Использование современных информационно-коммуникационных технологий в детском саду на занятиях музыкой
учебно-методический материал на тему

Различные образовательные средства информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Влияние ИКТ на восприятие детей. Примеры использования ИКТ в музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать деятельность с детьми так, чтобы ребёнок мог проявить активность, свои увлечения и интерес.

Музыкальное образование дошкольников согласно ФГТ направлено на становление музыкальной культуры:

  • Приобщение к музыкальному  искусству;
  • Развитие музыкальности детей;
  • Развитие способности эмоционально воспринимать музыку

Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов музыкального воспитания и современных информационных технологий (далее ИКТ).

Какие преимущества дают ИКТ музыкальному руководителю?

  • Быстрый и целенаправленный отбор информации
  • Наглядное пособие.
  • Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
  • Средство подготовки выступлений.
  • Возможность создания и использования интерактивных развивающих игр

Информационные технологии  на музыкальных занятиях и досугах, помогают педагогу решить  ряд задач:

  • Делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.  
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
  • Интерактивная доска помогает педагогу находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми;
  • Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывать познавательный интерес и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Психологические особенности дошкольника  таковы, что именно наглядность и игра, в этом возрасте, помогают детям  развивать интерес к музыке, повышает мотивацию в самообразовании. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. "Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. "(Китайская народная мудрость)

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к совместной музыкальной деятельности, при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний, а  также   на развлечениях и праздниках.

Мультимедиа презентации, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности  наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана или интерактивной доски

         Это позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать  все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Используя возможности программы  Power Point,  можно разработать и использовать мультимедийные презентации по всем видам музыкальной деятельности:

1. Восприятие музыки.

Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов,  видеоряд иллюстраций  к  музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.

2. Музыкально-ритмические движения и танцы.

         Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

3. Пение.

          По графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

4. Музыкально-дидактические игры.

Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя  игры - презентации  по темам: «Жанры»,  «Три кита в музыке», «Лад», «Ритм и темп», «Инструменты симфонического оркестра» и т.д.

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий, игры-презентации как  форму викторины на вечерах досуга.

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Широкое применение получили музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

На основе программы Microsoft Power Point можно создать компьютерную игру, которая бы включала в себя комплекс видов музыкальной деятельности. Примером тому может быть игра «Путешествие паровозика «ТИ-ТИ-ТА» в страну Гармонию». Игра адресована детям 6-7 лет для совместной деятельности с педагогами  и увлекающимися родителями.

В игре представлены следующие разделы  программы музыкальной  деятельности дошкольников:

  • Слушание музыки
  •  Развитие чувства ритма
  • Музицирование и инструменты симфонического оркестра
  • Музыкальная грамота
  • Знакомство с жанрами и видами музыки.

Использовать эту игру можно:

  • В обучении и в совместном творчестве
  • В коллективной и в индивидуальной деятельности
  • Как средство художественно-эстетического развития ребёнка

Данная игра может оказать существенную помощь педагогам и музыкальным руководителям в реализации следующих задач:

  • Выявление у детей стандарта музыкальной компетентности
  • Взаимосвязь обучения, творчества и игры
  • Обогащать музыкальный опыт детей новыми впечатлениями
  • Развивать любознательность и целеустремлённость
  • Формировать у детей целостность представления о различных направлениях музыки
  • Развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Игра состоит из 6-ти частей-станций: «Оркестровая», «Танцевальная», «Ритмическая», «Вокальная», «Балетная», «Музыкальная».

На каждой станции есть музыкальные задания. Последовательность станций ребёнок может выбрать сам. Мотивация к выполнению заданий – узнать зашифрованное слово в конце игры. После правильно выполненных заданий появляются буквы, из которых нужно сложить это слово. Для более яркого и эмоционального восприятия материала в оформлении игры использованы картинки, анимация, видео и звук, которые подобраны в соответствии с программой и возрастом детей.

Применение компьютерных обучающих и игровых программ в музыкальном образовании дошкольников реально может стать базой для формирования музыкальных предпочтений, культуры слушания и развития эмоциональной отзывчивости детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности музыкального руководителя Иванниковой В.Е. в ГАДОУ №15 Колпинского района Санкт-Петербурга»

Как много новых технологийК нам с новым веком в класс пришло.Забудем, как считали на листочкахИ графики по клеточкам вели.Сейчас возможности открыл компьютер.Дерзай! Твори! Учись и пробуй!В обновленно...

Консультация для воспитателей «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в кружковой работе и на музыкальных занятиях».

  Актуальность использования информационных технологий обусловлена потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста. Использования компьютера в ДОУ  и...

Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Название: «Использование  современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...

Использование современных информационно- коммуникационных технологий в ДОУ

реферат "Использование современных информационно- коммуникационных технологий в.ДОУ"...

Педагогическая практика по использованию современных информационно-коммуникационных технологий для образовательной деятельности в дошкольном образовании

Знакомство детей с творчеством художников. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств, мира природы.Формировать элементарные представления о видах иск...

«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей с ОНР»

laquo;Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей с ОНР»...

Проект «Использование современных информационно-коммуникационных и развивающих технологий в работе с дошкольниками»

XXI век – это век информационного общества. Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса, в том числе и в дошкольном образовании. Поя...