Игры и упражнения со звуками и словами
консультация по логопедии
Опубликовано 21.12.2022 - 11:30 - Алехнович Ирина Витальевна
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения,
направленные на формирование и развитие у детей фонематического слуха и восприятия, а
также навыка звукового анализа, что является неотъемлемой частью при обучении грамоте.
ИГРА «ЭХО»
Громко и длительно произносим: А-А-А. Ребенок-эхо тихо повторяет: а-а-а. И так все гласные
(следите, чтобы произнесение звуков было медленным, протяжным). Не забывайте о том, что
ваша речь является образцом. Далее произносятся сдвоенные гласные: АУ, УА , ИА, УО, ОИ,
ИО, УИ.
Вариант этой игры: Попросите ребенка повторить за вами только те имена, которые
начинаются со звука Э. Называем имена: Алла, Уля, Эльза, Оля, Эмин, Эля, Ася, Алик,
Эльдар, Элла, Анна, Айдар, Эдуард, Эдик. После освоения игр «Эхо», закрепите вместе с
ребенком понятие «гласный звук» и его признаки:
-Гласные удобно петь и кричать
- Голос звучит при этом свободно
- Когда произносим эти звуки, то хорошо открываем рот.
ИГРА «ПОДАРКИ АЛЕНКЕ»
Вам понадобится бумага и карандаши.
Когда девочке Аленке исполнилось шесть лет, ей подарили много игрушек, в названии
которых слышится звук У. Угадай, какие игрушки могли ей подарить? (Утку, улитку, утюг,
Буратино, кукушку. Муравья, дуршлаг и т. д.) Ребенок называет игрушки, если он
затрудняется помогите ему в этом. Аналогично обыгрываем другие гласные звуки. Попросите
ребенка нарисовать названные слова и повторить их еще раз.
Вариант этой игры: «Загрузи кораблик» (самолет, лодку, машину и любой вид транспорта)
Кораблик собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит только такие грузы, в
названиях которых есть звук У: пуговицы, ружья, груши, улья и т. д. Ребенок рисует нужные
предметы на кораблике, который можно нарисовать совместно или выполнить ввиде
аппликации (творчество только приветствуется!) Повторяем с другими звуками.
ИГРА «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ»
Вам понадобятся: мяч и фантики от конфет. Эту игру вы можете использовать, когда
собралась вся семья или на отдыхе, когда есть еще несколько игроков/детей. Ведущий
называет звук и по очереди кидает мяч всем игрокам, которые называют слова на заданный
звук. Если игрок не может быстро вспомнить звук, то отдает фант. Например, со звуком А:
шашки, каша и т. д.; со звуком И: рис, лист, мир, винт и т. д.
ИГРА «УЧИМ НЕГРИТЕНКА ТОМА»
Объясняем ребенку, что негритенок приехал из Африки и мечтает заговорить по-русски.
Учитель дал ему задание: придумать 10 слов, в которых есть звук Ф, а у него не получается.
Помоги ему.
ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Просим ребенка стукнуть карандашом по столу (или хлопнуть), если услышит звук Щ. Слова:
шелк, шептать, щекотать, счастливый, цапля, щелкунчик, честный, шелковица шоколад,
щипать, шум, щепка, жир, щипцы. Аналогично играем с другими шипящими звуками.
ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Озвучиваем ребенку правила этой игры: В трех словах этого задания есть общий звук, а в
четвертом его нет. Нужно назвать лишнее слово.
Щука, плащ, шерсть, клещи.
Кукла, мяч, чайник, чашка.
Овца, цыпленок, солнце, луна.
Ножницы, кружок , лошадь , жеребенок.
ИГРОВОЕ УПР. «ПРЕДМЕТЫ ВОКРУГ»
Задание: Назови предметы вокруг тебя (минимум 3), названия которых начинаются с того же
звука, что и твое имя.
ИГРА «ПОДАРКИ ЛЕСНЫМ ЗВЕРЮШКАМ»
Правила игры: крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям-
лесным зверюшкам, много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название
которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки, например :
Зайчику- зонтик, звонок, задачник;
Лосенку-лопатку, лыжи и лакомство;
Лисенку- леденец, лежак, лейку. А что подарил крокодил Гена волчонку, барсучонку,
белочке, Чебурашке? Какие подарки мог подарить крокодил Гена детенышам животных:
козленку, жеребенку, щенку, ослику?
ИГРА «ОТНИМИ ЗВУК»
Какое слово получится, если убрать первый звук?
Косы-осы, смех-мех, плуг-луг, укол-кол, клей-лей. Если это задание вызывает у ребенка
трудности при выполнении, попробуйте выполнить его с опорой на зрительный анализатор,
попросите выложить слово из букв разрезной или магнитной азбуки.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЙ ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ?»
Правила игры: Прослушать стихотворение и назвать слова, в которых перепутаны звуки.
Закричал охотник: «ОЙ!
Двери гонятся за мной.»
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей.
Мы собрали васильки,
На головах у нас щенки.
На болоте нет дорог,
Я по кошкам –скок да скок.
Сели в ложку и айда-
По реке туда- сюда.
Жучка будку не доела:
Неохота, надоело.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО»
Перед игрой подготовьте карточки с буквами С и Ц (их можно сделать из картона или
обычной бумаги, можно вылепить из пластилина).
Это упражнение направлено на развитие умения дифференцировать звуки. Говорим ребенку,
что если в конце слова он слышит звук Ц, то одновременно с произнесением слова поднимает
карточку с буквой Ц, а если слышит в слове С, поднимает карточку с буквой С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ И СЛОВАМИ
И.А. Кравченко АССОЦИАЦИЯ АВТОРОВ И ИЗДАТЕЛЕЙ "ТАНДЕМ" Серия "Опыт работы практического педагога" Пособие для воспитателей и родителей...
Игры и упражнения со звуками и словами
Памятка для родителей...
Буклет "Игры и упражнения со звуками и словами"
Дети 5-7 лет могут:1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).2. Делить слова по слогам.3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).4. Придумывать с...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ И СЛОВАМ
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ И СЛОВАМ...
Буклет родителям "Игры и Упражнения со звуками и словами"
Буклет родителям "Игры и упражнения со звуками и словами"...
Буклет для родителей" Игры и упражнения со звуками и словами"
Данный буклет можно рассматривать родителям как вспомогательное пособие к курсу обучения грамоте, обеспечивающее игровой характер этого обучения, помогающее закрепить свойственный детям в этом в...