Упражнения и творческие задания для развития речи
консультация по логопедии (средняя группа)

Голованова Елена Сергеевна

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи. Предлагаю интересные упражнения для развития речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley_svyaznaya_rech.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

     

Упражнения для развития речи дошкольников

• Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные);

• Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза);

• Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает);

• Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце);

• Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья);

• Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро);

• Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);

• Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес);

• Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем);

• Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);

• Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль -радость);

• Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т. к. это является распространенной ошибкой у малышей;

• Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки, вязать… шарф;

• Составлять фразы: срубленный, бегущий, висящий, жуткий, холодный…;

• Про что можно сказать: холодный -, холодная -, холодное -…;

• Произносить предложение (“На улице идёт дождь”) по-разному: радостно (и почему, грустно (и почему, удивленно (и почему);

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

Вспомни случай

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Говорим по-разному

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Истории из жизни

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и творческие задания для развития речи детей с ОНР

Игры и творческие задания помогут развивать у детей словарный запас, грамматический строй речи, психические процессы и связную речь....

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»

Консультация для родителей  «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»...

Занимаемся дома. Упражнения и задания по развитию речи по теме Космос для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал для домашних занятий родителей и  детей старшего дошкольного возраста по теме "Космос". В игровой форме родители могут закрепить знания детей о днях недели, загадать им ...

Рекомендации для родителей. Играем по системе ТРИЗ дома. Игры и творческие задания для развития выразительности речи

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле ...

Консультация для родителей: "Творческие задания для развития речи дошкольников".

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своём личном опыте, причём делать это очень выразительно. Попробуйте  предложить им помещённые ниже творческие задания....

Мастер класс На тему: «Игра и творческие задания по развитию речи».

Мастер-класс для воспитателей на тему:«Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса...