Домашнее логопедическое задание для детей 5-6 лет
материал по логопедии (старшая группа)
Домашнее логопедическое задание для детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_zadaniya_-st._gr.docx | 65.32 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАРШАЯ ГРУППА (с 5 до 6 лет)
1 Времена года. Осень
1. Повторите с ребенком задание «Времена года. Осень» за прошлый год. Четко проговорите с ним выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок расскажет об осени все, что знает. Если он затрудняется, помогите ему вопросами. Задавайте вопросы так, чтобы ребенок отвечал полными предложениями. Например:
— Какое время года наступило? Начни ответ со слова на¬ступила.
— Наступила осень.
— Какими стали листья на деревьях? Начни ответ со слова листья.
— Листья на деревьях стали красными и желтыми.
2. Продолжайте работу над темой «Осень». Во время прогулки в сквере, парке, за городом предложите ребенку понаблюдать за изменениями, происшедшими в природе, и рассказать о них. Помогите ребенку запомнить приметы осени:
• стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моро¬сящие дожди;
• листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;
• исчезли насекомые;
• собираются в стаи и улетают на юг птицы;
• дни стали короче — а ночи длиннее;
• с полей и из садов убирают урожай овощей и фруктов;
• люди стали теплее одеваться;
• дети пошли в школу.
3. Найдите в парке клен, дуб, березу, тополь, осину, рябину, ель, сосну. Рассмотрите вместе с ребенком ствол, кору, ветви, листья этих деревьев. Помогите ребенку рассказать об особенностях стволов, коры, листьев каждого дерева. Соберите яркие осенние листья. Дома прогладьте их через
тонкую бумагу теплым утюгом. Вместе с ребенком сделайте осенний букет или используйте листья для изготовления аппликации.
4. Предложите ребенку послушать, а затем выучить стихотворение Л. Разводовой «Озорники».
ОЗОРНИКИ
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь —
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала.
Мы плясали, как друзья, —
Дождь из листиков и я.
5. Предложите ребенку сделать упражнение «Осенью».
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки, поднима¬ем
вверх перекрещенные руки. Начал капать дождь колючий. Совершаем прыжки на носочках, Долго дождик будет плакать, держа руки на поясе. Разведет повсюду слякоть. Приседаем, держа руки на поясе. Грязь и лужи на дороге, Идем по кругу с высоким поднима¬нием колена.
Поднимай повыше ноги.
6. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: дож-ди, кус-ты, сос-на, ря-би-на, бе-ре-за, дуб, ель.
7. Прочитайте рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Об¬судите с ребенком, о каких приметах осени говорит писатель.
. Огород. Овощи
1. Повторите с ребенком задание «Огород. Овощи» за про¬шлый год. Четко проговорите с ним все выделенные слова и словосочетания. Выясните, понимает ли он, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле в огороде, пар¬нике, теплице. Пусть ребенок перечислит известные ему овощи. Можно усложнить задание, предложив вспомнить все овощи желтого цвета (репка, репчатый лук, перец, тыква), красного цвета (помидор, редис, свекла, перец), зеленого цвета (салат, горох, зеленый лук). Сможет ли ребенок вспом¬нить название оранжевого овоща (морковь) и фиолетового овоща (баклажан)?
2. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один — много» (вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребенку мяч, ребенок ловит мяч и называет этот же овощ во множе¬ственном числе):
Огурец. — Огурцы.
Кабачок. — Кабачки.
Баклажан. — Баклажаны.
Помидор. — Помидоры.
3. Можно поиграть с мячом в игру «Назови ласково»:
Помидор. — Помидорчик.
Морковь. — Морковочка.
Лук. — Лучок.
Горох. — Горошек.
4. Расскажите ребенку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи. Привлеките его к приготовлению блюд из овощей, а потом задайте вопрос:
— Какие овощи ты положишь в суп (борщ, щи, салат)?
5. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего нужно приготовить блюдо. Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:
Сок из моркови. — Морковный сок. Салат из свеклы. — Свекольный салат.
Икра из кабачков. — Кабачковая икра.
Котлеты из картофеля. — Картофельные котлеты.
6. Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану:
— Как называется овощ?
— Где он растет?
— Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?
— Что можно приготовить из него? Например:
• Это помидор. Он растет в теплице или парнике. Он крас¬ный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий на вкус. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.
7. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Вершки и корешки». Спросите, что он может сказать о мужике и о медведе. Каким был каждый из них?
Сад. Фрукты
1.Повторите с ребенком задание «Сад. Фрукты» за про¬шлый год. Пусть он проговорит выделенные слова и словосо¬четания. Сможет ли он объяснить, что фруктами мы называем плоды, которые растут на деревьях в саду?
2.Предложите ребенку перечислить круглые фрукты (яб¬локо, апельсин, гранат, мандарин, персик), овальные фрукты (слива, лимон, киви, абрикос).
3.Поиграйте в игры с мячом «Один — много» и «Назови ласково», используя названия фруктов. Например:
Лимон. — Лимоны.
Груша. — Груши.
Яблоко. — Яблоки.
Апельсин. — Апельсинчик.
Слива. — Сливка.
Яблоко. — Яблочко.
4. Попробуйте придумывать с ребенком загадки-описания о фруктах. Например:
-Желтый, овальный, кислый. Что это? (Лимон)
-Синяя, овальная, мягкая, сладкая. Что это? (Слива)
-Круглый, оранжевый, душистый, кисло-сладкий. Что это? (Апельсин)
5.Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных в игре с мячом «Веселый повар». Например:
Сок из яблок. — Яблонный сок. Пюре из слив. — Сливовое пюре. Запеканка из груш. — Грушевая запеканка.
6.Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: ба-нан, пер-сик, гра-нат.
7.Предложите ребенку сделать упражнение с массажным мячиком. Оно будет способствовать развитию тактильных ощущений. Пусть ребенок зажмет мячик сначала в правой руке и представит, что это слива; потом упражнение повторя¬ется левой рукой.
Сливу я держу в руке, Кладем мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке, Крепко сжимаем его.
Отпускаю, разжимаю Раскрываем ладонь. И ладошками катаю. Катаем мячик между ладонями.
8.Прочитайте ребенку рассказ Л.Толстого «Косточка».
Выясните, что он думает о поступке мальчика.
Лес. Грибы и ягоды
1. Повторите с ребенком задание «Лес. Грибы и ягоды» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосо¬четания. Пусть ребенок вспомнит и расскажет о том, где растут грибы и ягоды, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными. Для того чтобы уточнить словарь по теме, можно рассмотреть картинки с изображениями даров леса или сходить на рынок и посмотреть, какие грибы и ягоды продают там. Пусть ребенок показывает и называет грибы и ягоды. Введите в его лексикон и другие слова: клюква, еже¬вика; боровик, сыроежка, масленок; искать, срезать, собирать, укладывать, чистить, перебирать, солить, мариновать, сушить, варить, готовить.
2.Предложите ребенку придумать загадки-описания о леных ягодах.
Например:
•Это лесная ягода. Она растет на низких кустиках под де¬ревьями. Она мелкая, круглая, черная, мягкая, сладкая. Что это за ягода? (Черника)
3.Можно потренировать ребенка и в придумывании загадок-описаний о грибах. Например:
•Это съедобный гриб. Он растет в траве под березами. Он желтый, ароматный. У него круглая шляпка и тонкая ножка. Что это за гриб? (Лисичка)
4.Обучая ребенка образованию относительных прилагательных, поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребенку мяч; ребенок называет то же блюдо, употребив относительное прилагательное, и возвращает мяч вам. Например:
Варенье из малины. — Малиновое варенье. Джем из черники. — Черничный джем. Компот из земляники. — Земляничный компот. Повидло из брусники. — Брусничное повидло. Мусс из ежевики. — Ежевичный мусс. Пюре из клюквы. — Клюквенное пюре.
5.Предложите ребенку послушать, а затем выучить стихотворение О. Высотской «Грибок». Следите за правильным произношением тех звуков, которые поставлены и автоматизированы в речи ребенка.
ГРИБОК
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем
В шапочке нарядной
Светло-шоколадной.
Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин.
6. Работая над согласованием числительных с существи¬тельными, поиграйте с ребенком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числи¬тельным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам. Например:
Два мухомора. — Пять мухоморов.
Два опенка. — Пять опят.
Две лисички. — Пять лисичек.
Две сыроежки. — Пять сыроежек.
Одежда
1.. Выясните, помнит ли он, что летом носят легкую одежду, а осе¬нью — более теплую. Пусть объяснит почему. •
2. Рассмотрите с ребенком его одежду, обратите внимание на материалы, из которых она сделана. Для активизации в речи от¬носительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросает ребенку мяч и говорите, из чего сде¬лана одежда; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с от¬носительным прилагательным и возвращает мяч вам.
Свитер из шерсти. — Шерстяной свитер. Брюки из вельвета. — Вельветовые брюки. Юбка из шелка. — Шелковая юбка. Блузка из льна. — Льняная блузка. Жилет из меха. — Меховой жилет. Пальто из кожи. — Кожаное пальто.
3. Выясните, знает ли ребенок, что мы называем головны¬ми уборами. Пусть рассмотрит и назовет свои головные уборы и головные уборы других членов семьи.
4. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый — лишний» по теме «Одежда. Головные уборы». Это будет способствовать раз¬витию речевого слуха ребенка и активизации словаря. Вы про-износите несколько слов — названий одежды: свитер, кофта, плащ, шляпа; ребенок объясняет, что лишнее слово — шляпа, потому что шляпа — головной убор, а все остальное — одежда.
5. Поиграйте в игру «Чего не стало?» Вы выкладываете несколько предметов одежды: шорты, носки, футболку, рубаш¬ку; ребенок рассматривает их и отворачивается. Вы прячете один из предметов (футболку). Ребенок определяет, чего не стало: Не стало футболки.
6. Загадайте ребенку загадку, помогите отгадать ее, а затем и выучить.
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех. Думаешь, что вышел,
А на самом деле — вошел.
(Рубашка)
7. Прочитайте ребенку рассказ Н. Носова «Живая шляпа».
Пусть он расскажет, чего испугались дети, кто их напугал.
Обувь
1. Проговорите с ребенком понятие «Обувь»
2.Предложите ребенку рассмотреть его обувь. Пусть он рассматривает и называет ее. Обратите внимание ребенка на материалы, из которых обувь сделана. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана обувь; ребенок ловит мяч, образует словосо¬четание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:
Кроссовки из кожи. — Кожаные кроссовки. Тапки из вельвета. — Вельветовые тапки. Ботинки из замши. — Замшевые ботинки.
3.Поиграйте в игру «Четвертый — лишний» по темам «Одежда», «Головные уборы», «Обувь».
4.Поиграйте в игру «Чего не стало?» по теме «Обувь».
5.Загадайте ребенку загадку. Пусть он попробует отгадать ее и объяснит, как он это сделал. Предложите выучить загадку и загадать ее кому-то из домашних.
Отгадай загадку. Кто мы? В ясный день сидим мы дома, Если дождь, у нас работа — Топать, шлепать по болотам.
(Сапоги)
6. Предложите ребенку сделать пальчиковую гимнастику «Новые кроссовки» для развития тонкой моторики, координации речи с движением.
Как у нашей кошки Загибаем по одному пальчику, начиная с
На ногах сапожки. больших, на обеих руках на каждое название обуви
Как у нашей свинки .
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так. Ритмично выполняем хлопки ладонями и
Новые кроссовки. удары кулачками.
7. Прочитайте ребенку рассказ Е. Пермяка «Как Маша стала большой», задайте вопрос: «Почему все решили, что Маша выросла?»
Игрушки
1.Повторите понятие «Игрушки»
2.Рассмотрите с ребенком его игрушки. Обратите внима¬ние на материалы, из которых они сделаны. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана игрушка; ребенок ловит мяч, обра¬зует словосочетание с относительным прилагательным и воз¬вращает мяч вам.
Мячик из резины. — Резиновый мячик. Мишка из плюша. — Плюшевый мишка.
Пирамидка из дерева. — Деревянная пирамидка. Ведерко из металла. — Металлическое ведерко.
3.Предложите ребенку придумать рассказ о любимой игрушке по плану:
— Как называется игрушка?
— Какая она по цвету, размеру, форме, из каких частей состоит?
— Как с ней можно играть? Например:
• Это футбольный мяч. Он сине-красный, большой, круг¬лый. С мячом можно играть в футбол.
4.Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с ребенком в игру «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам.
Два кубика. — Пять кубиков.
Два мишки. — Пять мишек.
Два мяча. — Пять мячей.
Две куклы. — Пять кукол.
Две матрешки. — Пять матрешек. Два ведерка. — Пять ведерок.
5.Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова ку-бик, мя-чик, кук-ла, миш-ка, ша-рик, ма-ши-на.
6.Прочитайте ребенку стихотворение К. Кубилинскаса «Игрушки». Предложите перечислить и сосчитать названия игрушек, прозвучавшие в нем.
ИГРУШКИ
Тьма игрушек у меня:
Ванька-встанька, два коня,
Пестрый мячик,
Толстый мальчик,
Мишка,
Зайка, кукла Майка.
Иногда я папу с мамой
Приглашаю поиграть.
Но молчит голыш упрямый,
Не желает отвечать.
Кукла дуется, молчит,
Мишка хнычет и ворчит. Говорю я мишке, зайке,
Двум лошадкам,
Кукле Майке:
— Так упрямиться нельзя —
Папа с мамой
Нам друзья!
7. Загадайте ребенку загадку о мяче. Предложите сначала отгадать, а потом выучить ее.
Не обижен, а надут.
Его по полю ведут.
. Посуда
1. Повторите задание «Посуда» за прошлый год. Прогово¬рите с ребенком все выделенные слова и словосочетания.
2. Прочитайте ребенку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребенок из стихотворения. Объясните, что посуда бывает чай¬ной, столовой, кухонной. Пусть ребенок покажет и назовет чайную, кухонную и столовую посуду, которая есть у вас дома.
3. Обратите внимание ребенка на материалы, из которых сделана посуда. Для расширения словаря ребенка поиграйте с ним в игру с мячом «Какая? Какое? Какие?» Примеры слово-сочетаний:
Стакан из стекла. — Стеклянный стакан. Чашка из фарфора. — Фарфоровая чашка. Ложка из серебра. — Серебряная ложка. Миска из пластмассы. — Пластмассовая миска. Кастрюля из эмалированного металла. — Эмалированная кастрюля.
4. Потренируйте ребенка в составлении рассказов-описаний о посуде по образцу. Например:
• Это чайник. Чайник — это кухонная посуда. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. В нем кипятят воду.
5. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова чай-ник, чаш-ка, лож-ка, вил-ка, но-жик.
6. Выполните с ребенком упражнение «Чайник» для раз¬вития творческого воображения, координации речи с движе¬нием.
Я — чайник, ворчун, хлопотун, Стоим, изогнув одну руку, как
сумасброд, носик чайника, другую держа на
Я вам напоказ выставляю живот, поясе. Живот надут.
Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топаем обеими ногами.
— Эй, люди, Делаем призывные движения правой
я с вами почайпить хочу! рукой.
7. Предложите ребенку послушать потешку, а затем перечислить названия посуды, прозвучавшие в ней.
У нашего Вовки
На блюде морковка.
У нашей Акульки
Картошка в кастрюльке.
У нашей Наташки
Смородина в чашке.
Ну а у Валерки
Грибочки в тарелке.
А теперь ты не зевай
И посуду называй.
Времена года. Зима. Зимующие птицы
1. Повторите задание «Времена года. Зима»
2. На прогулке понаблюдайте с ребенком за зимними изменениями в природе. Помогите ребенку запомнить приметы зимы:
• земля покрыта снегом, а реки и озера — льдом;
• стало холодно, на улице мороз;
• дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады;
• ночи стоят длинные, а дни — короткие;
• люди надели теплую зимнюю одежду;
• дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снегови¬ков, строят снежные крепости, играют в снежки.
3. Предложите ребенку рассказать о зиме по плану:
— Какое время года наступило?
— Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?
— В какие игры играют зимой дети?
4. Выясните, помнит ли ребенок, что птицы, которые зи¬муют у нас, называются зимующими. Во время прогулки в парке понаблюдайте за зимующими птицами: вороной, соро¬кой, воробьями, голубями, дятлом, синицами, снегирями, клестами, щеглами. Наклейте их изображения в тетрадь, под¬пишите названия, научите ребенка узнавать этих птиц. Побе¬седуйте о том, чем можно подкормить птиц зимой.
5. Помогите ребенку сделать кормушку и организовать сто¬ловую для птиц за окном или во дворе.
6. Прочитайте ребенку стихи о зимующих птицах. Пред¬ложите их выучить. Следите за произношением поставленных звуков.
В желтой футболке и черной жилетке Птица-синица расселась на ветке.
Тенькает звонко птица-синица, Лютых морозов она не боится.
Вот на ветке, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
Клюв, как клещи, у клеста.
Вот так клюв! Вот это да!
Шишки запросто лущит
Птица, грозная на вид.
Щеголь-щегол — акробат и затейник.
Щеголь-щегол обожает репейник.
В морозы его подкорми семенами,
Чтоб встретил весну тот щегол вместе с нами.
В день, когда мела метель,
Прилетел к нам свиристель.
Мы ему насыплем крошек.
Свиристель такой хороший!
На суку сидит сова,
Видит днем она едва.
А лишь только ночь настанет,
Как орел, глазастой станет.
7. Прочитайте ребенку сказку С. Маршака «Двенадцать ме¬сяцев». Выясните, запомнил ли он, сколько месяцев в каждом времени года, знает ли их названия.
Домашние животные и их детеныши
1.Повторите задание «Домашние животные»
2.Напомните ребенку, что мы называем домашними тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Пусть ребенок перечислит на¬звания известных ему домашних животных, расскажет о том, какую пользу они приносят.
3.Предложите ребенку составить рассказы о некоторых домашних животных по образцу. Например:
• Кошка — домашнее животное. Она живет в доме у чело¬века и ловит мышей. Человек кормит кошку рыбой, мясом, молоком.
4.Предложите ребенку вспомнить названия детенышей домашних животных, а затем поиграйте в игру «Один — много».
Вы бросаете ребенку мяч и произносите название детеныша в единственном числе; ребенок ловит мяч, образует форму множественного числа и возвращает мяч вам. Например:
Ягненок. — Ягнята.
Поросенок. — Поросята.
Щенок. — Щенята.
Теленок. — Телята.
Крольчонок. — Крольчата.
5.Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Вы бросаете ребенку мяч и называете часть тела животного; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:
Уши кролика. — Кроличьи уши.
Хвост собаки. — Собачий хвост.
Голова коровы. — Коровья голова.
Копыто лошади. — Лошадиное копыто.
6.Выполните с ребенком пальчиковую гимнастику. Это будет способствовать развитию тонкой моторики, координации речи с движением.
Дай молока, Буренушка, Показываем, как доят корову.
Хоть капельку — на донышке.
Ждут меня котятки, Делаем «мордочки» из пальцев.
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, Загибаем пальцы на обеих руках,
Творогу немножечко, начиная с больших.
Масла, простоквашки,
Молока для кашки.
Всем дает здоровье Снова изображаем, как доим корову.
Молоко коровье.
7. Прочитайте ребенку рассказ С. Воронина «Чистопородный Филя». Предложите ему пересказать текст кому-то из членов семьи. Если ребенку сложно выполнить это задание, помогите ему.
Дикие животные и их детеныши
1. Повторите задание «Дикие животные и их детеныши» Пусть ребенок перечислит всех известных ему диких животных наших лесов. Выясните, помнит ли он, что дикие животные живут в лесах, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье.
2.Расскажите, как называются жилища диких животных:
у медведя — берлога,
у волка — логово,
у лисы — нора,
у ежа — норка,
у белки — гнездо в дупле.
Для уточнения полученных знаний предложите ребенку поиграть в игру с мячом «Кто где живет?» Вы бросаете ребенку мяч и называете дикое животное; ребенок ловит мяч, называет его жилище и возвращает мяч вам.
3.Поиграйте в игру «Один — много» по теме «Детеныши диких животных». Примеры слов:
медвежонок — медвежата,
лисенок — лисята,
бельчонок — бельчата. И т.д.
4.Поиграйте в игру «Чей? Чья? Чье? Чьи?» по теме «Дикие животные». Например:
хвост лисы — лисий хвост, лапа медведя — медвежья лапа, зубы волка — волчьи зубы,
иголки ежа — ежиные иголки. И т. д.
5.Предложите ребенку составить рассказы о диких животных по образцу. Например:
• Медведь — дикое животное, он живет в лесу. Он большой, коричневый, лохматый. Медведь ест рыбу, насекомых, ко¬решки. Зимой он спит в берлоге.
6. Загадайте ребенку загадку о медведе, предложите ее отгадать.
Где живет он? В самой чаще,
Самый-самый настоящий.
Там гуляет, там и спит,
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед.
Сладкоежкою слывет.
А еще могу сказать —
Очень любит он поспать.
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет.
7. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Три мед¬ведя» и предложите пересказать ее.
Новый год
1.Привлеките ребенка к украшению елки и подготовке подарков для близких.
2.Предложите ребенку придумать рассказ-описание о любой елочной игрушке по плану. Например:
• Это елочная игрушка — шарик. Он большой, круглый, стеклянный, блестящий, красный. На нем нарисованы белые снежинки. Он очень красивый.
3.Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана игрушка; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:
Шарик из стекла. — Стеклянный шарик. Флажок из бумаги. — Бумажный флажок. Кораблик из картона. — Картонный кораблик. Снеговик из ваты. — Ватный снеговик.
4.Предложите ребенку отгадать загадку, а потом выучить ее.
Что это будет?
Хлопушки. Конфеты.
Сосульки. Шары золотистого цвета.
Подарки. Мерцанье цветных огоньков.
Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков.
Пляски и песни. Смех без умолка.
Что это будет, по-вашему?.. (Елка).
5.Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова ел-ка, ша-рик, фла-жок, свеч-ка, по-сох.
Ритмичные хлопки в ладоши. Ритмичные удары кулачками.
Указательным и средним пальцами обеих рук «шагаем» по столу. «Рисуем» руками большой круг. Ритмичные хлопки.
Загибаем на обеих руках пальцы, начиная с больших.
6.Сделайте с ребенком пальчиковую гимнастику «На елке», что будет способствовать развитию тонкой моторики.
Мы на елке веселились, И плясали, и резвились.
После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты,
В них же — вкусные предметы: Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
В. Волина
7. Прочитайте ребенку рассказ Л. Воронковой «Таня вы¬бирает елку» и предложите пересказать его.
Мебель
1.Повторите задание «Мебель» за прошлый год. Прогово¬рите выделенные слова и словосочетания.
2.Рассмотрите с ребенком мебель, которая есть у вас дома, побеседуйте о ее назначении, о материалах, из которых она сделана.
3.Помогите ребенку составить рассказ-описание о любом из предметов мебели по образцу. Например:
• Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.
4.Предложите ребенку ответить на вопросы:
Где хранят одежду? — Одежду хранят в шкафу.
Где люди обедают? — Люди обедают за столом.
На чем ты сидишь? — Я сижу на стуле.
На чем спит бабушка? — Бабушка спит на кровати.
Где отдыхает дедушка? — Дедушка отдыхает в кресле.
5.Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Без чего?» для отработки у него умения образовывать форму родительного падежа существительных. Например:
Если у стола нет ножки... — стол без ножки. Если у кровати нет спинки... — кровать без спинки. Если у стула нет сиденья... — стул без сиденья. Если у шкафа нет дверцы... — шкаф без дверцы. Если у буфета нет полки... — буфет без полки.
6.Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова крес-ло, кро-вать, ди-ван, стол, стул, шкаф, ко-мод, бу-фет.
7.Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского «Мойдодыр». Выясните, помнит ли он, какие названия мебели прозвучали в сказке.
Транспорт
1.Пусть ребенок расскажет о том, что он знает про транспорт. Если он затрудняется, помогите ему вопросами:
— Что называют транспортом?
— Для чего он предназначен?
Выясните, помнит ли ребенок, что транспорт бывает пас¬сажирским и грузовым. Почему его так называют?
2.Познакомьте ребенка с видами транспорта: дорожным (автобус, троллейбус, маршрутное такси, легковая и грузовая машины), железнодорожным (поезд, трамвай), воздушным (самолет, вертолет), водным (теплоход, катер, баржа), подзем¬ным (метро). Во время прогулки по городским улицам пред¬ложите ребенку показывать и называть транспорт, определять его вид.
3.Понаблюдайте с ребенком за грузовым транспортом. Покажите ему грузовик, фургон, цистерну, платформу, кон¬тейнеровоз, рефрижератор. Побеседуйте о том, что перевозят эти машины.
4.Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова фур-гон, гру-зо-вик, цис-тер-на, плат-фор-ма.
5.Предложите ребенку сделать подвижное упражнение «Ехали медведи» для развития общей моторики и координации речи с движением.
Ехали медведи на велосипеде, Лежа на спине, изображаем езду на велосипеде.
А за ними кот задом наперед, Бежим по кругу задом наперед.
А за ним комарики Бежим по кругу на носочках, взмахивая руками.
на воздушном шарике,
А за ними раки Идем по кругу, прихрамывая.
на хромой собаке,
Волки на кобыле, Бежим трусцой.
Львы в автомобиле, Идем, крутя воображаемый руль.
Зайчики в трамвайчике, Скачем, сделав «ушки» из пальцев.
Жаба на метле. Идем, оседлав воображаемую метлу.
К. Чуковский
6.Предложите ребенку сначала отгадать, а потом выучить загадку о паровозе и вагонах.
За дымком,
За свистком
Братья бегают бегом.
8. Прочитайте ребенку рассказы Б. Житкова «Пожар», «Обвал», «Как пароход подняли со дна». Предложите рассказать, о каком транспорте говорится в этих рассказах.
Профессии на транспорте
1. Побеседуйте о профессиях людей, работающих на транспорте.
2. Предложите ребенку разделить на слоги и прохлопать ритмический рисунок названий профессий: шо-фер, лет-чик, ка-пи-тан, во-ди-тель, ма-ши-нист.
3. Выучите с ребенком загадку:
Он в любую непогоду
И в любое время года
Крутит руль и жмет педали,
Чтобы вы не опоздали
На работу, в детский сад. Подвезти всегда вас рад.
(Шофер)
4. Для расширения глагольного словаря ребенка предложите ему игру с мячом «Что делает?» Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию; ребенок ловит мяч, говорит, что делает представитель этой профессии, и возвращает мяч вам.
Например:
Шофер. — Крутит руль.
Летчик. — Держит штурвал.
Кондуктор. — Продает билеты.
Дежурный по станции. — Следит за порядком.
Контролер. — Проверяет билеты.
Капитан. — Смотрит в бинокль.
5.Можно предложить ребенку поиграть в игру с мячом «Кто чем управляет?» Это позволит потренировать его в употреблении существительных в форме творительного падежа.
Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу; ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:
Шофер управляет... — машиной.
Летчик управляет... — самолетом.
Капитан управляет... — теплоходом.
Водитель управляет... — трамваем.
Машинист управляет... — поездом.
6.Выразительно прочитайте ребенку отрывок из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», а затем предложите выучить его.
Кондукторам езда везде.
С большою сумкой кожаной
Ему всегда,
Ему весь день
В трамваях ездить можно.
- Большие и дети,
Берите билетик,
Билеты разные,
Бери любые —
Зеленые, красные
И голубые.
7. Прочитайте ребенку стихотворение В. Маяковского «Кем быть?» и побеседуйте о тех профессиях, о которых го¬ворится в стихотворении.
Детский сад. Профессии
1.Побеседуйте с ребенком о профессиях людей, работающих в детском саду. Это заведующая детским садом, воспитатель, логопед, психолог, врач, медсестра, повар, прачка, заведующий хозяйством, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания. Побеседуйте о том, чем занимается каждый из этих людей:
— заведующая руководит детским садом,
— воспитатель учит и воспитывает детей,
— логопед учит детей правильно и красиво говорить,
— психолог развивает детей,
— врач следит за здоровьем детей,
— медсестра помогает врачу,
— повар готовит для детей вкусную еду,
— прачка стирает белье,
— заведующий хозяйством закупает все необходимое для детского сада,
— помощник воспитателя следит за чистотой,
— музыкальный руководитель поет и танцует с детьми,
— руководитель физвоспитания учит детей быть ловкими и сильными.
2. Предложите ребенку разделить названия профессий на слоги и прохлопать их ритмический рисунок: врач, по-вар, прач-ка, ло-го-пед, пси-хо-лог.
3. Можно поиграть в игру с мячом «Кто чем пользуется?»
Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу. Ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:
Врач пользуется... — лекарствами. Медсестра пользуется... — шприцем. Логопед пользуется... — шпателем. Воспитатель пользуется... — указкой. Повар пользуется... — ножом. Заведующая пользуется... — компьютером.
4.Выразительно прочитайте стихотворение, которое можно потом выучить.
Кто улыбкой нас встречает, На вопросы отвечает, Учит нас считать, лепить И поделки мастерить? Наши воспитатели — Нам друзья, приятели.
5.Загадайте ребенку загадку о поваре. Пусть отгадает ее и объяснит, как он это сделал, а потом выучит загадку.
Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты?
6. Прочитайте ребенку сказку К.Чуковского «Айболит».
Пусть ребенок расскажет о том, как Айболит лечил зверей.
День защитника Отечества
1. Побеседуйте с ребенком о празднике, который мы го¬товимся отметить. Это День защитника Отечества. Расскажите о профессиях военных: летчике, моряке, пограничнике, тан-кисте, ракетчике. Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан, защищают родную землю от врагов.
2. Прочитайте ребенку и предложите выучить стихотворение В. Степанова «Наша армия». Следите за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки, говорил четко, ясно, выразительно.
НАША АРМИЯ
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
Шелестят березы,
Распевают птицы,
Подрастают дети
У родной страны.
Скоро я в дозоре
Встану на границе,
Чтобы только мирные
Снились людям сны.
3. Помогите ребенку разделить на слоги названия профес¬сий военных: лет-чик, мо-ряк, ра-кет-чик, тан-кист, по-гра-нич-ник.
4. Сходите с ребенком на военный парад, в Артиллерий¬ский и Военно-морской музеи. Особенно интересен будет такой поход мальчику. Обратите его внимание на военных людей, идущих по улице, на их красивую форму, особую вы¬правку. Все это способствует пробуждению патриотических чувств. Объясните, какая важная профессия у военных, как это почетно — защищать Родину.
Стройка. Профессии
1. Познакомьте ребенка с профессией строителя. Гуляя по улице, покажите ему строящиеся дома, работающие на строй¬ке краны, подъезжающие к стройке машины с кирпичом и цементом. Отработайте четкое произношение названий стро¬ительных специальностей, каменщик, крановщик, маляр, сте¬кольщик, штукатур, кровельщик, сантехник, сварщик, элект¬рик. Помогите ребенку ответить на вопросы по каждой из этих специальностей. Например:
Каменщик (что делает?) кладет стены.
Маляр (что делает?) красит стены, окна, двери.
Электрик (что делает?) проводит свет.
Крановщик (что делает?) управляет подъемным краном.
2.Можно поиграть с ребенком в игру с мячом «Кто чем пользуется?» Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу. Ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:
Маляр пользуется... — кистью. Штукатур пользуется... — мастерком. Электрик пользуется... — отверткой. Сантехник пользуется... — плоскогубцами. Стекольщик пользуется... — стеклорезом.
3.Выучите с ребенком стихотворение:
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Он приходит в старый дом
С кистью, краской и ведром.
4.Предложите ребенку разделить на слоги названия стро¬ительных специальностей: ма-ляр, шту-ка-тур, плот-ник, ка-мен-щик, кро-вель-щик.
5.Прочитайте ребенку стихи из книги В. Степанова «Стро¬ители». Пусть он расскажет, о каких профессиях вы прочитали.
Ателье. Профессии
1. Проведите с ребенком экскурсию в ателье по пошиву одежды; покажите, в каком здании находится ателье, расска¬жите о тех, кто там работает. Пусть ребенок понаблюдает за работой приемщицы, закройщицы.
2.Предложите ребенку рассказать о том, кто работает в ателье, что делает. Например:
— Приемщица оформляет заказы.
— Закройщица принимает заказы и кроит одежду.
— Швея шьет одежду.
3.Можно поиграть с ребенком в игру с мячом «Кто чем пользуется?» Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу; ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:
Закройщица пользуется... — ножницами. Приемщица пользуется... — калькулятором. Швея пользуется... — швейной машинкой.
4.Загадайте ребенку загадку об иголке. Пусть отгадает ее, скажет, кому игла нужна для работы, а потом выучит загадку.
Шагает мастерица
По шелку и по ситцу.
Как мал ее шажок!
Зовется он стежок.
5.Предложите ребенку разделить на слоги следующие слова: нит-ки, ка-туш-ка, и-гол-ка, на-перс-ток, мел.
6.Выразительно прочитайте стихотворение В.Орлова «Портниха», а потом предложите ребенку его выучить.
ПОРТНИХА
Научилась вышивать я
Кур, цыплят и петушков.
А еще для кукол платья Сшила я из лоскутков.
— Молодец, — сказала мама. —
Ты у нас портниха прямо.
Времена года. Ранняя весна
1. Повторите с ребенком задание по теме «Весна» за про¬шлый год. Проговорите все выделенные слова и словосочетания.
2.Предложите ребенку ответить на вопросы:
— Какое время года мы провожаем?
— Мы провожаем зиму.
— Какое время года начинается?
— Начинается весна.
3.Познакомьте ребенка с приметами ранней весны:
•солнышко ярко светит и начинает пригревать;
•тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;
•на крышах появились сосульки;
•дни становятся длиннее, а ночи — короче;
•весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые пере¬летные птицы;
•люди сняли теплую зимнюю одежду.
4.Прочитайте ребенку стихотворение о ранней весне.
Предложите выучить его. Следите за тем, чтобы он правильно произносил все звуки, говорил четко и выразительно.
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет. Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!
5.Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова вес-на, ка-пель, солн-це, кап-ли.
6.Загадайте ребенку загадку о сосульке и предложите объ¬яснить, как ему удалось отгадать ее.
Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и полон весной.
7.Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Снегурочка». Предложите пересказать ее с вашей помощью кому-то из домашних.
Комнатные растения
1.. Побеседуйте о том, зачем нужны комнатные растения, как нужно за ними ухаживать.
2.Привлеките ребенка к уходу за комнатными растениями. Покажите, как вы пересаживаете и подкармливаете их.
3.Выучите с ребенком четверостишие. Следите за произношением и выразительностью.
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за солнечный цветок?
Он зовется Ванька мокрый,
Бальзамин и Огонек.
4.Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова цве-ты, гор-шок, фи-ал-ка, баль-за-мин, бе-го-ни-я.
5.Предложите ребенку рассказать об одном из комнатных растений по образцу:
• Традесканция — комнатное растение. У нее тонкие длин¬ные стебли, сочные зеленые листья и мелкие белые цветы. Она хорошо растет в тени, любит, когда ее опрыскивают.
Пресноводные рыбы
1. Побеседуй об аквариумных рыбах
2. Побеседуйте с ребенком о том, что рыбы живут в разных водоемах: океанах, морях, реках, озерах, прудах.
3. Помогите ребенку запомнить названия пресноводных рыб: щука, сом, окунь, лещ, ерш. Рассмотрите с ним изобра¬жения пресноводных рыб.
4. Предложите ребенку разделить названия рыб на слоги: ерш, сом, лещ, щу-ка.
5. Пусть ребенок покажет на картинке части тела рыбы: туловище, голову, хвост, плавники.
6. Помогите ребенку составить рассказ об одной из рыб по образцу. Например:
• Сом — крупная речная рыба. У него большое туловище, широкая голова, маленькие хвост и плавники. Его тело не покрыто чешуей. Сом — хищная рыба. Он охотится на других рыб, лягушек, птенцов водоплавающих птиц.
7. Выучите с ребенком загадку.
Он лежит на дне речном —
Старый и усатый... (сом).
Родной город
1. Побеседуйте на тему «Родной город»
2. Выучите с ребенком домашний адрес и адрес детского сада, который он посещает.
3. Помогите ребенку запомнить название главного про¬спекта родного города, главной площади, главной реки.
4. Посетите с ребенком исторический центр города, позна¬комьте его с некоторыми достопримечательностями, музеями, театрами; вместе составьте рассказ о вашей экскурсии из трех-четырех предложений по образцу:
• В воскресенье мы с папой и мамой ездили в Петропавлов¬скую крепость. Она стоит на берегу Невы, на Заячьем острове. С этой крепости начался наш город. В крепости есть музей и Петропавловский собор.
5. Подберите и выучите с ребенком стихотворение о родном городе. Следите за произношением и четкостью дикции.
Времена года. Весна
1. Побеседуйте с ребенком еще раз о времени года, которое наступило. Вспомните приметы ранней весны. Подведите ре¬бенка к тому, что весной природа просыпается; обратите его внимание на то, что:
• на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки;
• появилась первая травка;
• расцвели подснежники;
• возвращаются из жарких стран перелетные птицы;
• проснулись насекомые;
• поднялись после зимней спячки дикие животные.
2. Расскажите ребенку о том, что весной люди работают на полях, в садах и огородах, пашут землю, начинают сев, копают землю в огородах и сажают семена овощей, белят и обрезают фруктовые деревья в садах, сеют семена цветов.
3. Предложите ребенку рассказать о том, что происходит в природе весной, чем занимаются люди.
4. Пусть ребенок разделит на слоги слова па-хать, ко-пать, са-жать, се-ять, бе-лить.
5. Объясните ребенку пословицу о весне, а потом предло¬жите выучить ее: «Весенний день весь год кормит».
Космос
1.Побеседуйте с ребенком о том, что 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Помогите ребенку ответить на вопросы:
— Что такое космос?
— Безвоздушное пространство вокруг Земли и других планет.
— Как можно попасть туда?
— На космическом корабле.
— Что люди запускают в космос?
— Ракеты, космические корабли.
— Кто был первым космонавтом?
— Юрий Алексеевич Гагарин.
2. Выучите с ребенком стихотворение «Ракета». Следите за произношением и интонационной выразительностью.
РАКЕТА
Мы построили ракету. Как же трудно было это!
Мы трудились целый вечер,
Раздобыли где-то свечи,
И мотор от кофемолки,
И для флага шарф из шелка.
Все! Достроили! Ура! Входит мама: «Спать пора!
Ночью дети подрастают,
Без ракет во сне летают».
3.Пусть ребенок разделит на слоги следующие слова: кос¬мос, ра-ке-та, кос-мо-навт, Зем-ля, пла-не-та.
4.Предложите ребенку сначала отгадать, а потом выучить загадку.
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд. Наш народ построил эту Межпланетную... (ракету).
5.Потренируйте ребенка в образовании однокоренных слов от слова космос. Поиграйте в игру с мячом «Одна семейка». Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам. В конце игры обратите внимание ребенка на то, как похожи слова космос, космонавт, космический.
— Как называется пространство вокруг земли? — Кос¬мос.
— Как называют человека, который летает в космос? — Космонавт.
— Какой корабль летает в космос? — Космический.
Откуда хлеб пришел
1. Побеседуйте с ребенком о том, как растят хлеб. Пусть он вспомнит, что ему рассказывали об этом в детском саду. • Люди пашут землю, боронят пашню, сеют зерно, ухажи¬вают за всходами, убирают урожай, везут зерно на элеватор, хранят его там, потом мелют зерно на мельнице, де¬лают из муки тесто, пекут хлеб.
2.Выучите с ребенком четверостишие Я. Акима:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.
3.Пусть ребенок разделит на слоги слова хлеб, по-ле, зер¬но, ко-лос, у-ро-жай, мель-ни-ца, тес-то.
4.Потренируйте ребенка в образовании однокоренных слов от слова хлеб. Поиграйте в игру с мячом «Одна семейка». Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам. В конце игры обратите внимание ребенка на то, как похожи слова хлеб, хлебороб, хлебный, хлебница.
Что люди пекут из ржаной муки? — Хлеб.
Как называют человека, который растит хлеб? — Хлебороб.
На каком поле растет хлеб? — На хлебном.
Как называется емкость для хранения хлеба? — Хлеб¬ница.
5. Помогите ребенку отгадать и запомнить загадки.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(Колос)
Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня.
(Тесто)
6.Выразительно прочитайте ребенку русскую народную потешку, выучите ее и используйте как пальчиковую гимнастику.
КАША
Каша в поле росла, Поднять руки вверх, пошевелить пальчиками.
К нам в тарелку пришла. «Пошагать» пальчиками по столу. Всех друзей угостим, Помешать указательным пальцем По тарелке дадим. левой руки в правой ладошке.
Птичке- невеличке, Загибать пальчики на обеих руках, Зайцу и лисичке, начиная с больших, при назывании каждого друга.
Кошке и матрешке - Всем дадим по ложке. Разжать пальчики на обеих руках.
Профессии. Почта
1.Повторите задание «Профессии. Почтальон» за про¬шлый год.
2.Помогите ребенку ответить на вопросы:
— Кто работает на почте?
— На почте работает почтальон.
— Что делает почтальон?
— Почтальон разносит письма, газеты, журналы.
— Откуда люди достают газеты, письма?
— Люди достают газеты, письма из почтового ящика.
3.Предложите ребенку разделить на слоги слова поч-та, поч-таль-он, пись-мо, жур-нал, га-зе-та.
4.Потренируйте ребенка в образовании однокоренных слов от слова почта. Поиграйте в игру с мячом «Одна семей¬ка». Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам. В конце игры обратите внимание ребенка на то, как похожи слова почта, почтальон, почтовый.
— Как называется место, откуда можно отправить письмо, посылку, бандероль?
— Почта.
— Как называют человека, который разносит письма, га¬зеты, извещения на посылки?
— Почтальон. В какой ящик опускают письма?
— В почтовый.
5. Прочитайте ребенку стихотворение С.Маршака «Поч¬та», выучите отрывок из него, поработайте над звукопроизношением и выразительностью.
Правила дорожного движения
1.Повторите с ребенком известные ему правила дорожного движения. Пусть он расскажет о том, как нужно вести себя на улице и в общественном транспорте.
• Люди могут ходить только по тротуарам, а не по проезжей части. Играть и бегать на тротуарах и вблизи проезжей части нельзя. Улицу можно переходить только по переходу, на зеленый свет светофора, держа взрослого за руку. В транспорте нельзя шуметь и толкаться. Пожилым людям нужно уступать место.
2. Выучите с ребенком стихотворение. Следите за произношением. Обратите внимание ребенка на то, что интонация в первом предложении должна быть вопросительной.
Что за белые полоски
На углу, у перекрестка?
Знает каждый пешеход:
Это «зебра» — переход.
3.Помогите ребенку нарисовать светофор или сделать апп¬ликацию светофора. Пусть он расскажет вам, что означает каждый цвет светофора.
4.Пусть ребенок разделит на слоги слова до-ро-га, пе-ре-ход, пе-ше-ход, све-то-фор.
5.Отгадайте и выучите с ребенком загадку.
Встало с краю улицы
В черном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
(Светофор)
Насекомые
1.Побеседуйте о насекомых.
2.Во время загородной прогулки понаблюдайте вместе с ребенком за насекомыми. Предложите рассказать о некоторых из них по данному вами образцу.
• Это насекомое — бабочка. Она красивая, яркая, разно¬цветная. У нее есть тело, головка, лапки, крылья. На го¬лове у нее глазки и усики. Бабочка порхает над цветами и собирает сладкий цветочный нектар.
3.Пусть ребенок разделит на слоги слова жук, шмель, му-ха, ко-мар, ба-боч-ка, стре-ко-за, гу-се-ни-ца.
4.Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числи¬тельным два. Ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с этим же существительным и числительным пять и возвра¬щает мяч вам. Например:
Два жука. — Пять жуков.
Две бабочки. — Пять бабочек.
Два муравья. — Пять муравьев.
Две гусеницы. — Пять гусениц.
5.Отгадайте и выучите с ребенком загадки.
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а нектар собирает.
(Бабочка)
Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
(Жук)
Божья коровушка,
Полети на облышко.
Принеси нам с неба,
Чтобы были летом
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
В поле пшеница.
5.Выучите с ребенком русскую народную потешку и используйте ее как пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики. Сложить ладони накрест и ритмично взмахивать ими.
Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название.
Времена года. Лето
1.Повторите задание «Времена года. Лето» за прошлый год. Повторите выделенные слова и словосочетания. Предложите ребенку дать полные ответы на вопросы:
— Какое время года наступило?
— Наступило лето.
— Что делают дети летом?
— Летом дети купаются, загорают, ходят в лес за ягодами.
2.Во время прогулки вместе с ребенком понаблюдайте за изменениями, происходящими в природе с приходом лета.
3.Выучите с ребенком приметы лета:
• лето — самое теплое время года, потому что солнце летом яркое и жаркое;
• летом дуют теплые ветры и идут теплые дожди;
• дни летом длинные, а ночи — короткие;
• летом люди легко одеваются;
• летом дети много гуляют, отдыхают за городом, ездят на море, купаются и загорают.
4.Прочитайте ребенку пословицу о лете. Пусть попробует объяснить, как понимает ее.
«Летний день год кормит».
5.Предложите ребенку сначала отгадать, а потом и выучить загадки. Это будет способствовать развитию и памяти, и речи, и словаря вашего ребенка.
В чистом небе солнце светит ярко, Можно искупаться: очень жарко. Нравится мне время года это. Угадали? Ну конечно... (Лето).
Прозрачные круглые льдинки Засыпали в парке тропинки. На дождь и на снег не похожи, Но тоже из туч. Это что же? (Град).
6.Выучите с ребенком стихотворение. Покажите, как выразительно его можно прочитать.
ЛЕТО В ГОРОДЕ
Вот жара! Вот солнцепек!
От жары асфальт потек. На улице прохожие
Спасаются мороженым.
В лужах плещутся скворцы,
А мальчишки-сорванцы
Под струю фонтана встали,
И прогонишь их едва ли!
Полевые цветы
1. Выясните, помнит ли ребенок, что полевые цветы вырастают сами, их не растит человек.
2.Во время прогулки рассмотрите с ребенком цветы, ко¬торые растут в лесу, на лугу, на берегу реки. Пусть он попро¬бует составить описательный рассказ о любом полюбившемся цветке по образцу.
• Это ромашка. Ромашка — полевой цветок. Она растет на лугу, на опушке леса, на солнечной лесной полянке. У ро¬машки прочный стебель, длинные листочки и очень кра¬сивый цветок. У цветка желтая серединка и много белых лепестков.
3.Пусть ребенок разделит на слоги следующие слова: цве-ты, каш-ка, лютик, кле-вер, ро-маш-ка, ва-си-лек, не-за-буд-ка, ко-ло-коль-чик.
4.Предложите ребенку отгадать загадку, а потом выучить ее.
Ах, звоночки — синий цвет! С язычком, а звону нет.
(Колокольчик)
5.Потренируйте ребенка в образовании однокоренных слов от слова цветок. Поиграйте в игру с мячом «Одна семейка». Вы бросаете ребенку мяч и задаете вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам. Например:
— Что появляется из бутона?
— Цветок.
— Что делает цветок?
— Расцветает.
— Каким называют луг, на котором много цветов?
— Цветистым.
В конце игры обратите внимание ребенка на то, как по¬хожи слова цветок, расцветать, цветистый.
6. Выучите с ребенком потешку «Мышиный горошек»; поработайте над выразительностью речи, покажите, что интонация должна быть шутливой. Эта потешка позволит познакомить ребенка с еще одним полевым растением.
— В траве у дорожки мышиный горошек. Мышиный горошек такой нехороший! Опутал лягушке и лапки, и брюшко. Сидит и задумчиво смотрит лягушка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила выполнения домашних логопедических заданий.
Рекомендации для родителей....
Домашние логопедические задания (гласные звуки и буквы)
Предлагается материал, который может быть использован для домашних заданий при знакомстве с гласными звуками и буквами (а, у, о, и, ы, э)...
Консультация для родителей на тему: "Зачем нужны домашние логопедические задания"
Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок и так занимается с логопедом?» Нужно помнить, что нарушения речи отражаются на пс...
Организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий.
Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания.Результативность логопедической помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении ре...
Домашние логопедические задания для детей старшей группы.
Логопедические домашние задания - это различные виды заданий, направленные на закрепление полученных умений, навыков и знаний в домашних условиях. Задания позволяют родителям понять на каком уровне на...
Домашние логопедические задания для детей 5-6 лет по теме "Космос"
Предлагаю родителям развить у ребёнка 5-6 лет словарный запас, грамматические категории и связную речь по увлекательной космической теме. Выполняйте вместе с ребёнком интересные игры и игровые задания...
Домашние логопедические задания для детей 5-6 лет по теме "Жители водоёмов"
Предлагаю родителям развить у ребёнка 5-6 лет словарный запас, фонематическое восприятие и связную речь по увлекательной теме "Водные жители". Выполняйте вместе с ребёнком интересные игры и ...