«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
статья по логопедии (старшая группа)
В данной работе рассматривается проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Раскрыта роль мелкой моторики в речевом развитии детей. Приведен ряд методов развития мелкой моторики рук. Отмечены результаты использования пальчиковых игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и, если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающе воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают и умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений
пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого
тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Значение пальчиковых игр в развитии ребенка.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Так же игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные
положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Практика работы с
детьми показывает, что чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем раньше формируется речь.
Начинать пальчиковую игру следует с простых упражнений, доступных,
веселых, чтобы заинтересовать малыша. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, выполняет их с помощью взрослого. На первых занятиях все упражнения выполняются медленно, с правильной постановкой руки, точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.
При затруднениях можно помогать ребенку, позволять поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать. По мере усвоения того или иного упражнения темп выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над четкостью, плавностью, ритмичностью.
Дети, большие труженики, они с интересом включаются в любую работу, только надо быть терпимее. Никогда не следует принуждать ребенка играть если игра ему понравится, он будет просить повторения. Если малыш показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Главное, чтобы он порадовался своему успеху.
Примеры упражнений, мини-практикум с родителями.
Все упражнения можно разделить на три группы.
Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
«Солнце»
Солнце утром рано встало - Ладошки скрестить,
Всех детишек приласкало - пальцы широко раздвинуть
Упражнения для пальцев условно статические:
совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
«Человечек»
«Топ-топ-топ!» — топают ножки, - Указательный и средний пальцы
Мальчик ходит по дорожке. - «ходят» по столу.
Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
«Посчитаем»
Раз-два-три-четыре-пять! - Поочередно сгибать пальцы в кулачок,
Будем пальчики считать – начиная с большого.
Крепкие, дружные,- Поднять кисть руки вверх, широко
Все такие нужные... раздвинуть пальцы.
«По кругу»
Покажи уменье другу, - Пальцы сжать в кулак, большой палец
Покружись-ка ты по кругу! - поднять вверх и выполнять круговые движения.
По мере улучшения координации движений можно предложить детям
сделать упражнение двумя руками одновременно.
«Барсик»
Барсик сунул к мышкам нос. На каждый ударный слог пальцы одной
«Мышки, есть один вопрос: руки соединяются с большим по
Может, знает кто из вас, порядку вперед и назад.
Скоро ль будет тихий час?» После двустишия – смена руки.
Пальчиковые игры необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят много радости – достигаемые результаты и эмоциональное общение с близкими. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи/ Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.
2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. -М. Просвещение, 2009.- 192 с
3. Крaсильникoвa Н.A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М.: Владос, 2011. - 237 с.
4.Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007. - 194с
5. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / . - СПб.: Лань, 19с. : ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
«Развитие мелкой моторики рук, как средстворазвития речи у детей с речевыми нарушениями»...
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями
консультация для родителей...
Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....
Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"
Консультация для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья....
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
Научно установленн, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....