Автоматизация звука Ш.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Технологическая карта логопедического занятия "Как дети учили Машу звук Ш произносить" на основе деятельностного подхода. В технологической карте указаны цели, задачи, особенности логопедического занятия, средства ИКТ и материалы, организационная структура логопедического занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_log_zanyatiya_senich.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О учителя-логопеда | Сенич Анна Николаевна | |||||
Группа (логопедическое заключение) | Дети старшей группы с логопедическим заключением «ФФНР. Дизартрия» | |||||
Тема занятия, вид занятия. | Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука ш. | |||||
Тип занятия | Повторение и систематизация знаний | |||||
Используемые технологии | на основе деятельностного подхода: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми речевая исследовательская деятельность информационно-коммуникативная технология игровая технология здоровьесберегающие технологии | |||||
Цель занятия | Актуализация и систематизация знаний о звуке ш, обобщение знаний о звуках и использование в речевой практике | |||||
Задачи | Общеобразовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные | |||
Развитие социально-коммуникативных навыков. Воспитание звуковой культуры речи - четкое и ясное произнесение звуков родного языка, умелое использование интонационных средств выразительности; формирование правильного речевого дыхания. Воспитание слухового внимания и фонематического слуха. Развитие речевого творчества через практическую деятельность. | Создать условия для положительного эмоционального и психофизиологического состояния детей. Предполагается, что к окончанию занятия дети будут уметь дифференцировать гласные и согласные звуки по акустическим признакам; применять тактильные приемы распознавания звонких и глухих согласных звуков; составлять последовательную характеристику звука со зрительной опорой; воспроизводить слоговые цепочки в заданной последовательности; распознавать звук в слогах и словах; определять позицию звука в слове; контролировать произношение звука ш; использовать приобретённые знания и умения в речевой практике. | Воспитывать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивать умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими участниками коммуникации.
Способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализацию в реальном поведении. | ||||
Создание предпосылок универсальных учебных действий | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | ||
развивать способность самоуважения и объективной оценки своей деятельности; способствовать формированию положительного морально-этического опыта; развивать и стимулировать познавательный интерес | формировать умение прогнозировать предстоящую работу; оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; формировать способы самоконтроля и взаимоконтроля | развивать умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; формировать умение высказывать собственное мнение и внимательно относиться к мнению других, проявлять толерантность | развивать умения ставить проблему и формулировать цель; получать неизвестную информацию путем использования имеющихся знаний; совершенствовать умения обобщать и аргументировать необходимость полученных навыков | |||
Особенности логопедического занятия | Виды деятельности на занятии с: учётом психолого-логопедического заключения; учётом возрастных особенностей развития в подгруппе. Действия для осуществления деятельности: формулирование проблемы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития; планирование деятельности с учётом «зоны актуального развития», «зоны ближайшего развития». | |||||
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование | Компьютер, жидкокристаллическая панель, презентация к занятию, голосовое сообщение от лица героя – Маши. |
Организационная структура логопедического занятия
Этап логопедического занятия | Длительность этапа | Задачи | Методы и приёмы работы | Формы организации деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | Контроль результатов деятельности |
I этап - мотивация | 3 мин | Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
| Словесный метод: беседа, уточняющие вопросы. Практический метод: игровой приём (звонок телефона и аудио сообщение) Наглядный прием: на экране (ИКТ технологии) изображение сказочного персонажа. | подгрупповая | Создание мотивации на предстоящую деятельность. Вызвать интерес к предстоящей деятельности. - Здравствуйте, ребята. У вас хорошее настроение? У меня тоже. Давайте улыбнемся друг другу. Скажите, друзья, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют разные сказки.) А вы хотите побывать в сказке? В свою сказку нас приглашает Маша. (Слайд 1. Картинка с Машей.) Звучит звонок с голосом Маши. («Меня зовут Маса, я хочу к Мисе. Я высла на опуску леса, а потом всё сла, сла и к мыске присла. Я спрасываю у мыски, как дойти до Миски, а она мне ничего не говорит. Сто мне делать?») Ребята, мы можем помочь Маше. Вы поняли, что хочет Маша? | Приветствуют друг друга. Высказывания детей из личного опыта. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Ключевой вопрос педагога: - Ребята, мы сможем помочь Маше? Ответы детей: «Да, можем!» (подтверждение желания детей участвовать в предстоящей деятельности). |
Постановка темы и цели занятия | 3 мин | Включение в деятельность | Игровой метод: создание проблемной игровой ситуации | подгрупповая | Создание проблемной ситуации и формулировка темы. - Почему не все поняли, что произошло с Машей? - Как вы думаете, почему мышка не поняла Машу? - Какой звук не умеет произносить Маша? - Что нужно сделать Маше, чтобы мышка поняла ее и помогла найти дорогу к Мише? - А как же мы сможем научить Машу правильно произносить звук Ш? | Развитие мыслительных операций Ответы детей с опорой на личный опыт. Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость закрепления знания. Дети самостоятельно формулируют тему и цель занятия. Ответы детей: «Маша не умеет произносить звук Ш». «Нужно научить Машу произносить звук Ш». «Мышка сможет понять Машу и покажет дорогу к Мише». | Активность участия воспитанников в диалоге. Разнообразие ответов детей. |
II этап - ориентировочный этап (актуализация знаний) | 6 мин | С помощью целенаправленно организованной беседы, актуализировать мыслительные операции, знания и опыт детей. | Словесный метод: уточняющие вопросы. Наглядный метод: введение карточек-символов Практический метод: приемы дифференциации звуков по признакам: гласный-согласный, звонкий-глухой. ИКТ технологии – использование документ-камеры для контроля выполненной работы. | парная
индивидуальная индивидуальная | Педагог предлагает детям вспомнить известную информацию о характерных признаках звука Ш: согласный, глухой, твердый. С помощью символических обозначений выбрать карточки, которые характеризуют звук (изображения клоунов). Работаем в паре, обсуждаем, приходим к общему мнению. Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Что нам нужно показать Маше, чтобы она научилась правильно произносить звук Ш?» Детям предлагается показать карандашами на листочках артикуляцию звук Ш по основным характеристикам. | Дети выкладывают необходимые символы на слоговую дорожку и подтверждают свой выбор, доказывая принадлежность звука к классу согласных – по признаку «преграда воздуха на пути произнесения звука»; к классу глухих согласных – на основе тактильной чувствительности голоса; к классу твёрдых – «сказка о королеве в замке синих согласных звуков». Дети показывают положение губ, языка и направление воздушной струи при произнесении звука Ш перед зеркалом. Каждый ребенок произносит звук с опорой на зрительный образ (в зеркале). На листочках дети показывают с помощью символов положение губ – «круг», «стрелочка вверх» – положение языка, «солнышко» – теплая воздушная струя. | Обобщение и систематизация знаний о дифференциации звуков по различным акустическим признакам. Ключевой вопрос: «Какую характеристику мы можем дать звуку Ш». Правильное произношение изолированного звука. Самоконтроль детей за выполнением задания с опорой на документ-камеру. |
IIIэтап – поисково-исследовательский | 4 мин | Выявление новой информации путем использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия. | Словесный метод: уточняющие вопросы, противоречивая информация. Практический метод: использование интерактивной гимнастики и интерактивной игры по укреплению речевого выдоха. Наглядный метод: аудио материал с игровым персонажем (Машей). | подгрупповая индивидуальная | Педагог предлагает ответить на вопрос: «Скажите, а теперь Маша сможет произнести правильно звук Ш?» (Педагог показывает, что у Маши не получается. Включается аудиоматериал - предложение: «Меня зовут Маса».) -Как вы думаете, почему у Маши не получилось? Педагог соглашается с ответами детей и выбирает правильный: «Нужно тренировать язычок, губы и дыхание». Детям предлагается выполнить перед зеркалом 2 упражнения для губ: «Лягушка»- «Слоник». 4 упражнения из интерактивной артикуляционной гимнастики (программно-дидактический комплекс «Логомер 2») – «Часики», «Качели», «Чистим зубки», «Чашечка». Закрепить правильный речевой выдох в интерактивной игре «Подними вертолет в небо» (программно-дидактический комплекс «Логомер 2»). Педагог включает аудиозапись с правильным произношением звука Ш. Педагог предлагает ответить на вопрос: «Теперь Мышка сможет понять Машу?» Педагог напоминает детям о мотивации занятия: «Помочь Маше добраться до Миши». - А кто научил Машу правильно произносить звук Ш? Педагог включает на экране видео картинку Маши и Медведя с музыкой, как Маша смеется и танцует с Мишей. - Маша благодарит вас за помощь и очень хочет с вами весело поиграть. | Рассуждения детей с опорой на личный опыт. Возникает затруднение детей в однозначном ответе на поставленный вопрос, дети предлагают противоположные мнения (либо испытывают явное затруднение в ответе на вопрос). Дети сами находят ответ на проблемный вопрос. Выполняют упражнения для губ, языка и речевого дыхания. Интерактивные упражнения и игра «Подними вертолет в небо». Дети слушают запись голоса Маши с правильным произношением: « Меня зовут Маша, я хочу к Мише. Я вышла на опушку леса, а потом всё шла, шла и к мышке пришла. Я спрашиваю у мышки, как дойти до Мишки, а она мне ничего не говорит. Что мне делать?» Ответы детей: «Да, теперь мышка сможет помочь, потому что она поняла Машу». Ответы детей. | Самоконтроль за выполнением упражнений перед зеркалом, результат правильного выдоха в интерактивной игре - подъём вертолета в небо. Ключевой вопрос: Почему мышка сразу стала понимать Машу и помогла найти дорогу к Мише? Дошкольники самостоятельно делают вывод о том, что, если правильно говорить, то все окружающие будут тебя понимать. Совпадение «взрослой» и «детской» цели. |
IV этап - практический | 10 мин. | Закрепление новых знаний в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной) | Игровой метод: прием - воображаемая ситуация с ролями. Наглядный: предметные картинки, картинки с изображением поезда с одним, двумя и тремя вагонами, видеозапись песенки с чистоговорками.Практический метод - моделирование: слоговые дорожки с символами звука Ш (синие квадраты). | парная индивидуальная парная подгрупповая | Педагог предлагает детям выбрать кукол бибабо и голосами героев повторить слоговые цепочки попарно (каждый герой передает свою цепочку слогов последующему). Слоговые цепочки: ша-шу-шо; шо-ши-шу; шу-ши-ша; ши-шо-шэ; шэ-шу-шо. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Подари слово Маше со звуком Ш». Детям предлагается выбрать из трех картинок только одну со словом, в котором есть звук Ш, найти нужный поезд (по слоговому составу слова – с одним вагоном (один слог), с двумя – два слога, с тремя – три слога) и на слоговой дорожке показать место звука в слове (начало, середина, конец). Педагог предлагает проверить своего соседа. Взаимоконтроль. Педагог обращает внимание детей на имя Маши, в котором тоже есть звук Ш. Детям предлагается сочинить чистоговорку про Машу. - Я начну, а вы продолжите: Ша-ша-ша – наша Маша хороша. Шо-шо-шо – говорим мы хорошо. Ши-ши-ши- это наши малыши. Педагог спрашивает у детей: «У вас хорошее настроение?» А когда хорошее настроение, то хочется петь. Давайте споем песенку Маше со звуком Ш (на экране появляется видео монтаж к песенке): Ши-ши-ши – как конфетки хороши. Шо-шо-шо- мойте руки хорошо. Шу-шу-шу—я к столу вас приглашу. Ша-ша-ша-будем кушать не спеша. | Дети с помощью театральных кукол бибабо задают слоговые цепочки для повторения своему соседу. Дошкольники рассматривают картинки, анализируют звуковой состав слов и выбирают картинку со словом, в котором есть звук Ш, определяют слоговой состав и место звука в слове. После выполнения задания дети проверяют правильное выполнение задания у своего соседа. Дети слушают начало чистоговорки и стараются продолжить каждую в рифму. Ответы детей. Исполнение песенки под музыку и желание подарить радость герою и окружающим. | Правильное произношение звука Ш на этапе автоматизации в прямых открытых слогах. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания по трехступенчатой инструкции. Речевое творчество детей, с закреплением правильного произношения звука Ш. Правильное произношение звука в песенке. Желание произносить звуки правильно. |
Vэтап –рефлексивно-оценочный | 3 мин | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка. | фронтальная | Побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей. Чему мы научились? Что мы сегодня с вами поняли? Как мы помогли сегодня Маше? Что нам помогло выполнить нашу задачу? Для чего нам нужно правильно произносить звук Ш? А пригодится нам умение правильного произношения звука Ш? Где нам это пригодится? Каждый из вас сейчас выберет свой символ после занятия. Это будет смайлик с улыбкой или грустный. | Дошкольники анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия, делают предположения, оценивают свою работу | Выбор дошкольниками симво |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....