Консультация: «Использование конструирования в развитии речи детей»
консультация по логопедии

Бажитова Наталья Петровна

Консультация: «Использование конструирования в развитии речи детей»

 

Бажитова Наталья Петровна МБДОУ 48 г.Миасса

 

Основная задача логопедической работы – это коррекция речи,  всех её компонентов: звукопроизношения, лексики, грамматического строя.

Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с воспитателями, которые широко используют на практике конструирование.

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать с помощью конструирования, так как разнообразные конструкторы позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Поэтому применение конструирования является незаменимым в коррекционно-логопедической работе.

Применение конструирования на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
  • формированию и развитию правильного длительного выдоха (чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа);
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются детали с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (конструирование оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Для динамичности процесса звукопостановки и автоматизации звуков ЛЕГО-конструктор применим нами в виде игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова).

  1. На уровне звука технология ЛЕГО используется для отработки навыка звукового анализа: определить место звука, первый звук в слове. Для этого применяем детали ЛЕГО-конструктора желтого цвета (слово) и лего-фишки (короткие, маленькие детали конструктора) красного, синего и зеленого цветов (соответственно гласный звук, согласный твердый и согласный мягкий звук). Напоминаем, что звуки бывают гласные (красная лего-фишка), согласные твердые (синяя лего-фишка) и мягкие согласные (зеленая лего-фишка). Берем лего-деталь желтого цвета (слово) и крепим нашу фишку на начало, середину или конец желтой детали (слова).  Также нам могут помочь лего-человечки разных цветов.

1.Игра «Разноцветные дорожки». Используем лего-фишки для выкладывания дорожки. Цель: дифференциация гласных и согласных звуков. Задача: услышав слово, ребенок выкладывает фишку того цвета, с которого слово началось и т.д. Другим вариантом может быть: из цепочки картинок ребенок сам выкладывает цепочку звуков, с которых слово начинается. Можно усложнить-заканчивается. Т.е. со зрительной опорой или на слух.

2.Игра на дифференциацию твердых и мягких звуков. Разложить под лего-фишки картинки, названия которых начинаются на твердый или мягкий звук.

3.Игра «Выбери схему». Ребенку предлагаются схемы, затем дошкольник определяет на слух или при помощи картинок, какой звук и где находиться: в начале, середине или конце слова. Опять же, используем желтую деталь-слово.

  1. Игра «Зашифрованное письмо».

Ребенку рассказываем сказку про героя, который написал письмо и зашифровал его. По картинке ребенок определяет, какая схема соответствует слову (из ЛЕГО строим на желтой детали, например, синий красный синий-мак).  Опять же, вернемся к нашим звуковым домикам, которые могут быть построены из ЛЕГО (красного, зеленого, синего цвета). Задание: разложи картинки. 

  1. На уровне слога мы играем следующим образом: Для определения количества слогов в слове мы строим пирамиду в несколько ярусов. Каждый ярус- количество слогов. Используем картинки, которые расселяем на нужный ярус. 

III. На уровне слова.

Игры на развитие словаря.

Подготовительным этапом здесь будет являться предварительная работа, которая заключается в помощи воспитателя в создании с детьми фигурок в рамках лексических тем недели. Ведь без взаимодействия специалистов сопровождения детей с нарушениями речи эффективность коррекционного процесса будет снижена. При создании объектов из ЛЕГО-конструктора мы используем Матрицы-схемы, в которых графически обозначены детали, их цвет и необходимое количество. Фигурки созданы, дети используют их на занятии с учителем-логопедом в таких играх, как:  

1.«Часть и целое» – процесс объяснения деталей чего-либо значительно облегчен (стул состоит из ножек, сиденья, спинки).

2.Преобразование одного предмета в другой.

Отрабатываем навык словообразования в процессе преобразования предметов из ЛЕГО.

3.Игра «Волшебный мешочек». Узнавание предмета из ЛЕГО на основе тактильных ощущений.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора даёт возможность детям с нарушениями речи запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, помогает перевести слова из пассивного словаря в активный, развивает семантические связи.

IV.Игры на развитие грамматического строя речи.

1.Игра «Без чего?» (формирование умения употребления существительных в косвенных падежах).

2.Игра «ОН-ОНА». Игра предназначена для выработки навыка правильного использования местоимений.

3.Игра «Посчитай» развитие навыка согласования существительных с числительными). Дети считают предметы, построенные из ЛЕГО-конструктора (один цветок, два цветка). 

  1. Игра «Художник». Лего-фигурки детьми построены разного цвета. Какими цветами их раскрасил художник? (согласование прилагательных с существительными).
  2. Работа над предложением с использованием ЛЕГО-конструктора:

В процессе составления предложения мы используем желтые детали ЛЕГО разной длины в зависимости от длины слова (слова большие и маленькие). Также используем отдельную деталь для обозначения начала слова. Выстраиваем с детьми цепочку из деталей ЛЕГО в соответствии с количеством слов в предложении. Использование наглядно-образного мышления ребенком в данном случае позволяет нам решить задачу сложности определения количества слов в предложении (ребенок «трогает» слова). 

Дополнительно применяем сочетание с иными аксессуарами игрового плана. В данном случае используем камешки «Марблс» для наглядной демонстрации необходимости ставить точку в конце предложения. Также применяем различные фигурки, детали, дополняющие ЛЕГО-конструктор и создающие, в определенном плане, комбинацию технологий (ЛЕГО и предметные фигурки). Данный прием позволяет нам помочь ребенку расширить предложение, распространить его. 

  1. Для развития связной речи, при составлении рассказа, ребенком достраиваются игровые элементы из ЛЕГО-конструктора и моделируется ситуация, побуждающая ребенка на составление рассказа. С использованием ЛЕГО-конструктора работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогает детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора. Важным моментом в работе над составлением связного высказывания является распространение предложений дополнениями, обстоятельствами и определениями. В данном случае также применяются элементы ЛЕГО-конструктора.

Игра «Садовник». Игра позволяет работать как над словарным запасом, так и над связной речью. Вспомним игру: Я садовником родился…Игра требует предварительной работы с воспитателем. Из Лего-конструктора по матрице-схеме дети делают цветы. 

VII. В рамках подготовки к обучению грамоте используются игры по формированию звукового анализа. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Формировать кинестетические ощущения позволяет упражнение по обведению контура буквы пальчиками, тактильное опознание букв. Также применяем ЛЕГО-конструктор как кубик (на лего-фишки приклеены буквы). Детьми составляются слова.

Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:

1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой – ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком.

2. Конструирование по теме: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме.

3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико-грамматических структур, ориентацию в пространстве. Данный вид конструирования может применяться на этапах отработки звука в словах, фразах, стихах, связной речи.

4. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи.

5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи.

Основные принципы использования конструирования:

– доступность и наглядность материала;

– систематичность и последовательность обучения и воспитания;

– работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей детей.

– личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы).

Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:

– Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.

– Концентрацию внимания.

– Мелкую моторику.

– Умение следовать образцу.

– Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.

Используемые источники:

  1. Комарова Л. Г. Строим из ЛЕГО. – М.; Линка Пресс, 2001 г.
  2. Мамрова В.Н. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – Челябинск, 2014.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шаврина. – М.: Сфера, 2001.
  4. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: Сфера, 2002.
  5. Интернет-пространство.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Использование конструирования в развитии речи детей»

Бажитова Наталья Петровна МБДОУ 48 г.Миасса

Основная задача логопедической работы – это коррекция речи,  всех её компонентов: звукопроизношения, лексики, грамматического строя.

Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с воспитателями, которые широко используют на практике конструирование.

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать с помощью конструирования, так как разнообразные конструкторы позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Поэтому применение конструирования является незаменимым в коррекционно-логопедической работе.

Применение конструирования на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
  • формированию и развитию правильного длительного выдоха (чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа);
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются детали с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (конструирование оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Для динамичности процесса звукопостановки и автоматизации звуков ЛЕГО-конструктор применим нами в виде игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова).

  1. На уровне звука технология ЛЕГО используется для отработки навыка звукового анализа: определить место звука, первый звук в слове. Для этого применяем детали ЛЕГО-конструктора желтого цвета (слово) и лего-фишки (короткие, маленькие детали конструктора) красного, синего и зеленого цветов (соответственно гласный звук, согласный твердый и согласный мягкий звук). Напоминаем, что звуки бывают гласные (красная лего-фишка), согласные твердые (синяя лего-фишка) и мягкие согласные (зеленая лего-фишка). Берем лего-деталь желтого цвета (слово) и крепим нашу фишку на начало, середину или конец желтой детали (слова).  Также нам могут помочь лего-человечки разных цветов.

1.Игра «Разноцветные дорожки». Используем лего-фишки для выкладывания дорожки. Цель: дифференциация гласных и согласных звуков. Задача: услышав слово, ребенок выкладывает фишку того цвета, с которого слово началось и т.д. Другим вариантом может быть: из цепочки картинок ребенок сам выкладывает цепочку звуков, с которых слово начинается. Можно усложнить-заканчивается. Т.е. со зрительной опорой или на слух.

2.Игра на дифференциацию твердых и мягких звуков. Разложить под лего-фишки картинки, названия которых начинаются на твердый или мягкий звук.

3.Игра «Выбери схему». Ребенку предлагаются схемы, затем дошкольник определяет на слух или при помощи картинок, какой звук и где находиться: в начале, середине или конце слова. Опять же, используем желтую деталь-слово.

  1. Игра «Зашифрованное письмо».

Ребенку рассказываем сказку про героя, который написал письмо и зашифровал его. По картинке ребенок определяет, какая схема соответствует слову (из ЛЕГО строим на желтой детали, например, синий красный синий-мак).  Опять же, вернемся к нашим звуковым домикам, которые могут быть построены из ЛЕГО (красного, зеленого, синего цвета). Задание: разложи картинки. 

  1. На уровне слога мы играем следующим образом: Для определения количества слогов в слове мы строим пирамиду в несколько ярусов. Каждый ярус- количество слогов. Используем картинки, которые расселяем на нужный ярус. 

III. На уровне слова.

Игры на развитие словаря.

Подготовительным этапом здесь будет являться предварительная работа, которая заключается в помощи воспитателя в создании с детьми фигурок в рамках лексических тем недели. Ведь без взаимодействия специалистов сопровождения детей с нарушениями речи эффективность коррекционного процесса будет снижена. При создании объектов из ЛЕГО-конструктора мы используем Матрицы-схемы, в которых графически обозначены детали, их цвет и необходимое количество. Фигурки созданы, дети используют их на занятии с учителем-логопедом в таких играх, как:  

1.«Часть и целое» – процесс объяснения деталей чего-либо значительно облегчен (стул состоит из ножек, сиденья, спинки).

2.Преобразование одного предмета в другой.

Отрабатываем навык словообразования в процессе преобразования предметов из ЛЕГО.

3.Игра «Волшебный мешочек». Узнавание предмета из ЛЕГО на основе тактильных ощущений.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора даёт возможность детям с нарушениями речи запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, помогает перевести слова из пассивного словаря в активный, развивает семантические связи.

IV.Игры на развитие грамматического строя речи.

1.Игра «Без чего?» (формирование умения употребления существительных в косвенных падежах).

2.Игра «ОН-ОНА». Игра предназначена для выработки навыка правильного использования местоимений.

3.Игра «Посчитай» развитие навыка согласования существительных с числительными). Дети считают предметы, построенные из ЛЕГО-конструктора (один цветок, два цветка). 

  1. Игра «Художник». Лего-фигурки детьми построены разного цвета. Какими цветами их раскрасил художник? (согласование прилагательных с существительными).
  2. Работа над предложением с использованием ЛЕГО-конструктора:

В процессе составления предложения мы используем желтые детали ЛЕГО разной длины в зависимости от длины слова (слова большие и маленькие). Также используем отдельную деталь для обозначения начала слова. Выстраиваем с детьми цепочку из деталей ЛЕГО в соответствии с количеством слов в предложении. Использование наглядно-образного мышления ребенком в данном случае позволяет нам решить задачу сложности определения количества слов в предложении (ребенок «трогает» слова). 

Дополнительно применяем сочетание с иными аксессуарами игрового плана. В данном случае используем камешки «Марблс» для наглядной демонстрации необходимости ставить точку в конце предложения. Также применяем различные фигурки, детали, дополняющие ЛЕГО-конструктор и создающие, в определенном плане, комбинацию технологий (ЛЕГО и предметные фигурки). Данный прием позволяет нам помочь ребенку расширить предложение, распространить его. 

  1. Для развития связной речи, при составлении рассказа, ребенком достраиваются игровые элементы из ЛЕГО-конструктора и моделируется ситуация, побуждающая ребенка на составление рассказа. С использованием ЛЕГО-конструктора работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогает детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора. Важным моментом в работе над составлением связного высказывания является распространение предложений дополнениями, обстоятельствами и определениями. В данном случае также применяются элементы ЛЕГО-конструктора.

Игра «Садовник». Игра позволяет работать как над словарным запасом, так и над связной речью. Вспомним игру: Я садовником родился…Игра требует предварительной работы с воспитателем. Из Лего-конструктора по матрице-схеме дети делают цветы. 

VII. В рамках подготовки к обучению грамоте используются игры по формированию звукового анализа. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Формировать кинестетические ощущения позволяет упражнение по обведению контура буквы пальчиками, тактильное опознание букв. Также применяем ЛЕГО-конструктор как кубик (на лего-фишки приклеены буквы). Детьми составляются слова.

Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:

1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой – ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком.

2. Конструирование по теме: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме.

3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико-грамматических структур, ориентацию в пространстве. Данный вид конструирования может применяться на этапах отработки звука в словах, фразах, стихах, связной речи.

4. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи.

5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи.

Основные принципы использования конструирования:

– доступность и наглядность материала;

– систематичность и последовательность обучения и воспитания;

– работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей детей.

– личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы).

Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:

– Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.

– Концентрацию внимания.

– Мелкую моторику.

– Умение следовать образцу.

– Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.

Используемые источники:

  1. Комарова Л. Г. Строим из ЛЕГО. – М.; Линка Пресс, 2001 г.
  2. Мамрова В.Н. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – Челябинск, 2014.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шаврина. – М.: Сфера, 2001.
  4. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: Сфера, 2002.
  5. Интернет-пространство.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора -  потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладу...

Статья: «Использование конструирования в развитии речи детей».

Конструирование - это развитие пространственных представлений, работа пальцев, планирование, творческое самовыражение. Всё это важные компоненты для развития речи, особенно, если их сочетать с другими...

Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей» 20.01.2021

Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей» 20.01.2021...

Методические рекомендации «Использование Лего - конструирования в развитии речи детей с ОНР»

В методических  рекомендациях для педагогов представлены игры с конструктором Лего для развития всех компонентов речи детей с ОНР....