Артикуляционная гимнастика для звука [ш]
методическая разработка по логопедии

Менус Елена Владимировна

логопедия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_sh.docx585.02 КБ

Предварительный просмотр:

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.

1.На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

2.Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

3.Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

4.Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.

5.Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.

6.Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Правильная артикуляция звука «Ш»:

- губы округлены и выдвинуты вперед

- зубы сомкнуты, либо сближены

- кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

- теплая воздушная струя выдыхается по середине языка

- звук «Ш» произносится без голоса - глухой

Артикуляционные упражнения.

 «Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.

 «Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя». 

 «Парус» https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/30/s_592d2d901320f/636325_22.jpeg

Поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы, удерживать в таком положении на счет от 1 до 5

 

 «Маляр»https://i.pinimg.com/originals/2c/0f/d7/2c0fd7016ab2637bededb73ceb395247.jpg

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Вкусное варенье» 

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/09/15/s_5d7e276d9f5e3/1204874_4.jpeg

 «Чашечка»

Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_581da663daf10/img_user_file_581da663daf10_16.jpg

Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

«Остудим чаек»

Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.

 «Лошадка» Улыбнуться, чтобы было видно и верхние, и нижние зубки;  открыть рот шире;пощелкать языком медленно. Подбородок должен быть неподвижен (контроль перед зеркалом)!https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/b/bLmlZgFHkxvQjAepShGdYXWra4KiBsJ5U62McD/slide-3.jpg

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/q/Q27tYM9SlgW3swNO40EDmvbThBXeaRcoqKjPnu/slide-14.jpg

 «Грибок»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

«Фокус»https://i.pinimg.com/736x/7a/82/27/7a8227c77f728bd5188cdb116e5d6e93.jpg

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

ЛОГОПЕД

СОВЕТУЕТ

17

(для звука [ш])

Составил: учитель - логопед

Менус Елена Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс  сделан в программе фотошоп....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс сделан мной в программе фотошоп....

Артикуляционная гимнастика для звука Л.

Цель: развитие артикуляционного аппарата для постановки звука Л....

артикуляционная гимнастика для звуков с-сь,з-зь.

артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков при стёртой форме дизартрии...

артикуляционная гимнастика для звуков р-рь

артикуляционная гимнастика способствует правильному произношению звуков....

Артикуляционная гимнастика для звуков [c,з,ц].

Артикуляционные упражнения....