Пальчиковые игры с су-Джок массажёрами
консультация по логопедии

Воронова Наталья Николаевна

Развитие мелкой моторики, кистей рук имеет огромное значение в работе по формированию речи ребёнка. Массажёры су-Джок предоставляют необыкновенные возможности для массажа и самомассажа, формирования звуковой культуры речи и активизации словаря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры и упражнения

с использованием массажера  су-Джок

Метод Су-Джок терапии был создан профессором из Южной Кореи Пак Чже Ву в 1986 году. Эта лечебная система глубокими корнями уходит в древнюю Традиционную Восточную медицину. Глубоко переосмыслив опыт традиционной медицины и современные достижения науки, профессор Пак Чже Ву сделал огромный шаг в развитии рефлексотерапии. Его система оздоровления эффективна, проста и завоевала признание во всем мире.

Доказано, что одним из показателей благополучного физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследованиях делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Начало развитию мышления даёт рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

  • органов движения,
  • органов познания,
  • аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

1.Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.

2.Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.

3.Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.

4.Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.

5.Ощупывание поглаживанием даёт возможность определить свойства поверхности.

Достоинства Су – Джок терапии

Неоспоримыми достоинствами су – джок терапии являются:

         Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

         Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

         Универсальность - су – джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

         Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков( они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат )

В педагогической практике применяют су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики, воздействуя на всю поверхность пальцев. Ими можно массировать труднодоступные места между пальцами.

Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, затем, по мере формирования правильного произношения, проговаривают текст. Позже они произносят тексты самостоятельно.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены с древности. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шариками. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестиугольного карандаша. У нас же с колыбели деток учат играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом, развивающем материале!(21)

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

Массаж Су – джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

 Пальчиковые игры и упражнения

с использованием массажера  су-джок

Комплекс упражнений для развития

 мелкой моторики рук с массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку) .

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз) .

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку) .

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз) .

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Ёжик

Катиться колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошки бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(круговые движения шариком между ладонями).

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда, сюда,

Мне щекотно да, да, да.

(движения по пальцам).

Уходи, колючий ёж

В тёмный лес, где ты живёшь!

(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

Капустка

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)

Белка

Сидит белка на тележке,(катать мячик по ладони)

Продает она орешки:

 Лисичке-сестричке,(прокатить мячик по указательному пальцу от ладони)

Воробью, синичке, (прокатить мячик по среднему пальцу от ладони)

Мишке толстопятому,(прокатить мячик по безымянному пальцу от ладони)

И заиньке усатому. ,(прокатить мячик по мизинцу от ладони)

Территория проекции кисти в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как и все остальное тело. Это не удивительно, если помнить, что во всех видах многообразной человеческой деятельности и повседневной жизни главная роль принадлежит кисти.

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления и самосовершенствования путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с элементами су-джок терапии  позволяет значительно улучшить состояние мелкой моторики, а, следовательно, повысить качество творческих работ.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.        Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2.        Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004 . – с. 78-82.

3.        Богуш Д.А. корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.

4.        Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.

5.        Громова О.Е. Инновация в логопедическую практику: Методическое пособие для ДОУ. Линка-Пресс, 2008.

6.        Ивчатова Л. А. Су-док терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед – 2010. № 1.

7.        Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- Литера, 2008.

8.        Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

9.        Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.

10.        Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.

11.        Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.

12.        Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

13.        Издательство «Лань», 2002.

14.        Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.

15.        Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с Су-джок массажёрами: «Фантазии из колец»

Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профила...

Картотека стихов к массажу рук су - джок массажёрами

Ни для кого не секрет, что развитие речи напрямую связано с ра...

Картотека "Пальчиковые игры с су-джок для детей"

 В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей....

Игры в стихах с массажёрами Су-джок

Самомассаж пальчиков очень полезен и интересен детям. А весёлое сопровождение в стихах поможет ребёнку сосредоточиться на игре!...

Пальчиковые игры с использованием шарика-массажёра и эластичных колец Су-джок.

Картотека пальчиковые игр с использованием шарика-массажёра и эластичных колец Су-джок. ...