Конспект занятия по развитию речи "Зима".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи "Зима" в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_zima.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Зима».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- расширить представление о зиме, её признаки;

- расширить словарный запас, обогатить активный словарь;

- учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине;

- формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины.

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей навык планирования связного высказывания;

- упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию;

- активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

- формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: Сюжетная картина «На горке», сюжетные картинки по теме: «Зима», мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

- Снег выпадает, вьюги завывают,
- Новый год встречают? Когда это бывает?

2. Основная часть.

  • Ввод в тему занятия. Называние признаков зимы.

Логопед: - Ребята, какие признаки зимы вы знаете? Картинка будет вам подсказкой.

Дети с помощью логопеда обобщают основные приметы зимы:
- падает снег;
- дует холодный ветер;
- земля. Деревья, дома покрыти снегом;
- реки и озера замёрзли и покрыты льдом;

- солнце светит, но не греет;

- на улице мороз;

- дни стали короче, а ночи длиннее;

- люди одеты в зимнюю тёплую одежду;

- прилители снегири;
- приходит Новый год.

  • Беседа по картине.

Логопед: А теперь мы отправимся с вами на снежную горку. (Выставляется сюжетная картина «На горке».)

                 - Какое время года изображено на картине?

- По каким признакам вы догадались, что это зима?

- Где собрались дети? (На горке).

- Подумайте, кто построил горку?

- А кто из детей только что пришел на горку?

- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили? (Из-за того, что Юра не хотел пускать Вову на горку).

- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?

- Как закончилась эта история?

- Дайте название картинки.

  • Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снижинки?

В ладошке вода.

На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда?

На первый вопрос сжать кулаки, на второй ответ — разжать.)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...

Как видно, ладошки мои горячи.

Мелкие потряхивания
расслабленными ладонями.

  • Образец рассказа с установкой на пересказ.

Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:

- Не смей! Это не твоя гора! Ты её не строил!

А Наташа улыбнулась и сказала:

- Катайся, Вова! Это гора общая.

  • Рассказы детей.

Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.

  • Игра на развитие речевого выдоха.

Логопед:  Мы подуем высоко.

                    Мы подуем низко.

                  Мы подуем далеко.

                  Мы подуем близко.  

  • Игра с мячом «Подбери слова-родственники».

Снег – снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь, снеговик.

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовка, зимовье.

Мороз – морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое.

Лёд – ледок, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололёд, ледовый.

  • Загадки.

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю спустилось.

                                    (Снег.)

Какой мастер на окна нанёс

И листья, и травы, и заросли роз?

                                     (Мороз.)

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла –

И пропала.

(Снежинка.)

Всё стояли

Зимы ожидали.

Дождались зимы –

Помчались с горы.

                      (Санки.)

Две полоски на снегу

Оставляют на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной.

                      (Лыжи.)

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберет.

                          (Иней.)

  • Игра «Продолжи предложение».

Чтобы не замёрзнуть, надо надеть…

Зимой покрываются льдом…

Дети любят кататься зимой на …

Зимой на улице не увидишь….

  • Итог занятия.

Давайте вспомним, что мы с вами делали на занятии:

 - вспоминали признаки зимы;

 - составляли рассказ по картинке, а потом его пересказывали;

 - делали пальчиковую и дыхательную гимнастики;

 - играли в игру «Подбери слова-родственники»;

 - отгадывали загадки.

Вы все, большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...