Коммуникативное развитие детей раннего возраста с детским церебральным параличом
статья по логопедии

Анастасия Владимировна Семенова

В данной статье описывается проблема коммуникативного развития детей раннего возраста с ДЦП. Отмечается роль коммуникации в развитии психики и личности ребёнка на ранних этапах онтогенеза. Выделены основные направления и задачи работы по формованию взаимодействия детей, имеющих ДЦП с окружающими на ранних стадиях развития. Установлены специальные педагогические условия, которые определяют эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnoe_razvitie_detey_s_dtsp.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

 РАННЕГО ВОЗРАСТА

С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Аннотация. В данной статье описывается проблема коммуникативного развития детей раннего возраста с ДЦП. Отмечается роль коммуникации в развитии психики и личности ребёнка на ранних этапах онтогенеза. Выделены основные направления и задачи работы по формованию взаимодействия детей, имеющих ДЦП с окружающими на ранних стадиях развития. Установлены специальные педагогические условия, которые определяют эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, ранний возраст, коммуникативное развитие, коррекционно-педагогическая работа, особенности развития, ограниченные возможности здоровья, специальные педагогические условия.

Введение. В современном мире появляется достаточно большое количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Из всех вероятных нарушений возможно отметить детский церебральный паралич (ДЦП). Его распространенность, по прогрессивным сведениям, составляет примерно 2-3 варианта на 1000 новорожденных.

Изложение основного материала исследования. Впервые в специальной психологии Выготским Л.С. было описано развитие личности ребенка с дефектом. Он показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, который изменяет отношения человека с окружающим миром, что в итоге определяет «социальную ненормальность поведения». Вследствие чего, двигательный дефект при ДЦП становится психологическим фактом только в случае вступления человека в общение со здоровыми людьми. (Выготский, 2006).

Дети, у которых детский церебральный паралич сопровождается с нарушением интеллекта или сенсорным нарушением, практически не имеют коммуникативного опыта, из-за того, что общение является одной из главных движущих сил психического развития. Если рассматривать со стороны развития коммуникативной сферы, то полноценное проживание детства определяет становление базисных свойств личности, которые обеспечивают успешную социально-психологическую адаптацию, включающую способность к коммуникации с окружающими (Миланич, 2008).  Коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств.

В современных публикациях отражаются серьезные вопросы обучения, воспитания, познавательного и личностного развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Шипицына и Мамайчук, 2004). Кроме того, разработана система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с ДЦП (Приходько,2008).

В своих работах Архипова Е.Ф. отмечает, что задержка в развитии ребенка начинается с первых недель жизни. Наиболее важную роль в отклонениях психического развития детей играют двигательные, речевые и сенсорные нарушения. Эти отклонения в большинстве случаев вызваны дефицитностью практического навыка детей с церебральным параличом, а также ограниченностью их коммуникации (Архипова,1989).

Архипова Е.Ф. выделяет четыре уровня доречевого развития, на каждом из которых педагоги осуществляют свою деятельность в определенных направлениях коррекционно-педагогической работы. 

На первом уровне доречевого развития педагоги работают в следующих направлениях: работа над вокализацией выдоха; развитием «комплекса оживления» с включением голоса в комплекс; активизацией голосовых реакций; выработкой слухового внимания; установлением правильного положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительно-моторной координации. 

На втором уровне доречевого развития осуществляется работа в данных направлениях: стимуляция гуления; развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания; формирование умения разместить звуки в пространстве и дифференцировать интонации в голосе взрослого; развитие хватательной функции рук. 

На третьем уровне доречевого развития педагоги работают над следующими направлениями: выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, зрительных дифференцировок, акустической установки на звуки и голос; активизация лепета; развитие слуховых дифференцировок; становление подготовительных этапов понимания речи. 

На четвертом уровне доречевого развития педагоги выполняют работу в следующих направлениях: увеличение силы и длительности выдоха, активизация физиологических эхолалий и лепетных слов; развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук; развитие понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.

Функция коммуникации у детей с ДЦП развивается неравномерно, в отличие от здоровых детей. Наиболее развитыми оказываются мотивы, формы и потребности коммуникации. На последнем места расположились средства коммуникации. Нарушение артикуляции и координации движений неблагоприятно отражается на процессе общения со взрослыми людьми. К тому же, затруднение в выражении собственного эмоционального состояния негативно сказывается на общении (Данилова, 1997).

Коммуникация детей с ДЦП с окружающими людьми в большинстве случаев осуществляется путём недифференцированных движений тела, которые сопровождаются немодулированной вокализацией. На более высоком уровне развития эмоциональных реакций коммуникация ребенка со взрослыми основывается с помощью дифференцированных мимических реакций и звуковых проявлений. В некоторых случаях дети используют такие средства коммуникации, как жест, мимика, лепет, лепетные слова. При обращении взрослого дети обмениваются впечатлениями и периодически ищут поддержку и внимание. Экспрессивно-мимической речью дети с ДЦП пользуются крайне редко, чаще употребляют жесты, этим они отличаются от здоровых детей.

Для принятия участия в процессе коммуникации, детям, страдающим ДЦП, необходимо побуждения взрослого. Их взаимодействия с игрушками и предметами носят единоличный характер, изредка появляется желание действовать вместе с взрослым и подражать его действиям. Дети зачастую не обращают внимания на взрослого –  игрушка или новое занятие заинтересуют их больше, чем вступление в контакт с кем-либо. Также нет активного стремления разделить игру с партнером или попросить помощи у него.

Совместные занятия проводятся психологом, дефектологом, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором ЛФК, педагогом Монтессори. Данные формы работы позволяют обеспечить необходимую степень интеграции в общество для всех детей, которая «каждому из них полезна и доступна на данном этапе развития» (Малофеев, 2003).

Для того чтобы коррекционно-педагогическая работа с детьми с ДЦП была эффективной, педагогам рекомендовано учитывать специальные педагогические условия:  учитывать особенности и состояния речевой, познавательной и двигательной сферы ребенка в процессе формирования и развития коммуникативной деятельности; включать детей в позитивно мотивированную, социально значимую, адекватную двигательному и интеллектуальному состоянию деятельность; оказывать поэтапную поддержку в подборе средств коммуникации всем ее участникам; развивать активность и самостоятельность детей в коммуникативной деятельности, и адекватность использования средств коммуникации (Крутякова, 2011).

Выводы. Достаточно значительную роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП играют двигательные, речевые и сенсорные нарушения. В большинстве случаев эти отклонения определены недостатком практического опыта детей с ДЦП, кроме того недостаточностью их коммуникативных связей. Поэтому организация ранней коррекционной помощи должна учитывать специальные педагогические условия, которые определяют эффективность коррекционно-педагогической работы. Она играет большую роль для формирования коммуникативных навыков у детей, имеющих ДЦП.

Литература:

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: Просвещение, 1989. - 24 с.
  2. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский.  – М.: Эксмо, 2006.
  3. Данилова, Л.А. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе [Текст] / Л.А. Данилова, К. Стока, С.Н. Казицина. – Спб, 1997.
  4. Крутякова, Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности у детей раннего возраста с церебральным параличом: автореф. Дисс…канд. пед. наук [Электронный ресурс] / Е.Н. Крутякова. – Москва, 2011. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19363346 
  5. Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детейс особыми образовательными потребностями в России [Текст] / Н.Н. Малофеев. – Спб.: Дидактика плюс, 2003.
  6. Миланич, Ю.М. Развитие коммуникативной сферы дошкольников с детским церебральным параличом [Электронный ресурс] / Ю.М. Миланич. – Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2008. - №4. – 178 с. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnoy-sfery-doshkolnikov-s-detskim-tserebralnym-paralichom 
  7. Приходько, О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации [Текст] / О.Г. Приходько. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Особенности общей моторики у детей с детским церебральным параличом.Специфика мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом....

Реализация деятельности по коммуникативному развитию детей раннего возраста.

Книга  вводит  ребенка  в  самое  сложное  в  жизни – в мир  человеческих  чувств,  радостей  и  страданий,  отношений,  поступков...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении,  в ощущении владения с...

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста»

Данные игры можно использовать в работе со своими детьми. Благодаря игре процесс познания и развития становится ненавязчивым, интересным, а главное – более продуктивным. Дети с удовольствием включаютс...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом

По данным Всемирной организации здравоохранения количество детей с нарушениями функций  опорно - двигательного аппарата растет. В России на тысячу детского населения шесть страдает детским ...