Консультация для родителей «Развитие речи детей 6-7 лет»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие речи детей 6-7 лет»
Дошкольный возраст — благоприятный период для речевого становления. Все познавательные процессы и психические функции организма направлены на формирование родного языка. Правильное развитие речи в 6-7 лет — основа качественного школьного обучения.
Дети усваивают родной язык благодаря подражанию речи окружающих взрослых. К старшему дошкольному возрасту ребенок накапливает обширный словарный запас, способен выразить свои мысли, чувства и переживания.
Речь развивается в процессе сюжетно-ролевой игры — ведущем типе деятельности ребенка от 3 до 7 лет. В игре дети овладевают коммуникативными навыками, учатся договариваться, устанавливать правила. Происходит развитие познавательных психических процессов, особенно мышления, которое неразрывно связано с речью. К семи годам ребенок готов к овладению письменной речью.
Особенности развития речи у детей 6-7 лет:
- Появляются устойчивые образные выражения, которые ребенок не только знает, но и понимает.
- Дошкольник правильно выстраивает конструкции предложений, осваивает грамматические правила изменения, появляются развернутые высказывания, фразовая речь.
- Усваивается слоговая структура, ребенок способен поделить слова на слоги, выделить гласный ударный слог.
- Язык становится средством диалогового общения, с началом обучения в школе язык — предмет специального изучения.
Словарный запас
К 7 годам словарь включает в себя от 4000 до 7000 слов, 60-70% от общего объема дошкольник применяет в жизни. Пассивный словарь ребенок не использует, т.к. не понимает значения услышанных и запомненных выражений.
Для расширения словаря рекомендуется проводить развивающие занятия и логопедические игры. С их помощью слова из пассивного запаса перейдут в активный. Чтение книг и просмотр иллюстраций также обогатят речь.
Грамматический строй
- Дети старшего дошкольного возраста составляют сложные распространенные предложения.
- Способны подбирать однокоренные слова, образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.
- Но допускают ошибки в склонениях, падежах и формах.
- Формирование правильного произношения — задача педагогической работы в подготовительных группах детского сада.
Она включает в себя 3 направления:
морфология — изменение по родам, числам, падежам;
словообразование — образование одного слова на базе другого;
синтаксис — построение простых и сложных предложений.
Сформированность грамматического строя — условие подготовки детей к школе. В начальных классах речевой опыт выступает опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. У детей с речевыми нарушениями возникнут сложности в дальнейшем обучении грамматике.
Связная речь
Связная речь — развернутое, логичное и последовательное высказывание, основной функцией которого является коммуникация. Формы связной речи: диалог и монолог. Диалогическая речь необходима ребенку для установления социального контакта, а монологическая — для самостоятельного усвоения знаний. Дети 7 лет способны составлять красочные рассказы, используя большой набор выражений. Дошкольники пересказывают сюжеты фильма, книги, придумывают свои истории.
Фонетика детской речи
К 6 годам дети определяют определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука, самостоятельно подбирают слова на заданные звуки. Но возникают сложности с дифференцированием парных звуков: С и Ц, С и Ш, Ш и Ж, и др.
Фонематический слух включает в себя:
- Узнавание неречевых звуков. Ребенок способен на слух определять источник звука, особенности его возникновения, силу и громкость.
- Различение высоты, силы, тембра голоса. Способен говорить громко и шепотом, изменять темп речи.
- Различение слов, близких по звуковому составу, например, люк — лук, мак — рак, горка — корка. Делит звуки на твердые и мягкие, шипящие и свистящие, глухие и звонкие.
- Дифференциация слогов и фонем. Делит на слоги, выделяет гласные и согласные, ударные и безударные.
- Навыки звукового анализа. Может разделить выделить и назвать звуки. Изображает звуки животных, природных явлений, бытовых предметов.
Игры для развития фонематического слуха:
- Взрослый произносит слова ШУБА, КОШКА, МЫШЬ. Ребенку нужно определить общий звук.
- Педагог загадывает звук, например С. Называет различные предметы. Дети хлопают в ладоши, когда услышат загаданный звук.
- Ребенку дается задание назвать предмет в комнате с заданным звуком.
- Педагог читает детям знакомые стихи, но намеренно меняет звуки на похожие. Дети исправляют ошибки.
- Включается аудиозапись с различными звуками природы, голосами животных, шумом транспорта. Дети определяют источник звука.
Особенности речевого развития в 6-7 лет:
- в словаре преобладают существительные;
- используются синонимы и антонимы;
- слова сочетаются по смыслу;
- обозначаются свойства и качество объектов;
- в сложные предложения включаются причастные и деепричастные обороты;
- используются соединительные, противительные и разделительные союзы;
- речь эмоционально окрашена и выразительна;
- высказывания содержательные и точные.
К началу школьного обучения коммуникативные и речевые способности ребенка развиты, он готов выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, использовать свою речь как средство для овладения новой деятельностью — учебной. В школе дети совершенствуют речевые навыки, овладевают письменной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей....
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста. Задачи родителей»
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста. Задачи родителей»...
Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"
Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...
Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.
Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....