [х].
Игра «Буря в стакане»
Задача: развить сильный, целенаправленный выдох.
Оборудование: стакан с водой, соломинка.
Описание. В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.
Игра «Погудим!»
Задача: тренировать длительный, целенаправленный выдох.
Оборудование: любые стеклянные пузырьки небольшого размера с диаметром горлышка около 1 см.
Описание. Взрослый показывает ребенку, как можно погудеть с помощью стеклянного пузырька. Для этого кончик языка должен касаться горлышка пузырька, а сам пузырек - подбородка.
Далее нужно сделать глубокий вдох носом и затем сильно, длительно выдохнуть на язык в этом положении. Потом ребенок пробует погудеть самостоятельно.
Игра «Лодочки»
Задача: научить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.
Оборудование: таз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.
Описание. Ребенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том месте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы растянуты, как для звука [ф] - для плавного выдоха, вытянуты трубочкой - для сильного выдоха.
Игра «Надуй игрушку»
Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох.
Оборудование: неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.
Описание. Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.
Игра «Вертушка»
Задача: развить выдох, укрепить мышцы губ.
Оборудование: сначала бумажная, затем пластмассовая вертушка.
Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.
Игра «Надувайся, шар!»
Задача: развить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш].
Описание. Дети стоят близко друг к другу в маленьком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся!» и отходят назад, образуя большой круг.
По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети снова сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимости от возможностей детей), изображая выходящий из шара воздух.
Игра «Кто дольше?»
Задача: развить речевое дыхание, силу голоса.
Описание. Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.
По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.
Игра «Лестница»
Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.
Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого.
Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.
Регулярные дыхательные упражнения и игры учат детей правильно делать вдох, равномерно распределять воздух в процессе разговора, соблюдать нормальный темп и разборчивость речи. К концу занятий у детей улучшается общее звучание и внятность речи, формируется правильное речевое дыхание.
Упражнения для губ и щек
1. Массаж щек.
Описание: Похлопывание и растирание щек. Покусывание щек изнутри.
2. «Сытый хомячок».
Описание: губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Удерживать щеки надутыми 3-5 секунд (учитывайте возможности ребенка).
3. «Голодный хомячок».
Описание: губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.
4. «Шарик лопнул».
Описание: Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для губ
1. «Улыбка».
Описание: зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.
2. «Трубочка».
Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй.
3. «Заборчик». (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков).
Описание: Губы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба – «Поставь зубки друг на друга (если не получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.
4. «Бублик». (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции).
Описание: Зубы сомкнуты, стоят друг на друге. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. «Заборчик - Бублик. Улыбка – Хоботок». (Цель – развитие подвижности губ, необходимой для переключения со свистящих на шипящие).
Описание: Чередование положений губ. Сначала каждая поза фиксируется на 3-5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается. Внимание: следить за тем, чтобы в процессе движений губ зубы не сдвигались и не размыкались.
6. «Кролик». (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для губно-зубных звуков В и Ф).
Описание: Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Массаж губ зубами.
Описание: Покусывание и почесывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы.
2. «Пятачок».
Описание: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
3. «Рыбки разговаривают».
Описание: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ППП без выдоха).
4. Уточка.
Описание: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
5. Недовольная лошадка.
Описание: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение выполнять «серьезно» - если улыбаться, то не получится.
6. Спрятать губки.
Описание: Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1. Трусливый птенчик.
Описание: Широко открывать и закрывать рот, губы улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается (неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы.
Описание: рот приоткрыт, На счет "раз" челюсть двигается вправо, на "два" - челюсть возвращается на место, на счет "три" - челюсть двигается влево, на "четыре" - челюсть возвращается на место, на "пять" - челюсть выдвигается вперед, на "шесть" – челюсть возвращается на место. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
Описание: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. Силач.
Описание: Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая напряжение для мышц.
Артикуляционная гимнастика в стихах
«Часики»
Тик – так, тик – так – Тик-так, тик-так -
Ходят часики – вот так! Ходят часики — вот так.
Влево тик, День и ночь они не спят,
Вправо так. Все стучат, стучат, стучат.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
«Лопатка»
Пусть язык наш отдыхает, Язык лопаткой положи
Пусть немножко подремает. И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Окошко»
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"
«Варенье»
Нашей Маше очень смело, Ох и вкусное варенье!
На губу варенье село, Жаль, осталось на губе.
Нужно ей язык поднять, Язычок я подниму
Чтобы капельку слизать. И остатки оближу.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот
«Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Ты с лошадкой прокатись,
Звонко цокать поучись.
Ну и лошадка!
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
Травки поела –
И снова за дело.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь, Чищу зубы, чищу зубы
Свои зубки покажите, И снаружи, и внутри.
Чистим верхние и нижние, Не болели, не темнели,
Ведь они у нас не лишние. Не желтели чтоб они.
Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы
«Заборчик»
Широка Нева – река, Зубы ровно ты смыкаешь
И улыбка широка. И заборчик получаешь.
Зубки все мои видны – А сейчас раздвинешь губы
От краёв и до десны. И увидишь свои зубы.
Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Дудочка»
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду-Ду-Ду.
Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
«Грибок»
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.
Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
«Орешки»
Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.
Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».
«Качели»
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
Опускаюсь снова вниз.
Вверх язык ты поднимай,
Потом за зубы опускай.
Так качаться продолжай.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
«Лесенка»
Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.
«Гармошка»
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник – Язык в иголку превращаю,
Узким-узким стал язык. Напрягаю и сужаю.
Меж зубами, как сучок, Острый кончик потяну,
Вылез длинный язычок. До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.
Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Пароход»
Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.
Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).
«Маляр»
Язык – как кисточка моя, Мы работаем с утра,
И ею нёбо крашу я. Красить потолок пора,
Челюсть ниже опусти,
Язык к небу подними.
Поводи вперед-назад –
Наш маляр работе рад.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.
«Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.
«Барабанщик»
Барабанщик очень занят,
Барабанщик барабанит,
Д-д, д-д-д!
Бей, руками помогай,
Ритм ногами отбивай,
Д-д, д-д-д!
Учись играть на барабане,
Твой язык послушным станет,
Д-д, д-д-д!
Язык, кверху поднимайся:
Только с ритма не сбивайся,
Д-д, д-д-д!
Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук [д], делать удары медленно, следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
«Весёлые лягушки»
Квака любит улыбаться.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Описание: растянуть губы в улыбке.
«Трубочка»
Мои губы – трубочка –
превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.
Описание: вытянуть губы и сомкнуть их.
«Хобот слоненка»
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
Описание: вытянуть губы и сомкнуть их.
«Бублик»
Бублик мы изобразили –
Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать,
«Бублик» надо удержать.
Описание: вытянуть губы вперед и округлить их.
«Горка»
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху поднимаются.
Описание: «Высокая горка» - широко открыть рот, широкий язык опустить за нижние резцы, упереться в них языком, плотно прижать боковые края к верхним зубам. «Низкая горка» - сделать «высокую горку», приподнять нижнюю челюсть, боковые края языка плотно прижать к верхним зубам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка игр и упражнений, направленных на развитие ручной моторики
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшени...
Игры, направленные на развитие речевого и физиологического дыхания. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики.
Картотека игр направлена на развитие речевого и физиологического дыхания,на развитие артикуляционной моторики....
Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики
Краткая аннотация: в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...
Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет
Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у дошкольниковЦель комплекса: развитие мелкой моторики рук, координации движений рук у детей 3-4 лет через ис...
Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики
в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раск...
Картотека игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики
Уровень развития движения рук ребёнка определяет уровень его физического и психического развития...
Особенности организации логопедического воздействия направленные на развитие артикуляционной моторики
Особенности организации логопедического воздействия направленные на развитие артикуляционной моторики...