Использование современных информационно-коммуникационных технологий для работы с детьми ТНР.
статья по логопедии

Истомина Наталия Николаевна

 

Аннотация. В статье предлагается рассмотреть использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-логопедической работе не только с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи, но и с их родителями и другими специалистами детского сада.

Ключевые слова: современные технологии развития речи, информационно-коммуникационные технологии, формирование связной речи.

Учителями-логопедами, психологами и педагогами доказано, что развитие связной речи является основной целью развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи. Так как она занимает значимую роль в развитии личности детей. Именно в связной речи развивается основная функция языка и речи, а именно коммуникативная. Связная речь является высшей формой мыслительной деятельности, которая показывает уровень умственного и речевого развития ребенка. Изучением данного аспекта занимались известные отечественные психологи – Ф.А. Сохин, Н. И. Жинкин, Т. В. Ахутина и другие.

Природа связной речи, а именно ее психологическая составляющая, ее механизмы, а также особенности развития детей раскрываются в трудах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева и других. Многие исследователи считают, что для развития связной речи нужно специальное речевое воспитание. Это отражается в работах Л. В. Щербы, А. А. Леонтьева. Методики развития связной речи отражаются в работах Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Е. И. Тихеевой. Е. А. Флёриной, А. П. Усовой.

В современной практике большую часть в коррекционно-педагогической работе с детьми отводится не на речевое, личностное развитие и воспитание, а скорее на подготовку детей к школьному обучению. Дети с тяжелыми нарушениями речи остро нуждаются в проведении комплексной, систематической и целенаправленной логопедической работе, так как от этого зависит их дальнейшее обучение в школе.

Необходимо тщательно прорабатывать организационные и содержательные аспекты логопедической и психолого-педагогической помощи детям, не забывая о профилактическом направлении.

Современные дети все чаще используют в своих играх технические средства. Поэтому использование информационно-технических технологий в коррекционно-педагогической работе учителя-логопеда довольно актуально.

Как отмечает О. С. Фомичева, в основу использования информационно-коммуникационных технологий положены базовые положения, разработанные В.В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, Л. С. Выготским, А. Р. Лирией, Д. Б. Элькониным.

В исследованиях Н. А. Чарлиной, Е. В. Маниной, Ю. Ф. Гаркуши отмечается, что использование компьютера оптимизируют процесс коррекции речи, а также способствуют гармонизации развития ребенка.

Благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе повышается познавательная активность детей. Использование презентаций, компьютерных технологий повышают эффективность коррекционно-педагогической работы. Современные информационно-технические технологии сочетаются с традиционными методами организации деятельности.

Используя ИКТ в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, следует:

- развивать любознательность, так как она является основой познавательной активности;

- устранять недостатки речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей;

- через умения принимать самостоятельные решения развивать творческие и умственные способности;

- создавать благоприятные условия для развития познавательных умений.

В исследованиях многих педагогов и психологов: Н. Л. Карповой, Ю. Ф. Гаркуши, В. А. Калягина и др. указывается взаимосвязь нарушений речи с особенностями других познавательных процессов. Например, Т. С. Овчинникова объясняет низкий результат развития внимания проявлением моторной неловкости, несформированности навыков владения карандашом, низкого уровня развития психомоторных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Как известно, мышление тесно связано с действием. Ребенок познает мир, воздействуя на него, понимает мир, изменяя его. Таким образом действие – первичная форма существования мышления. Проблемой исследования мышления у дошкольников как зарубежные, так и отечественные ученые П. Я. Гальпернин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Н. С. Рождественский, С. Л. Рубинштейн, В. К. Ягодовская.

Использование в коррекционно-логопедической работе современных информационно-коммуникационных технологий, как отмечает Ю. Ф. Гаркуша, повышает мотивацию к логопедическим занятиям, развивает познавательную активность и психические процессы, визуализации акустических компонентов речи, малозаметного перехода от игровой к учебной деятельности, обогащает наполнение традиционной игровой деятельности.

По мнению Т. В. Ахутиной, для мышления дошкольников характерна непроизвольность, малая управляемость в постановке и решении мыслительной задачи. В своей логопедической работе в конце занятия мы используем компьютерные обучающие или развивающие игры, соответствующие уровню речевого развития ребенка. Это стимулирует детей лучше выполнить задание, упражнения. В таких играх развиваются навыки правильной речи.

На логопедических занятиях использование информационно-коммуникационных технологий носит скорее целевой характер. Так, для развития артикуляционной моторики используются компьютерные игры, презентации, видео и фотоальбомы. С целью формирования речевого дыхания применяются элементы логоритмики с видеорядом, компьютерные игры и программы, записи аудирования. Для развития грамматических категорий и слоговой структуры, обогащения словаря, развития звукопроизношения также применяются презентации, компьютерные программы и игры. Наибольшую популярность имеют презентации с анимированными картинками, сказочными героями. Благодаря им дети быстрее автоматизируют и дифференцируют звуки.

Привлечь внимание ребенка к собственной речи, научить самоконтролю при произнесении звуков помогают аудиозаписи, в которых дети проговаривают чистоговорки, составляют рассказ.

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе позволяет достичь отличных результатов. Однако, следует отметить, что есть свои правила в их применении. Материал должен быть простым и понятным для ребенка, логопед поясняет игру или упражнение, максимальное воздействие на все анализаторы, продолжительность работы с компьютером ограничено 10 минутами и не чаще 2-3 в неделю, после использования компьютера необходима провести гимнастику для глаз.

Учитель-логопед использует информационно-коммуникационные технологии не только в работе с детьми, но и со взрослыми: педагогами и родителями. При проведении родительского собрания, консультаций с родителями широко применяются презентации, показ игр и упражнений для выполнения дома с детьми, аудиозаписи рассказов, составленных детьми. На педагогических советах также применяются современные компьютерные технологии в виде презентаций, игр и упражнений с педагогами с целью знакомства и возможного применения в работе с детьми.

Список использованной литературы:

  1. Ахутина Т. В. Теория речевого общения в трудах М. М. Бахтина, Л. С. Выготского//Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2004. - № 3.
  2. Ващенко О. В. Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сб.ст. региональной науч.-практич.конф.- Тобольск, 2008.
  3. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А. Манина Е. А. Новые информационные технологии в логопедической работе//Логопед.2004.- № 2.
  4. Овчинникова Т. С. Качество образования и организация управления в коррекционных ДОУ: Монография. - СПб.,2006
  5. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. – М., 2000.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ikt.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных информационно-коммуникационных технологий для работы с детьми ТНР.

Аннотация. В статье предлагается рассмотреть использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-логопедической работе не только с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи, но и с их родителями и другими специалистами детского сада.

Ключевые слова: современные технологии развития речи, информационно-коммуникационные технологии, формирование связной речи.

Учителями-логопедами, психологами и педагогами доказано, что развитие связной речи является основной целью развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи. Так как она занимает значимую роль в развитии личности детей. Именно в связной речи развивается основная функция языка и речи, а именно коммуникативная. Связная речь является высшей формой мыслительной деятельности, которая показывает уровень умственного и речевого развития ребенка. Изучением данного аспекта занимались известные отечественные психологи – Ф.А. Сохин, Н. И. Жинкин, Т. В. Ахутина и другие.

Природа связной речи, а именно ее психологическая составляющая, ее механизмы, а также особенности развития детей раскрываются в трудах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева и других. Многие исследователи считают, что для развития связной речи нужно специальное речевое воспитание. Это отражается в работах Л. В. Щербы, А. А. Леонтьева. Методики развития связной речи отражаются в работах Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Е. И. Тихеевой. Е. А. Флёриной, А. П. Усовой.

В современной практике большую часть в коррекционно-педагогической работе с детьми отводится не на речевое, личностное развитие и воспитание, а скорее на подготовку детей к школьному обучению. Дети с тяжелыми нарушениями речи остро нуждаются в проведении комплексной, систематической и целенаправленной логопедической работе, так как от этого зависит их дальнейшее обучение в школе.

Необходимо тщательно прорабатывать организационные и содержательные аспекты логопедической и психолого-педагогической помощи детям, не забывая о профилактическом направлении.

Современные дети все чаще используют в своих играх технические средства. Поэтому использование информационно-технических технологий в коррекционно-педагогической работе учителя-логопеда довольно актуально.

Как отмечает О. С. Фомичева, в основу использования информационно-коммуникационных технологий положены базовые положения, разработанные В.В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, Л. С. Выготским, А. Р. Лирией, Д. Б. Элькониным.

В исследованиях Н. А. Чарлиной, Е. В. Маниной, Ю. Ф. Гаркуши отмечается, что использование компьютера оптимизируют процесс коррекции речи, а также способствуют гармонизации развития ребенка.

Благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе повышается познавательная активность детей. Использование презентаций, компьютерных технологий повышают эффективность коррекционно-педагогической работы. Современные информационно-технические технологии сочетаются с традиционными методами организации деятельности.

Используя ИКТ в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, следует:

- развивать любознательность, так как она является основой познавательной активности;

- устранять недостатки речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей;

- через умения принимать самостоятельные решения развивать творческие и умственные способности;

- создавать благоприятные условия для развития познавательных умений.

В исследованиях многих педагогов и психологов: Н. Л. Карповой, Ю. Ф. Гаркуши, В. А. Калягина и др. указывается взаимосвязь нарушений речи с особенностями других познавательных процессов. Например, Т. С. Овчинникова объясняет низкий результат развития внимания проявлением моторной неловкости, несформированности навыков владения карандашом, низкого уровня развития психомоторных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Как известно, мышление тесно связано с действием. Ребенок познает мир, воздействуя на него, понимает мир, изменяя его. Таким образом действие – первичная форма существования мышления. Проблемой исследования мышления у дошкольников как зарубежные, так и отечественные ученые П. Я. Гальпернин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Н. С. Рождественский, С. Л. Рубинштейн, В. К. Ягодовская.

Использование в коррекционно-логопедической работе современных информационно-коммуникационных технологий, как отмечает Ю. Ф. Гаркуша, повышает мотивацию к логопедическим занятиям, развивает познавательную активность и психические процессы, визуализации акустических компонентов речи, малозаметного перехода от игровой к учебной деятельности, обогащает наполнение традиционной игровой деятельности.

По мнению Т. В. Ахутиной, для мышления дошкольников характерна непроизвольность, малая управляемость в постановке и решении мыслительной задачи. В своей логопедической работе в конце занятия мы используем компьютерные обучающие или развивающие игры, соответствующие уровню речевого развития ребенка. Это стимулирует детей лучше выполнить задание, упражнения. В таких играх развиваются навыки правильной речи.

На логопедических занятиях использование информационно-коммуникационных технологий носит скорее целевой характер. Так, для развития артикуляционной моторики используются компьютерные игры, презентации, видео и фотоальбомы. С целью формирования речевого дыхания применяются элементы логоритмики с видеорядом, компьютерные игры и программы, записи аудирования. Для развития грамматических категорий и слоговой структуры, обогащения словаря, развития звукопроизношения также применяются презентации, компьютерные программы и игры. Наибольшую популярность имеют презентации с анимированными картинками, сказочными героями. Благодаря им дети быстрее автоматизируют и дифференцируют звуки.

Привлечь внимание ребенка к собственной речи, научить самоконтролю при произнесении звуков помогают аудиозаписи, в которых дети проговаривают чистоговорки, составляют рассказ.

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе позволяет достичь отличных результатов. Однако, следует отметить, что есть свои правила в их применении. Материал должен быть простым и понятным для ребенка, логопед поясняет игру или упражнение, максимальное воздействие на все анализаторы, продолжительность работы с компьютером ограничено 10 минутами и не чаще 2-3 в неделю, после использования компьютера необходима провести гимнастику для глаз.

Учитель-логопед использует информационно-коммуникационные технологии не только в работе с детьми, но и со взрослыми: педагогами и родителями. При проведении родительского собрания, консультаций с родителями широко применяются презентации, показ игр и упражнений для выполнения дома с детьми, аудиозаписи рассказов, составленных детьми. На педагогических советах также применяются современные компьютерные технологии в виде презентаций, игр и упражнений с педагогами с целью знакомства и возможного применения в работе с детьми.

Список использованной литературы:

  1. Ахутина Т. В. Теория речевого общения в трудах М. М. Бахтина, Л. С. Выготского//Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2004. - № 3.
  2. Ващенко О. В. Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сб.ст. региональной науч.-практич.конф.- Тобольск, 2008.
  3. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А. Манина Е. А. Новые информационные технологии в логопедической работе//Логопед.2004.- № 2.
  4. Овчинникова Т. С. Качество образования и организация управления в коррекционных ДОУ: Монография. - СПб.,2006
  5. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. – М., 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных, информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми.

Использование современных, информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми....

Статья. «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности музыкального руководителя Иванниковой В.Е. в ГАДОУ №15 Колпинского района Санкт-Петербурга»

Как много новых технологийК нам с новым веком в класс пришло.Забудем, как считали на листочкахИ графики по клеточкам вели.Сейчас возможности открыл компьютер.Дерзай! Твори! Учись и пробуй!В обновленно...

Консультация для воспитателей «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в кружковой работе и на музыкальных занятиях».

  Актуальность использования информационных технологий обусловлена потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста. Использования компьютера в ДОУ  и...

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в детском саду на занятиях музыкой

Различные образовательные средства информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Влияние ИКТ на восприятие детей. Примеры использования ИКТ в музыкальной деятельности....

Проект «Использование современных информационно-коммуникационных и развивающих технологий в работе с дошкольниками»

XXI век – это век информационного общества. Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса, в том числе и в дошкольном образовании. Поя...

Материал из опыта работы "Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ОВЗ".

В данном материале представлен опыт работы по использованию интерактивного пола в условиях школы-интерната  для детей с ОВЗ....

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями

В наше современное время, время технического прогресса, в обычную и профессиональную жизнь все больше и больше входят  информационно-коммуникативные технологии.Под информационно-коммуникативными ...