«Инновационные методы работы в рамках здоровьесберегающих технологий»
консультация по логопедии (старшая группа)

Данный материал познакомит педагогов с разнообразными методами и приёмами самомассажа, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnoe_kafe.docx55.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Пукане» комбинированного вида города Ядрин

 Чувашской Республики

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КАФЕ

Тема:

«Инновационные методы работы в рамках здоровьесберегающих технологий»

              Подготовил:                            

                                                      учитель – логопед Константинова Л.А.

Ядрин 2021

«Инновационные методы работы в рамках здоровьесберегающих технологий»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами самомассажа, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз).

Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия).

Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

Предлагаю остановиться  на третьей группе технологий – самомассаж.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:

  • Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
  • Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
  • Можно использовать без специального медицинского образования.

Правила:

  • Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
  • Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
  • В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
  • Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
  • Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.

       Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида:

  • общий (самомассаж головы, шеи, туловища);
  • артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка);
  • пальчиковый

Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют прием самостоятельно, при необходимости можно использовать зрительный контроль (зеркало). Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном темпе. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно – проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Также использование стихотворного текста является дополнительным стимулирующим фактором речевого развития и создает у детей положительный эмоциональный настрой, желание заниматься. Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

При выполнении логопедического самомассажа, как впрочем и классического и логопедического массажа и самомассажа рук и других частей тела необходимо соблюдать ряд требований:

  • Помещение должно быть хорошо проветренным;
  • Одежда не должна стеснять движений;
  • Обязательно вымыть руки и лицо ребенка;
  • Направления движений всегда от переферии к центру, или к лимфатическим узлам;
  • Ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;
  • Соматическое состояние ребенка не должно вызывать у него дискомфорта (не выполняются никакие массажные приемы при повышенной температуре, сыпи, вирусных и инфекционных заболеваниях, диатезах);
  • Не рекомендуется проводить массаж и самомассаж сразу после приема пищи;
  • Работа должна проводиться в эмоциональной форме, доставлять детям физическое и психологическое удовлетворение.

К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:

Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;

Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;

Разминание - смещение тканей с захватом – действие стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике;

Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная.

Процедура логопедического самомассажа проводиться, как правило, по рекомендуемой схеме

массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Дети обучаются под руководством педагога. Каждое движение логопед показывает на себе, произнося соответствующий текст. Ребята отрабатывают движения несколько раз сначала перед зеркалом, а затем без зрительного контроля. Самомассаж лица выполняется сидя, приняв удобную, спокойную позу. Болевые ощущения во время самомассажа не допускаются. Кожный покров лица, ротовая полость, губы должны быть не травмированы. Он может проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, перед или после артикуляционной гимнастики.

Общий

                                             Мышц головы и шеи.

«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть медленными, одновременными, поглаживающими.

«Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней  вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к ярёмной ямке.

                                        Ушных раковин. 

Аурикулярный массаж (аурикула – ушная раковина).

  • Самомассаж ушных раковин производим одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
  • При этом используем такие приёмы массажа, как разминание, растирание, поглаживание.
  • Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
  • Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
  • Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.

Взяли ушки за макушки    

(Большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…(Несильно потянуть вверх)

Пощипали…(Несильные нажимы пальцами)

Вниз до мочек добежали.

(С постепенным   продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:

(Пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять...

(Приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

(Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём.        

«Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

«Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 – 5 раз.

«Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 – 3 секунды

                                         Самомассаж тела

                                                « Пироги »

За стеклянными дверями                 

Выполнять хлопки правой ладонью

по левой руке от кисти к плечу.

Ходит мишка с пирогами               

То же по правой руке

Здравствуй, Мишенька-дружок,     

Хлопки по груди

Сколько стоит пирожок?               

 Хлопки по бокам

Пирожок-то стоит три,                   

Хлопки по пояснице

А готовить будешь ты!                   

Хлопки по ногам сверху вниз

Напекли мы пирогов,                     

 Выполнять последовательное

К празднику наш стол готов!          

поглаживание рук, корпуса, ног

                 

Артикуляционный

 Логопедический самомассаж лица.        

Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки, потирание ладоней, хлопки).
И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).
Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание ушных вниз).
Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями перебегают от носа к ушам по массажным линиям)
Их вперёд сгибаем, мягко растираем (сгибание ушных раковин и их растирание)
Гладим щёчки по дорожкам: вверх, вверх, вверх (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к вискам)
Вверх натягиваем бровки: вверх, вверх, вверх (пальцами натягиваем кожу лба от середины бровей к волосам вверх 3 раза)
А теперь погладим губки: раз, два, три (гладят губы от середины к сторонам)
А ещё помнём мы губки по-смо-три! (растирают губы от середины к сторонам)
Поцелуем мы друг друга: чмок, чмок, чмок (вытягивание обеих губ вперёд, поцелуй).
Губки тянем влево-вправо (выполнять соответственно словам).
Хорошо! Ещё разок! (выполнять соответственно словам).
Губки бегают по кругу: раз, два, три! (круговые движения губами влево).
И в другую сторону: по-смо-три! (круговые движения губами вправо).
Губки мы погладим, пальцами скользя (гладят пальцами от середины губ до уголков рта).
Ведь они устали, им отдохнуть пора.
По дорожкам к носику мы пройдём (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
И от носа к ушкам мы дойдём (поглаживающее движение от крыльев носа к ушам).
Подбородок мы пощиплем, по дорожкам пробежим (пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам).
А теперь погладим шейку и тихонько посидим (Медленно гладят шею сверху - вниз)

           Мышц щек

«Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

«Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

«Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

«Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

«Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

«Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от   середины лба вниз по щекам к подбородку.

Массаж ложками

        Одной из новых методик нормализации тонуса лицевой и артикуляционной мускулатуры является массаж и самомассаж ложками. Эта оригинальная массажная методика была разработана немецким врачом Рене Кохом. Кох использовал ее в косметичеких целях. Известный петербуржский логопед, автор многих пособий по практической логопедии - Ольга Игоревна Крупенчук - адаптировала эту уникальную методику в логопедических целях. Основы массажа ложками и практический материал представлены в пособии «Логопедический массаж ложками»

        Для массажа и самомассажа используются разные ложки: столовые и чайные (для массажа лицевых мышц), кофейные (для массажа мышц артикуляции). Ложки могут быть как стальные, так и пластмассовые. Ложки можно брать разные, что помогает поддерживать у детей интерес к занятию. Ложки должны быть с минимумом украшений на черенке и круглым, а не острым кончиком.

Самомассаж ложками имеет ряд преимуществ.

        Ложки не требуют стерилизации — достаточно их помыть. Массаж ложками помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж. Образ ложки ассоциируется с приятным чувством, связанным с едой, поэтому дети с удовольствием используют ложку для массажа. Движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу. Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего массажа. Для этого металлические ложки опускают в теплую или холодную воду. Если мышцы гипотоничны и ребёнку нужен стимулирующий массаж, ложки периодически опускают в холодную воду. При гипертонусе мышц ложки нагревают в теплой воде.

        Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца. Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно. Например, прижатия боковым краем, глубокое разминание большой площади; Эту массажную технику легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях.

        Помимо всего этого, применение ложечного самомассажа развивает и мелкую моторику у ребёнка. Синхронизирует работу двух рук, укрепляя тем самым межполушарные связи. Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его по мере необходимости в структуру занятия.

        Делая самомассаж, ребёнок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.

Для массажа надо взять по 2 ложки на каждого ребёнка. Перед обучением самомассажу знакомят детей с названиями частей ложки: черенок, черпачок, ямка, горка, кончик, бок.

        Упражнение выполняется под чтение стихотворения, и это тоже неслучайно. Стихи, как ритмически организованная речь, способствуют формированию чувства ритма у детей и являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры.

        Таким образом, массаж ложками оказывает эффективное влияние в профилактике и коррекции речевых нарушений.

Противопоказания к массажу с ложками.

        Не следует делать массаж ребенку при высыпании на коже, гнойничков, трещин, если есть проблемы во рту – различные воспаления или качающиеся зубы.

Для процедуры понадобятся две ложки, каждый элемент повторяется 6–8 раз. (Предложить слушателям освоить основные приемы)

Приемы самомассажа ложками:

- выпуклой стороной ложек спиралевидные движения от центра лба к вискам;

- «Лошадка-качалка» Перекатывание черпачка ложки по линии бровей, по носогубным складкам, над верхней губой, под нижней губой.

- выпуклой стороной гладить глазные впадины, вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза, обратно вести ложкой под глазом;

- одной ложкой растираем межбровное пространство по спиралевидным траекториям;

- по кругу погладить щеки выпуклой стороной ложек;

- массируем щеки от подбородка к глазам боковой стороной ложки («смахнем со щечек крошки»);

- зигзагообразное разминание горкой ложки от уголков рта к ушам. Амплитуда движений - от подбородка к скуловой кости.

- растираем носогубную область концом ложки;

- губы помассируем кончиком ложки, слабым нажатием;

- круговые разминания горками ложек уголков рта (Там, где губок уголочки, крутим мелкие кружочки.)

- круговые движения одной ложкой по подбородку (А теперь на подбородке круг рисуем очень четкий)

- движения горками ложек по трем дорожкам

                                                  Мышц губ 

«Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

«Весёлый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

«Грустный клоун». Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

«Клювик». Движения указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

«Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

«Расческа». Поглаживание губ зубами.

«Молоточек». Постукивание губ зубами.

Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

«Пальцевой душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

«Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы, к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

При дизартрии.

Смешная песенка – указательным пальцем перебирать по губам, произнося при        этом звук, похожий на «Б-Б-Б….»

Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.

 Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»

Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.

Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.

 Прятки  – втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.

Проговаривание слогов  – амма, абба,  аппа…

 Скороговорка  – От топота копыт пыль по полю летит …

Упражнение с присоской  – при слабых губах.

Упражнения с бинтом – первое – сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт, пытаемся вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.  Второе – бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.  Третье – зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого – в правый и т.д.

Упражнение с пуговицей – 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить  шнуром и расположить на расстоянии  15-18 см. Одну пуговицу ребёнок  захватывает  губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.

                                                Мышц языка.

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами,   а   затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперёд, пошлепывая его губами, при этом слышится звук « пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

При дизартрии.

5.Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)

6.Массаж горошинами –  переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом)  языке.

7.Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.

8.Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).

9.Массаж через салфетку

10.Массаж грушей, используется для массажирования языка (особенно когда ребёнок смягчает согласные и для профилактики инфантильного глотания, т.е. активизация движений жевательных мышц и стимуляция кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта).  Используем детскую спринцовку № 1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребёнка так, чтобы кончик остался с наружи. Предложить пожевать на большой амплитуде.  Усложнение  – спринцовку сложить в четыре раза.

                                 Пальчиковый

Упражнения по самомассажу рук

Пальчиковый самомассаж это важное средство способствующее созданию нейронных сетей, что в свою очередь стимулирует процесс обучения. Выполнение различных упражнений пальчикового самомассажа возбуждает локальные участки мозга, а их игровая форма распределяет нагрузку на мозг, предохраняя от переутомления. Дети в игре, заучивая простые веселые тексты, которые они демонстрируют и обыгрывают в движениях пальцев, становятся активными участниками обучения.  

Растирание ладони

«Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки — ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» — энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.

Мы как древние индейцы

Добываем огонек:

Сильно палочку покрутим —

И огонь себе добудем.

«Стряпаем» — имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Мы постряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем маме помогать.

Растирание пальцев

«Братцы» — обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза.

Ну-ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы, молодцы,

Просто чудо-удальцы!

«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево - вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Точим ножи» — активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть.

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку.

«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим мы бревно

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Растирание предплечья

«Надеваем браслеты» — одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево - вправо, — выполняем по 2 раза на каждой руке.

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем.

Влево - вправо, влево - вправо,

На другой руке сначала.

«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы сперва ее растянем,

А затем обратно стянем.

«Гуси» — пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

«Га-га-га, га-га-га,

Очень вкусная трава!»

«Человечки» — указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки — «маршируют», «прыгают», «бегут»).

Вариант для «маршировки»

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво.

Вариант для «прыжков»

Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок,

Все быстрее: прыг-да-скок.

Вариант для «бега»

Человечки на двух ножках

Побежали по дорожке.

Побежали, побежали,

Вдруг споткнулись и упали.

 

При выполнении самомассажа рук можно использовать различные предметы.

Грецкие орехи

самомассаж грецкими орехами.

  • Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,

А потом обратно,   чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Вокруг Земли Луна летает,

а вот зачем – сама не знает.

  • Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.

Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.

Научился два ореха                                                    

между пальцами держать.                                          

Это в школе мне поможет                                          

буквы ровные писать.                                              

Три ореха я возьму,

 между пальцами зажму.

Раз, два, три, четыре, пять,

орехи сложно удержать!

Карандаш

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10.

Карандаш в руках катаю,

между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу.

Карандаш

Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

Стихотворение:

Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру,  рисовать потом пойду.

Карандаш

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

самомассаж карандашом

Карандаш я покачу

Вправо, влево  - как хочу.

«Прятки» с карандашом

Сжимание карандаша в кулачке.

самомассаж карандашом

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.

«Пианино» с карандашом

Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев.

«Волчок» карандашом

Вращение карандаша на столе большим и указательным пальцами.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

  «Подъемный кран» карандашом

самомассаж карандашом Поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем.

Карандашик поднимаю,

Крепко пальцем прижимаю.

 

«Вертолет» карандашом

самомассаж карандашом

Вращение карандашом между большим, указательным и средним пальцами.

Отправляется в полет

Наш красавец - вертолет.

«Качалочка» карандашом

самомассаж карандашомПрокатывание карандаша в межпальцевом пространстве.

Карандаш не отдыхает,

Между пальцами гуляет.

«Ладошка»

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Нарисую я ладошку,

Отдохну потом немножко.

«Эстафета» карандашом

самомассаж карандашом. Передача карандаша каждому пальчику поочередно.

«Скольжение» по карандашу

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании, и с упором острым концом в стол.

По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу.

 

Массажные щётки или колючий мячик

Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:

массажный мячик

У сосны, у пихты, ёлки

очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

вас уколет можжевельник!

Массажные щётки или колючий мячик

Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.

самомассаж су-джок

Я мячом круги катаю

(между ладоней по кругу),

Взад-вперед его гоняю  

(движения вверх-вниз),

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк -

Мяч летает между рук

(перебрасывание мяча из руки в руку).

Массаж горошинами

Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:

Дома я одна скучала,

горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

надо пальчику сказать:

«Пальчик, пальчик, мой хороший,

ты прижми к столу горошек.

Покрути и покатай,  и другому передай.

Бельевые прищепки

Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается): самомассаж прищепками

Кусается сильно котёнок – глупыш,

он думает: это не палец, а мышь

 (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Большаку дрова рубить,

а тебе воды носить,

А тебе печь топить,

а тебе тесто месить,

А малышке песни петь,

песни петь да плясать,

родных братьев потешать.

Воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками.

Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;

Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.

самомассаж шариками

Эти шарики берем

Ими ручки разомнем.

Каждый шарик не простой -

Этот с солью, с рисом тот.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Нам пора и отдыхать!

Чётки, бусы

Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.

Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.

Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.

самомассаж чётками

Катать бусины между ладоней:

Покатаю я в руках бусинки – горошки.

Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

                Положительный эффект самомассажа

       «Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.»  М. Е. Хватцев

    В результате регулярного выполнения самомассажа у детей нормализуется мышечный тонус артикуляционного аппарата (в наиболее сложных случаях — уменьшается  степень проявления  дефектов артикуляционной мускулатуры);  начинают работать те группы мышц, которые были недостаточно включены в процесс произношения; органы артикуляции готовы  к формированию произвольных, координированных движений и к  постановке дефектных звуков речи; уменьшается гиперсаливация.

       Плюсы самомассажа также заключаются в том, что детям нравится его делать и поэтому родители без проблем могут повторять процедуру самомассажа несколько раз в день, выполняя различные упражнения. На логопедических занятиях эти упражнения выполняются одновременно с несколькими детьми, что создает некий соревновательный элемент и способствует возникновению чувства общности.

Литература:

1.Шафеева А.А. Логопедический массаж. – М., 2009

2.Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. СПб, 2013

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. логопедические упражнения. – СПб.: «Литера», 2009.

9. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Литера,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий

В статье рассматриваются цели и задачи ритмопластики, а также описываются преимущества данного вида здоровьесберегающих технологий. Ниже приведены некоторые примеры упражнений с элементами ритмопласти...

Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологий

Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологий...

"Ритмопластика - как инновационный метод работы с дошкольниками в рамках здоровьесберегающих технологий"

Выступление на районном семинаре по теме: "Ритмопластика - как инновационный методработы с дошкольниками в рамках здоровьесберегающих технологий"...

Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологий

Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологийПояснительная запискаВоспитание детей с проблемами в развитии на сегодняшний де...

Методическое пособие: Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий.

Методическое пособие по физической культуре в ДОУ: Ритмопластика - оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определенн...