Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года
материал по логопедии
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
«Детский сад №77 «Машенька» города Смоленска
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе
по итогам диагностики
на начало и конец 2021-2022 учебного года
Составил:
учитель-логопед
Грекова А.А.
Диагностическая методика определения мотивов учения старших дошкольников.
Методика была разработана М.Р. Гинзбургом и опубликована в 1988 г.: Гинзбург М.Р. Развитие мотивации учения у детей 6-7 лет // В кн.: Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М., 1988 г.
Назначение методики
Выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.
Обоснование выбора методики
Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:
1. Собственно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности, - учебный.
2. Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения, - социальный.
3. «Позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими, - позиционный.
4. «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п., - внешний.
5. Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную сферу, - игровой.
6. Мотив получения высокой отметки - отметка.
Однако, далеко не все эти мотивы считаются адекватными для школьного обучения. Методика позволяет выявить те, которые являются ведущими в определении желания пойти в школу.
Описание методики
В основу предлагаемой методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Исследование проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Методический материал по диагностике
Инструкция
Сейчас я расскажу тебе историю. Девочки разговаривали про школу (если эксперимент проводится с мальчиком, то в рассказе фигурируют мальчики).
Первая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что меня заставляет мама. А если бы не мама, я бы в школу не ходила». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком 1- внешний мотив.
Вторая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы училась». Выкладывается, карточка с рисунком 2 - учебный мотив.
Третья девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рисунком 3 - игровой мотив.
Четвертая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большой. Когда я в школе, я чувствую себя взрослой, а до школы я была маленькой». Выкладывается карточка с рисунком 4 - позиционный мотив.
Пятая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь». Рисунок 5 - социальный мотив.
Шестая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится получать пятерки». Рисунок 6 - мотив отметка.
После рассказа о девочках (мальчиках) экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:
Кто, по-твоему, из них прав? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке. Оценка результатов методики качественная. Каждый из трех выборов ребенка оценивается с точки зрения его адекватности школьному обучению. В качестве адекватных называют учебный, познавательный и позиционный. Остальные три мотива признаются менее адекватными и имеют низкую побудительную силу в отношении выполнения школьных заданий.
Интерпретация результатов
Поскольку выборов нечетное число (3), появляется возможность говорить о том, какие мотивы (адекватные или неадекватные) определяют желание ребенка идти в школу. Преобладание адекватных мотивов в выборах дошкольника, свидетельствует о его мотивационной готовности к школе.
Выделяются уровни сформированности мотивационной готовности к школе:
высокий (адекватный), низкий (неадекватный).
Высокий (адекватный) уровень (оценивается в 2 балла).
Низкий уровень (неадекватный) (оценивается в 1 балл).
Выбор:
1 - внешний мотив.
2 - учебный мотив.
3 - игровой мотив.
4 - позиционный мотив.
5 - социальный мотив.
6 - мотив отметка.
Сводная таблица оценки уровня сформированности мотивационной готовности к школе воспитанников
№ п/п
| Имя ребенка
| Мотивационная готовность к школе в баллах | ||||||||
1 выбор | 2 выбор | 3 выбор | Уровень | |||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |||
1 | Артем К. | 5 | 6 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 | 2 | |
2 | Илья К. | 4 | 6 | 2 | 5 | 3 | 2 | 2 | 2 | |
3 | Михаил М. | 3 | 6 | 4 | 2 | 5 | 4 | 2 | 2 | |
4 | Виктория Щ. | 5 | 3 | 2 | 4 | 6 | 2 | 2 | 2 | |
5 | Егор. К. | 4 | 5 | 6 | 2 | 5 | 6 | 2 | 2 | |
6 | Ярослав К. | 1 | 2 | 4 | 6 | 6 | 3 | 1 | 2 | |
7 | Анастасия С. | 4 | 3 | 3 | 4 | 1 | 6 | 1 | 1 | |
8 | Макар Д. | 1 | 4 | 3 | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 | |
9 | Арсений Щ. | 2 | 4 | 1 | 6 | 3 | 5 | 1 | 2 | |
10 | Арина А. | 2 | 5 | 6 | 2 | 4 | 6 | 2 | 2 | |
11 | Алина В. | 4 | 2 | 1 | 6 | 3 | 1 | 1 | 2 | |
12 | Остап С. | 3 | 4 | 4 | 1 | 6 | 3 | 1 | 2 | |
13 | Елисей О. | 4 | 5 | 6 | 1 | 1 | 6 | 1 | 1 | |
14 | Матвей О. | 6 | 5 | 4 | 2 | 3 | 6 | 1 | 2 | |
Н – начало года;
К – конец года.
Данные о результатах деятельности по формированию мотивационной готовности к школе воспитанников на
начало и конец 2021-2022 учебного года занесены в таблицу № 2.
Таблица результативности деятельности по формированию мотивационной готовности к школе воспитанников
на начало и конец 2021 - 2022 учебного года
Таблица № 2
Уровень сформированности мотивационной готовности к школе | Количество детей
| Проценты % | ||
н | к | н | к | |
Высокий | 6 | 12 | 42.8 | 85.8 |
Низкий | 8 | 2 | 57.2 | 14.2 |
Итого | 14 | 14 | 100 | 100 |
Анализ результативности деятельности по формированию мотивационной готовности к школе воспитанников на
начало и конец 2021 - 2022 учебного года
Высокий уровень сформированности мотивационной готовности к школе на начало года показали только 42,8%
детей. В конце года процент детей с высоким уровнем сформированности мотивационной готовности к школе
увеличился до 85,8%. Снижение процента детей с низким уровнем сформированности мотивационной готовности к
школе на начало года с 57,2% до 14,2% в конце года связано с переходом детей на более высокий уровень
сформированности мотивационной готовности к школе.
Динамика результативности деятельности по формированию мотивационной готовности к школе воспитанников
на начало и конец 2021 - 2022 учебного года
Таблица № 3
Показатель мотивационной готовности к школе
| Уровень сформированности мотивационной готовности к школе | |||
Высокий % | Низкий % | |||
н | к | н | к | |
1 выбор | 64.3 | 64.3 | 35.7 | 35.7 |
2 выбор | 50 | 57.2 | 50 | 42.8 |
3 выбор | 28.6 | 42.8 | 71.04 | 57.2 |
Средний показатель уровня сформированности мотивационной готовности к школе | 47.6 | 54.8 | 52.4 | 45.2 |
Динамика сформированности мотивационной готовности к школе | 51.2 | 48.8 | ||
Средний показатель положительной динамики | 50 |
Вывод: в 2021-2022 учебном году по итогам диагностики средний показатель положительной динамики деятельности по
формированию мотивационной готовности к школе воспитанников учителем-логопедом Грековой А.А. составил
50%
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.4_monitoring_motivatsii_k_shkole.pdf | 216.31 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг результатов освоения обучающимися программы формирования культуры здорового образа жизни у воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад No 52 «Аленький цветочек» города Смоленска Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоен...
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года...
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года...
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2022-2023 учебного года
Мониторинг мотивации воспитанников к обучению в школе по итогам диагностики на начало и конец 2022-2023 учебного года...