Зачарованный лес
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: дифференциация звуков Р и Л
Задачи:
сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;
уточнить артикуляцию звуков [л], [р];
закреплять правильное произношение звуков [л], [р];
учить различать эти звуки на слух;
развивать фонематический слух;
повторить родовые отличия имен существительных;
закреплять умения согласовывать существительные с числительными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zacharovannyy_les.docx | 320.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачарованный лес
Цель: дифференциация звуков Р и Л
Задачи:
сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;
уточнить артикуляцию звуков [л], [р];
закреплять правильное произношение звуков [л], [р];
учить различать эти звуки на слух;
развивать фонематический слух;
повторить родовые отличия имен существительных;
закреплять умения согласовывать существительные с числительными.
1) Приветствие:
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
Улыбнёмся мы друзьям,
Улыбнёмся мы гостям.
На занятии не зевать,
На все вопросы отвечать.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Воспитатель: О чем это стихотворение? (ответы детей)
- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы продолжим учиться различать звуки, делать звуковой анализ слов, определять количество слогов в словах придумывать предложения и строить схемы к ним.
Воспитатель: Мы с вами сегодня отправимся в путешествие по зачарованному лесу системы речи. Вы готовы.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ:
- В некотором царстве – звуковом государстве в большом красивом голоде (в городе)
жил-был царь. Царь был стал (стар). Царством своим он так мудро плавил (правил), что у всех была не просто жизнь, а настоящий лай (рай).
- Но однажды пробрался в это царство Звукоед и принялся из слов звук Р класть (красть). (Так вот почему в этой сказке из многих слов исчез звук Р!)
- Задумался царь: «Кому же защиту своего царства-государства получить?» (поручить)
И отправил он гонцов на поиски храбрецов.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ РУК:
- Быстро царские гонцы понеслись во все концы («Бегать» пальцами по столу)
Птицы в синей вышине, (упр. «Птица»)
Рыбы в синей глубине, (упр. «Рыба»)
Змеи в поле пол горою (упр. «Змеи»)
Ищут смелого героя (упр. «Искать»)
Ищут ёжики, зайчата, (упр. «Ёж», «Зайцы»)
Ищут лебеди, козлята (упр. «Лебеди», «Козы»)
Всюду ищут – не найдут… (упр. «Искать»)
А герои тут как тут!
Где же они? Я вижу героев в этом кабинете! … Может быть, герои – это вы!
Готовы сразиться с коварным Звукоедом? Возьмём наше верное оружие: «острый слух», «быстрый ум» и «меткое слово»!
- А Звукоед в зачарованном лесу от нас схоронился.
- В открытый бой не вступает, всякую лесную нечисть на нас напускает.
- Не испугаетесь? Ну, что ж! В путь!
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
- Ой, кто там?
Нам Кикимора-проказница строит рожицы и дразнится.
Ну, и что? Мы тоже так дразниться можем!
Мы прижмём язык к губе и подразним: «Бе-бе-бе» (упр. «Бразнилка»)
Притворимся индюками – поиграем языками (упр. «Индюк»)
И поцокав язычком, его к нёбу присосём (упр. «Лошадка», «Грибок» + резкий выдох)
Язычки мы пожуём и потешно запоём: «Ла-ла-ла…» (упр. «Песенка»)
Всех сейчас мы напугаем – понарошку постреляем (упр. «Автомат»)
- Пусть Кикимора дрожит, в тёмный лес от нас бежит (упр. «Дрожание» + резкий выдох)
ЦЕПОЧКИ СЛОВ
- Змей Горыныч трёхголовый тихо шепчет по три слова.
- Слово- эта голова. Слово- эта голова. Слово- эта голова.
Повторите все слова.
Чётко не произнесёте – с места не сойдёте! (Примечание № 1)
варианты слов: клюшка – хрюшка люк – круг глаза – слеза
лисы – рыси карета – котлета
рамка – лавка игра – игла править – плавить
коробок — колобок город – голод
красть — класть рожь — ложь рожки – ложки
- (улетает)
ПРОСОДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
- Смотрите! На Жар-птицу охотится лисица.
К Жар-птице подбирается, всё время спотыкается
Лисица ближе, ближе. Рычит она всё тише
(рычать «Рррр» сначала громко, затем всё тише и тише, переходя на шёпот)
Лисица уже рядом. Спасать Жар-птицу надо.
(кричать; «Жар-птица, улетай!» всё громче и громче)
- Жар-птица улетела. Лисица заревела
(голосовые модуляции на звук «Ы»: выше-ниже, выше-ниже…)
- Стал, дразня его, Медведь низким голосом реветь
(голосовые модуляции низким голосом)
- И Комарик стал дразниться!
(голосовые модуляции высоким голосом)
Может, пожалеть Лисицу? (ответы детей)
ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- … … Колдунье нравится пугать, вводить всех в заблуждение.
В страшилки злые превращать простые предложения.
Рояль играл на Ире. Тарелка лежала на мармеладе. Крылья махали орлом.
Сыр резал Валеру. Верблюд ехал на Юре. Малина кушала медведя
А сейчас я вам раздам схемки и вы нам составите предложения по своей схеме. Сколько слов в предложении получилось? ( даю разрезанные на полоски предложения, каждый отвечает по своему заданию).
- Нас напугать Колдунья не сумела,
Сердито фыркнула и улетела.
Устали, давайте отдохнем.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
- Неведомо откуда явилось Чудо-Юдо
В костюме элегантном, слегка экстравагантном.
Не похвалишь Чудо-Юдо – не уйдёшь живым отсюда.
Рога коровы какие? - … (коровьи) Пятачок поросенка - … (поросячий)
Крыло вороны - … (воронье) Хвост рыбы - … (рыбий)
Горб верблюда - … (верблюжий) Шея жирафа - … (жирафья) Морда осла - … (ослиная)
ПОДБОР АНТОНИМОВ:
- Это дерево сухое машет веткой, как рукою
Встало прямо на пути, не давая нам пройти.
А пропустит лишь того, переспорит кто его.
Нашел - … (потерял) Открыл - … (закрыл) Купил - … (продал)
Молчал - … (говорил) Давал - … (брал) Разбросал - … (прибрал)
Помолодел - … (постарел) Заболел - … (выздоровел) Похудел - … (растолстел)
Добрый – (злой) твердый – (мягкий)
Горький –(сладкий) сильный-слабый
- А вот и Звукоед! Попался!
- Клетку с маленьким злодеем отнесём к царю скорее.
Как вы думаете, как накажет царь Звукоеда? (ответы детей)
- Царь карать его не стал, но такой указ издал:
- «Пусть голодный Звукоед ест микробов на обед
Сор (который нам не нужен) пусть съедает он на ужин.
Будет пользу, а не вред приносить нам Звукоед».
Впрочем, нет! Конечно, нет! Он уже не Звукоед!
СЛОВОТВОРЧЕСТВО
Следующее задание, давайте придумаем слова, где есть звуки р –л и делим их на слоги.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Царь очень благодарен вам, ребята. Ваше верное оружие: «острый слух», «быстрый ум» и «меткое слово» помогли вам спасли Звуковое царство!
Скажите, чем мы сегодня с вами занимались? Что вам понравилось? Какое задание показалось сложным, почему? Молодцы. А сейчас вспомните, с каким настроение вы сегодня пришли ко мне на занятие и возьмите звездочку, покажите гостям. А теперь возьмите звездочку, с каким настроением вы уходите с нашего занятия. А теперь давайте сделаем салют нашего настроения .
Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [Р – Л] необходимо выполнить комплекс артикуляционной гимнастики на звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.
[Р] – это согласный, звонкий, сонорный, твердый звук. Особенности артикуляции при произношении Р:
- Кончик языка касается бугорков за верхними зубами.
- Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
- По форме язык напоминает ложечку.
- Под напором выдыхаемой воздушной струи кончик языка дрожит.
- Горло дрожит, голосовые связки работают (голос есть).
[Л] – это согласный, звонкий, сонорный, твердый звук.
Артикуляция следующая:
- Кончик языка упирается в верхние зубы, либо в бугорки за верхними зубами.
- Средняя часть спинки языка опущена (задняя часть спинки языка поднята), боковые края языка опущены.
- По форме язык напоминает седло.
- Выдыхаемая струя воздуха проходит по бокам языка.
- Горло дрожит, голосовые связки работают (голос есть).
Артикуляция звука [Р’] очень схожа с артикуляцией [Р]. Отличие лишь в том, что средняя часть спинки языка приподнята, а кончик языка чуть прогибается и выдвинут вперед.
Артикуляция звуков [Л] и [Л’] также очень похожи. Отличия: корень языка опущен. Средняя часть спинки языка и передняя часть более приподнята. Место смычки расширяется. Язык чуть продвигается вперёд. Если в детской речи есть один из них, то с постановкой другого особых проблем не возникнет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет воспитателей МБДОУ №6 «Улыбка» ЗМР РТ 2 младшей группы № 6 «Зачарованный лес» за 2014 – 2015 учебный год
В течение года дети развивались в соответствии с возрастом, изучили программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития....
Проект : Альпийская горка "Зачарованный лес" . В рамках конкурса "Огород на подоконнике".
Целью данного проекта является воспитание экологической культуры детей, развитие познавательных интересов, а также формирование эстетических чувств дошкольников. Безу...