Превентивный логопедический массаж как эффективное средство предупреждения речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Превентивный логопедический массаж как эффективное средство предупреждения речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи, назрела острая необходимость в оказании профилактической логопедической помощи детям в дошкольных организациях. Как известно, лучше выявить и предупредить отклонения в младшем и среднем дошкольном возрасте, чем потом устранять комплекс речевых недостатков в будущем. Поэтому ранняя логопедическая помощь приобретает особую актуальность. Основной ее целью является выявление проблем в речевом развитии ребенка, создание условий для их преодоления и предупреждения тяжелых речевых недостатков.
Основными задачами ранней помощи являются: диагностика, установление возможных причин задержки речевого развития, проектирование индивидуальных маршрутов.
Для успешной реализации коррекционной работы логопеду необходимо:
- Знать нормы доречевого и речевого развития детей в условиях онтогенеза и дизонтогенеза, причинах нарушения детской речи;
- Уметь проводить логопедическое обследование у детей младшего дошкольного возраста;
- Владеть навыками применения приёмов и методов логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Речевые нарушения могут быть вызваны разными причинами: физиологическими и генетическими нарушениями, травмами во внутриутробном развитии, патологией нервной системы, интеллектуальными и двигательными нарушениями. И эти проблемы требуют особого внимания или вмешательства. Часто родители не знают, как помочь ребенку, как переступить через психологические барьеры, к кому и в какое время обратиться за помощью.
Поэтому в данной ситуации важна помощь не только ребенку, но и их родителям. Только совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми, а особенно младшего дошкольного возраста.
После поступления ребенка в детский сад проводится беседа логопеда с родителями каждого ребенка, собирается анамнез детей, изучаются выписки из истории болезни, осуществляется наблюдение за детьми во время игр в группе и логопедическом кабинете. В дальнейшем, при работе с детьми младшего возраста, поступившими в группу, выявляется уровень общего и речевого развития ребенка, его индивидуальные особенности, определяются основные направления коррекционно - логопедической работы, вырабатываются рекомендации для родителей, воспитателей и специалистов.
Предупреждение и устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, который предполагает сочетание профилактической, коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.
Основные направления логопедической работы в первой младшей группе дошкольной организации:
1) Развитие понимания обращенной речи, понимания простейших инструкций, обогащение пассивного словаря.
2) Стимуляция вербальной активности ребенка — создание у него потребности пользоваться речью, формирование физиологических эхолалий и лепетных слов.
3) Нормализация тонуса мышц и моторики
4) Развитие артикуляционного аппарата.
5) Формирование правильного физиологического и речевого дыхания.
6) Развитие общей и мелкой моторики.
7) Развитие других психических функций.
8) Воспитание личности ребенка.
9) Оздоровление организма в целом.
Почему именно в этом возрасте целесообразнее начинать логопедическую работу? Да потому, что первые три года жизни ребенка являются критическими - к трём годам завершается, в основном, формирование речевых зон. За первые три года жизни ребёнок проходит путь от произнесения простых звуков до членораздельной речи. Недостаток стимулирующего воздействия взрослых неизбежно приводит к нежелательным последствиям. У ребёнка не формируется та база, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность, в том числе и речь.
К сожалению, в широкую практику целенаправленная работа по развитию речи детей раннего возраста всё ещё не вошла.
Недостатки произношения часто являются препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, что становится причиной психоэмоциональных проблем. Поэтому чем раньше начата работа по предупреждению и коррекции дефектов речи, тем лучше для ребенка.
В логопедической работе применяются традиционные и инновационные технологии, среди которых актуальны здоровьесозидающие технологии. Хотелось бы остановиться подробнее на такой технологии как логопедический массаж. Обычно его используют в старшем возрасте, когда идет подготовительная работа к постановке звуков. Но имея опыт работы с детьми 2-3 лет, можно с уверенностью сказать, что превентивный логопедический массаж дает значительные результаты в развитии речи детей этого возраста.
Не в каждой дошкольной организации есть группы ранней помощи, где оказывается систематическая психологическая и логопедическая помощь детям и их родителям. Потому, так важна профилактическая работа педагогов в первой и второй младшей группах дошкольной организации (после адаптации и по желанию родителей), где логопед проводит курсовой логопедический массаж, дает рекомендации воспитателям и родителям по организации и развитию речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
После выполнения логопедического массажа дети начинают правильно произносить звуки раннего и среднего онтогенеза;
-значительно улучшаются голосовые возможности
-происходит нормализация дыхания, увеличение длительности и силы выдоха;
-нормализация моторики, а также тонуса артикуляционного аппарата;
-совершенствование движений рук; выработка ритмичности движений конечностей, стимуляция развития пальцевого осязания;
-полное или частичное устранение психического дискомфорта у детей.
-значительное уменьшение заикания, а также дизартрии.
Результатом использования логопедического массажа у детей 2-3-хлет становится значительное сокращение сроков становления звуков и преодоления недостатков речи.
Хотелось бы, чтобы использование массажа вошло в широкую логопедическую практику не только в работе с детьми с задержкой речевого развития, но и нормально развивающимися детьми этого возраста с целью предупреждения нарушений звукопроизношения в дальнейшем, при появлении звуков позднего онтогенеза
Используемая литература
1. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. – М.; 2004.
2. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55способов общения с неговорящим ребенком.- М.: изд.центр «Технофарм». МАИ 1997г.
3. Копылова Л.В., Перетягина А.П., Подкидышева Т.Г. Модель организации коррекционно-развивающего сопровождения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития. Пермь 2006г.
4. Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. – М.; 2000.
5. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. – М.; 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Логопедический массаж ложками эффективный способ коррекции речевых нарушений
логопедический массаж ложками...
Физические упражнения - ведущее средство предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста
В статье говорится о физических упражнениях как ведущем средстве успешной профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста....
Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возрастаВ настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, какие имеющиеся педагог...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
У детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикул...
Логопедический массаж как эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей с детским церебральным параличом с дизартрическим компонентом
Логопедический массаж необходимый компонент работы учителя - логопеда...
Логопедический массаж как эффективное средство в преодолении нарушений речи у детей
Материал содержит краткие сведения о логопедическом массаже как дополнительном средстве в преодолении речевых нарушений у детей....