Каталог динамических пауз для работы с детьми с общим недоразвитием речи
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Данный каталог предназначен для работы с детьми с общим недоразвитием речи.Каталог можно использовать на занятиях и в свободное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
katalog_dinamicheskih_pauz_dlya_raboty_s_detmi_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Каталог динамических пауз для работы с детьми с общим недоразвитием речи.
«ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ»
Известно: ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях детском саду использовать динамические паузы. Приводимые в каталоге динамические паузы согласованы с определенными темами по звукопроизношению и обучению грамоте детей с ОНР, но они могут быть использованы и на других занятиях.
Предлагаемые стихотворные тексты заучиваются, а затем четко проговариваются детьми совместно со взрослыми (воспитателями, логопедами) и сопровождаются всевозможными движениями.
При проведении динамических пауз происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с дефектами речи.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
Гласные звуки
Гномы (а, у, и)
Утром гномы в лес пошли. Энергичный шаг на месте.
По дороге гриб нашли. Наклон вперед. Выпрямиться, руки на поясе.
А за ним-то - раз, два, три - Наклоны туловища из стороны в сторону
Показались еще три! Руки в стороны, затем вниз
И пока грибы срывали, Наклоны вперед, руки к полу
Гномы в школу опоздали. Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону
Побежали, заспешили Бег на месте
И грибы все уронили! Присесть
На грядке и на ветке (а)
Раз, два, три, четыре. Шаги на месте
Апельсин дадим мы Ире. Руки вперед, ладонями вверх
Пять, шесть, семь, восемь, Шаги на месте
Ананас у Сени спросим. Руки вперед, ладонями вверх
Девять, десять - завернем, Моталочка руками
Его Боре отнесем. Наклон вперед, руки тоже вперед.
Вот на грядке, посмотрим Наклон вперед, дотронуться руками до пола.
Есть арбузы -Руки вытянуть вперед и округлить, затем развести в стороны
Раз, два, три. Сцепить округленные руки перед собой, поднять их вверх, развести в стороны
А на ветке - абрикос. Потянуться руками вверх
Он на солнце так подрос! Развести руки в стороны
Ты за ним тянись, тянись, Подняться на носочки, потянуться руками вверх. Но смотри, не оступись! Быстро присесть
Утка и кот (у, и)
Утка крякает, Утиные шаги вперевалку
Зовет Зовущий жест рукой
Всех утят с собою. Быстрые, семенящие шажки вперевалку
А за ними кот идет, Вкрадчивые шаги кота
Словно к водопою
У кота хитрющий вид, Прищурить глазки.
Длинные когтищи. Показать цапки-царапки
Не смотри ты на утят! Погрозить пальцем
Их не дам в обиду! Руками, словно крыльями, загородить за собой «утят»
Индюк (и, у)
Ходит по двору индюк Шаги на месте
Среди уток и подруг
Вдруг увидел он грача. Остановиться, удивленно посмотреть Рассердился
Сгоряча затопал, Потопать ногами
Крыльями захлопал Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам. Весь раздулся, словно шар Руки на поясе
Или медный самовар Сцепить округленные руки перед грудью
Затряс бородою, Помотать головой, «поболтать» как индюк
Понесся стрелою. Бег на месте
Кот Тимоша (о, и)
Кот Тимоша жил на крыше. Руки поднять вверх
Ниже, в доме, жили мыши. Наклон вперед, руками дотронуться до пола
По стене взбирались мыши, Руками «шагать» от щиколотки - вверх по голени - к коленям - по бедру
Не боясь кота на крыше
Караулил кот мышей, Руки к ушам, прислушаться
Вынув пробки из ушей
Он готовил мышеловки, Ладони захлопнуть («мышеловка»)
Но мышата были ловки. Попрыгать на месте, руки на поясе
Спрятавшись за спину Тишки, Ладони перед лицом, выглядывать из
В прятки с ним играли мышки. за них то с одной, то с другой стороны
Облако (о)
Беленькое облако Округленные руки перед собой, пальцы в замок
Поднялось над крышей Не расцепляя рук, поднять их над головой
Устремилось облако, Выпрямить руки
Выше, выше, выше. Потянуться руками вверх
Ветер это облако Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Зацепил за кручу. Сцепить руки кончиками пальцев над головой
Превратилось облако Руками описать через стороны
В дождевую тучу. большой круг и опустить. Присесть
Разминка (э)
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте Прыжки
ЭХ! Руками машем вместе Движение «ножницы» руками
ЭХЕ-ХЕ! Прогнули спинки Наклон вперед, руки на поясе, спину прогнуть. Посмотрели на картинк Нагнувшись, голову поднять как можно выше.
ЭГЕ-ГЕ! Нагнулись ниже. Глубокий наклон вперед, руки на пояс
Наклонились к полу ближе. Дотронуться руками до пола.
Э-э-э! Какой же ты лентяй! Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем.
Потянись, но не зевай! Руками тянуться вверх, поднявшись на носки.
Повертись на месте ловко. Покружиться
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок!
Кто за кем идет (а, о, ы)
Дети встают в круг.
Цыпленок на цыпочках Дети крадучись идут на носках.
Крался за кошкой.
А кошка на цыпочках,
Шла за Антошкой.
Антошка на цыпочках,
Двигался к дому.
Теперь повернемся, Развернуться в другую сторону
Пойдем по-другому.
На пятках за кошкой
Плетется Антошка. Идти на пятках
За бедным цыпленком
Усатая кошка
Цыпленок от страха
Забрался в корзину. Присесть, руки - к полу.
Сердитая кошка,
Выгнула спину.Не отрывая рук от пола, выпрямить ноги, выгнуть спину.
Согласные звуки (п, т, к, л)
Липы
Вот полянка, а вокруг Широким жестом развести руки в стороны.
Липы выстроились в круг .Округленные руки сцепить над головой.
Липы кронами шумят, Руки вверху, покачать ими из стороны в сторону.
Ветры в их листве гудят.
Вниз верхушки пригибают, Наклониться вперед.
И качают их, качают. Наклонившись вперед, покачать туловищем
После дождика и гроз Выпрямиться, руки обнять
Липы льют потоки слез. Опустить руки, перебирая пальцами.
Каждый листик по слезинке Руки вниз, потряхивать кистями.
Должен сбросить на тропинки.
Кап и кап, кап и кап -Хлопать в ладоши, описывая руками круг
Капли, капли, капли, - кап! в одну, потом в другую сторону.
До чего же листик слаб! «Уронить» руки.
Он умоется дождем, Погладить сначала одну, потом другую руку.
Будет крепнуть, Сжать кулаки
С каждым днем
Огород (т)
Повторяй за мной зарядку. Шаги на месте.
В ней звук (Т) Пришел на грядку
Тыква вот, а вот томат Вытянуть руки влево, вправо.
Здесь - капуста, здесь - салат. Наклониться к левой ноге,затем к правой. Выпрямиться.
Тмин, картошка, артишок Руки на пояс, к плечам, вверх.
И петрушки корешок. Руки опустить.
Все, что вырастили мы, руки в стороны
Будем есть мы до весны. Руки вниз, выпрямиться.
Новоселье (к, г)
Динь-дон, динь-дон -Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.
Гномы строят новый дом. Кулак на кулак.
Красят стены, крышу, пол, Руками, словно кистями, «красим» сбоку, вверху,внизу.
Прибирают все кругом. «Метем» метлой.
Мы к ним в гости придем Шаги на месте.
И подарки принесем .Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.
На пол - мягкую дорожку Наклон вперед, руками «стелем» дорожку.
Расстелив ее к порожку. Попятиться назад.
Две подушки на диван, Руки сложить ладонями вместе - сначала под одну щеку, затем под другую.
Меду липового жбан.Руки округлить, вытянуть перед собой.
Зайцы (с, з)
Скачут, скачут во лесочке Прыжки на месте на двух ногах .
Зайцы - серые клубочки. Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.
Прыг-скок, прыг-скок -Прыжки вперед - назад, вперед - назад.
Встал зайчонок на пенек. Встать прямо, руки опустить.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.Шаги на месте.
Два! Руками машут вместе. Руками перед собой выполняют движение «ножницы».
Три! Присели, дружно встали. Присесть, встать
Все за ушком почесали. Почесать за ухом
На «четыре» потянулись. Выпрямиться.
Пять! Прогнулись и нагнулись. Прогнуться, наклониться вперед.
Шесть! Все встали снова в ряд, Построиться в ряд
Зашагали как отряд. Шаги на месте.
Цок, цок, цок! (ц)
Громко цокают копытца. Шаги на месте.
По мосту лошадка мчится. Скакать, как лошадки
Цок, цок, цок! За ней вприпрыжку Бег на месте с подскоками.
Жеребенок и мальчишка.
Цок - копытце жеребенка. Топнуть правой ногой
Цок - каблук о доски звонко. Топнуть левой ногой.
Понеслись, лишь пыль клубится. «Молоточка» руками
Всем пришлось посторониться. Пятиться на каблуках назад.
Кошка (с, ш)
Вот окошко распахнулось Руки развести в стороны.
Вышла кошка на карниз. Имитация мягкой, грациозной походки кошки. Посмотрела кошка наверх, Запрокинуть голову, посмотреть вверх Посмотрела кошка вниз. Опустить голову, посмотреть вниз.
Вот налево повернулась, Повернуть голову к левому плечу.
Проводила взглядом мух. Повернуть голову к правому плечу, взглядом «проводить» муху
Потянулась, улыбнулась Соответствующие движения и мимика.
И уселась на карниз. Сесть на свои места.
Журавленок и жабы (ш, ж)
Журавленок встал на ножки, Встать возле своего места. Пошагать решил немножко Шаги с высоко поднятыми коленями.
Смотрит вдаль из-под ладошки. Движения в соответствии с текстом
Кто там скачет по дорожке? Прыгать на месте, руки на поясе.
Жабы вышли на лужок. Шаги на месте.
Жабы встали все в кружок. Образовать круг.
Важно подняли головки Поднять голову
Посмотрите, как мы ловки! «Гордые» повороты головы вправо – влево
Вот похлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.
Вот попрыгали немножко. Прыгать на обеих ногах.
Поскакали, Прыгать то на правой, то на левой ноге. Покружились. Кружиться на месте.
А потом остановились. Остановиться и сесть на свое место.
Снежинки (с - з, ш - ж)
Закружились, завертелись Покружиться на месте
Белые снежинки
Вверх взлетели белой стаей, Поднять руки.
Легкие пушинки. Покружиться на носках
Чуть затихла злая вьюг Опустить руки, встать прямо
Улеглись повсюду. Присесть, руки к полу.
Заблистали, словно жемчуг , Встать, руки вперед.
Все дивятся чуду. Развести руки в стороны.
Заискрились, засверкали. Руками выполнить движение «ножницы».
Белые подружки.
Заспешили на прогулку Шаги на месте.
Дети и старушки.
Чок-чок, каблучок (ч)
Чок-чок, каблучок! Потопать ногами.
В танце кружится сверчо Покружиться.
А кузнечик без ошибки Движения руками, как при игре на скрипке. Исполняет вальс на скрипке.
Крылья бабочки мелькаю Движения руками, как крыльями
С муравьем она порхает. Покружиться парами на подскоках
Приседает в реверансе, Девочки делают реверанс
И опять кружится в танце. Покружиться.
Под веселый гопачок Танцевальные движения, как в гопаке.
Лихо пляшет паучок
Звонко хлопают ладошки! Похлопать в ладоши.
Все! Устали наши ножки! Сесть на свое место.
Котище (щ)
У нашего котища, Показать, какие глазищи у кота
Желтые глазищи
У нашего котища
Длинные усищи.Показать, какие длинные усы у кота.
У нашего котища
Острые когтищи. Показать острые цапки-царапки.
У нашего котища
Умные мыслищи. Движения рук от головы вверх.
Моется котище,
С каждым днем все чище, Показать, как кот умывается.
Отмывая мордочку
От остатков пищи.
Вечером охотится,
В чулане за мышами. Крадущиеся шаги на носках
И играет в ладушки С пушистыми котами. Разбиться на пары, играть в ладошки.
Солнышко (л, р)
Солнышко, солнышко, Руки вверх, встать на носки.
В небе свети!
Яркие лучики, Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.
К нам протяни.
Ручки мы вложим, Разбиться на пары, протянуть друг
В ладошки твои, другу руки.
Нас покружи, Покружиться парами.
Оторвав от земли.
Вместе с тобой мы пойдем Выстроиться в цепочку, держа друг
На лужок. друга за руки.
Там все мы встанем, Образовать круг
Дружно в кружок
С песнями водим, Идти по кругу
Мы хоровод.
Солнышко с нами,
По кругу идет.
Хлопают радостно, Похлопать в ладоши.
Наши ладошки.
Быстро шагают Идти быстрым шагом.
Резвые ножки.
Солнышко скрылось, Присесть, голову закрыть руками.
Ушло на покой Руки под щеку.
Мы же на место Тихо, спокойно сесть на свое место.
Сядем с тобой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"
Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...
Сообщение для воспитателей логопедических групп на тему: "Комплексный подход в работе с детьми с общим недоразвитием речи"
Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи относится к числу проблем, решение которых требует тщательного рассмотрения в их широком диапазоне - от методологических до техно...
Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...
ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР. Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...
Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)
Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...
Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".
Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...
Каталог динамических пауз для работы с детьми
Каталог динамических пауз для работы с детьми...