Логопедическая работа при ринолалии
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Основные напрввления работы с детьми с диагнозом ринолалия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rinolaliya_1_-_kopiya.docx | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
У детей, страдающих ринолалией звуковая сторона речи имеет ряд специфических особенностей, обусловленных анатомо- физиологическими нарушениями . У детей выявляется укороченное мягкое нёбо, расщепление твердого нёба; расщепление твердого и мягкого неба; расщепление твердого нёба, скрытая расщелина, расщелина верхней губы.
Дети с подобными дефектами могут поступить в специальный детский сад до и после хирургической операции по закрытию расщелины.
Формирование фонетически правильной речи у детей, имеющих врожденные нарушения анатомического характера, направлено на решение задач:
1) нормализацию «ротового выдоха», т. е., воспитание длительной ротовой воздушной струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых;
2) овладение полноценной артикуляцией всех звуков речи в соответствии с программой;
3) устранение назального оттенка голоса в связи со спецификой дефекта. На индивидуальных занятиях в дооперационный период необходимо устранить компенсаторные движения лицевых мышц, неправильный уклад органов артикуляции, выработать первоначальные навыки ротового выдоха, подготовить правильное произношение доступных гласных и согласных звуков.
Развитие артикуляции способствует устранению побочных напряжений мимической мускулатуры крыльев носа, губ и щек и сокращает сроки коррекции.
После операции с детьми проводится интенсивная работа по развитию подвижности мягкого неба, тренировке четкого ротового выдоха. В дополнение к общелогопедическим приемам осуществляется массаж мягкого неба, гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки, артикуляционная гимнастика, голосовые упражнения. В течение года необходимо устранить назальный оттенок речи и обеспечить овладение артикуляцией звуков. (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).
Медицинская помощь детям с открытой ринолалией оказывается в центре челюстно-лицевой хирургии, а логопедическая – в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Логопедическая работа проводится в два этапа: дооперационный и послеоперационный.
Содержание коррекционной работы в послеоперационный период.
I. Работа над дыханием:
1. работа начинается с постановки диафрагмального дыхания. Проводятся статические и динамические упражнения.
2. следующий этап – дифференциация ротового и носового выдоха и выдоха с целью устранения избыточного носового резонанса.
II. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания:
В послеоперационный период важно своевременно начать работу по растормаживанию небной занавески (по разрешению врача). Наиболее эффективным методом является логопедический массаж. Проводится 3-5 минут, ежедневно 5-8 раз. Также в этот период полезны вокальные упражнения, полоскание горла, вызывание глоточного рефлекса, проговаривание протяжно гласных средней громкости, выполнение артикуляционных упражнений.
III. Развитие фонематического восприятия :
Данный раздел работы является одним из наиболее важных. Постепенное обучение различению правильного и неправильного произношения способствуют более быстрому введению в спонтанную речь усвоенных навыков в правильной речи. В послеоперационном периоде при различении звуков логопед опирается не только на зрительное восприятие, кинестетические ощущения, но и на слуховое восприятие ребенка.
IV. Коррекция звукопроизношения:
Коррекции звука предшествует работа по развитию артикуляционного праксиса. Логопед разучивает с детьми как традиционные, так и нетрадиционные упражнения артикуляционной гимнастики, направленной на изменение положения языка в полости рта. Если ребенок прошел курс логопедических занятий до операции, то логопед уточняет произношение ранее изученных звуков и ставит сложные по артикуляции звуки. В случае, если к логопеду обратились впервые, то последовательность работы по коррекции звукопроизношения такая же, как в дооперационном периоде.
Заключительным этапом логопедического воздействия является работа над мелодико-интонационной выразительностью речи, в которую входят:
1. Разучивание упражнений для развития всех компонентов голоса (сила, высота, тембр).
2. Обучение различению и восприятию различной интонации.
3. Применение различных видов театральной деятельности с целью введения полученных навыков в спонтанную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа логопедической работы при открытой ринолалии
Данная программа по устранению дефектов речи у детей с открытой ринолалией предназначена для работы логопедов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Программа содержит краткую психолого-...
Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа
Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....
Система коррекционной логопедической работы по устранению врождённой открытой ринолалии в послеоперационный период.
СОДЕРЖАНИЕ ВведениеГлава 1. Анализ научно - теоретических источников исследования открытой ринолалии (послеоперационный период)1.1. История развития методов преодоления открытой ринолалии1....
Приложения к методической разработке на тему:"Система коррекционной логопедической работы по устранению врождённой открытой ринолалии в послеоперационный период".
Массаж при ринолалии.Логопедическая гимнастика при ринолалии.Комплекс упражнений для развития физиологического и речевого дыхания. Схема : Приёмы коррекции голоса у детей с диагнозом ринолалияСхе...
Задачи и содержание коррекционной работы при ринолалии.
Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину нёба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач:1) нормализация «ротового выдоха...
Логопедические занятия при ринолалии у детей
Коррекция ринолалии в обязательном порядке включает занятия со специалистом-логопедом. Даже в том случае, если причина речевого нарушения не в функциональном поражении, а в органическом.Родители должн...
Логопедическая работа при ринолалии
Консультация для воспитателей логопедических групп....