Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи
учебно-методический материал по логопедии
Предлагаю вашему вниманию варианты игр для развития фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.
- Работа на неречевом материале.
Название игры | Оборудование | Описание игры | Примечание |
«Колокольчик» | Коврики (листы бумаги, обручи), колокольчик, маска зайки или лягушки, игрушечная морковка или пчелка (муха, комарик). | Ребенок должен прыгнуть на коврик, как только прозвучит колокольчик. Если звонка нет, ребенок стоит на месте. Задача ребенка: прыгнуть на каждый коврик и найти морковку (комарика). | |
«Спаси жука» | Спичечные коробки 10 шт, фигурки жучков – 5 шт. | Спрятать жучков в коробки. Ребенок трясет коробки, определяет, есть ли там жук и спасает его коробки. | |
«Кому звонят?» | Беспроводной дверной звонок (старый телефон, на который можно звонить), 2 одинаковые коробочки, 2 фигурки человечков или героев из мультфильма. | Телефон спрятать в одну из коробочек, коробки расположить в разных концах комнаты. Возле каждой коробки поставить героя. Ребенок встает между коробок, взрослый звонит на старый телефон, а ребенок должен на слух определить, из какой коробки раздается звонок, какому герою звонит взрослый. | |
«Что шумит?» | Баночки с разными наполнителями из круп. | В пустые одинаковые непрозрачные баночки, например, из-под витаминов, поместить немного разных круп (фасоль, рис, манку). Подготовить по 2 баночки с каждым наполнителем. Познакомить ребенка со звуком из каждой банки, рассмотреть с ним содержимое. Затем логопед трясет одну из баночек, а ребенок должен по звуку баночку с таким же наполнителем. | |
«Тут или там?» | 2 старых телефона (на которые можно позвонить) или 2 беспроводных дверных звонка. | Один из звучащих предметов отнести в соседнюю комнату. Ребенок должен определить, где звучит телефон или звонок: тут или там (в другой комнате). | Если ребенок угадал, порадуйте его игрой с мыльными пузырями или дайте позвонить в звонок. |
«Медведь и медвежонок» | Большой и маленький игрушечные медведи. | Топать громко и тихо по инструкции взрослого. Потом ребенок отворачивается, взрослый топает тихо или громко. Ребенок угадывает, топал медведь или медвежонок. | Если ребенок угадал, медведи угощают ребенка конфетой или дарят фишку. |
Ритм «улитки» и «зайчишки» | Заготовки для звуковых дорожек. | Ребенок должен воспроизвести равномерный ритм со зрительной опорой: улитка (удар и «тянем» его по дорожке движением руки) – заяц (короткий удар) – заяц (короткий удар). X X X X X X Ритмический рисунок можно менять, предлагать ребенку угадать по зрительной опоре ритм и воспроизвести его. Затем задания выполняются без зрительной опоры | Ритмический рисунок может быть разным по громкости – тихости. |
«Долго ли, коротко ли» | Короткие (очень) и длинные шнурки или ленты, маракасы или другой музыкальный инструмент. | На полу разложить длинный и рядом короткий шнурок. Логопед идет по одному из шнурков и все время, пока идет по шнурку, гремит маракасами. Потом объясняет, что на длинной дорожке звук долгий, а на короткой дорожке короткий звук. Затем ребенок по просьбе логопеда проходит то по длинной, то по короткой дорожке, каждый раз гремя маракасами, и сам называет, длинная или короткая была песенка маракаса. Далее ребенок отворачивается, а логопед издает длинные и короткие звуки, ребенок угадывает по длинной или короткой дорожке гулял инструмент. | |
«Кто в телеге?» | Игрушечная лошадка с телегой, фигурки домашних животных и птиц, платок, запись голосов этих животных. | Логопед незаметно для ребенка кладет в телегу фигурку животного, накрывает платком и включает запись голоса данного животного. Ребенок угадывает, кто находится в телеге. |
- Работа на речевом материале
«Мама, папа, я – дружная семья» | Диктофон с записью голосов родителей (пусть все называют имя ребенка), фотографии родителей, нарисованный домик с окошками по числу фотографий. | Ребенок должен узнать, чей голос прозвучал в записи. Если узнал – вклеивает фотографию в окошко. Задача ребенка «заселить» в дом всю семью. | |
«Бабка за дедкой» | Фотографии родителей, близких родственников, с которыми ребенок часто общается (бабушки, дедушки), запись голосов этих родственников (со словом «Привет» или «здравствуйте», нарисованный домик с пронумерованными окошками | Логопед включает подряд две записи. Ребенок должен установить последовательность, кто первый поздоровался, кто второй и вставить фотографию родственников в окошки с подходящими порядковыми номерами. | |
«Угадай-ка» | Запись голосов разных животных и запись человеческого голоса со звукоподражанием (например, «КВА»). | Логопед дает прослушать записи ребенку и задает вопрос: «Кто это сказал?». Ребенок должен узнать среди голосов животных голос человека. | Если ребенок справился с заданием, порадуйте его чем- то приятным: дайте надеть ободок с ушками, вручите фишку и т.д. |
«Три медведя» | Игрушки по сказке «Три медведя». | Ребенок отворачивается от логопеда. Логопед берет в руки медведя и произносит фразу из сказки низким голосом. Ребенок называет героя и поворачивается. Если ребенок угадал, логопед отдает ребенку игрушку. Продолжать пока ребенок не соберет всех героев. Дальше ребенок сам подражает голосам героев. | |
«Ступеньки» | Построенная из конструктора лестница, игрушка- человечек. | Логопед передвигает человечка по ступенькам и поет гласные, повышая высоту голоса на каждой ступеньке. Поясняет, что голосок у человечка становится все тоньше и тоньше. Дальше ребенок сам перемещает человечка вверх и поет, повышая высоту голоса. | |
«Растущие звуки» | Изображения гласных букв или их зрительных символов. | Ребенок садится на корточки, поднимает руки вверх и медленно встает, произнося демонстрируемый логопедом звук, повышая силу и высоту голоса: аааа. А потом обратно медленно садится, опуская руки и произнося: аааа. | |
«Кто спросил?» | Игрушки героев сказки «Три медведя». | Логопед произносит фразу «Стул сломан» голосом медведицы и фразу «Стул сломан?» голосом медведя. Ребенок должен угадать, кто задал вопрос. Логопед объясняет, что в вопросе голос «растет» вверх. Игру повторяют несколько раз. Ребенок и логопед меняются ролями. | |
«Ну-ка, звуки, стройтесь в ряд!» | Карточки с гласными буквами или символами гласных звуков, шнурок, прищепки по количеству карточек. | Логопед называет звуки, ребенок подбирает подходящий символ, называет его и вешает с помощью прищепки на шнурок. Звуки сначала произносить по одному, затем серийно. Ребенок должен сохранить правильную последовательность при повторении. |
|
«Помоги большому Уху» | Картинка с изображением героя из мультфильма «Большой Ух», сюжетные картинки, подобранные к фразам. | Логопед предлагает ребенку помочь расслышать Большому Уху, что происходит на картинке, выбрав правильное слово во фразе. | Примерные фразы: Девочка сок ПЬЕТ или БЬЕТ? Папа конфету ДАЕТ или ПОЕТ? Мама малыша в коляске КАТАЕТ или КОПАЕТ? Волк в лесу ВОЕТ или МОЕТ? Затем можно поиграть в подобную игру, но без сюжетных картинок. |
«Длинное – короткое» | Короткая и длинная звуковые дорожки, предметные картинки на односложные и многосложные слова, погремушка с тихим звучанием. | Логопед называет предметные картинки и в момент произнесения слова тихонько гремит погремушкой. Ребенок определяет, было длинное или короткое звучание погремушки. Логопед резюмирует, что длинное звучание погремушки – длинное слово. И предлагает выбрать соответствующую звуковую дорожку. Логопед и ребенок вместе произносят это слово, а ребенок пальчиком ведет по дорожке. | Далее можно определять длину слова без погремушки, а только по звуковым дорожкам. А потом и без них. |
«Рифмоплет» | Игрушка Незнайка, парные по рифме предметные картинки. | Ребенка просят помочь Незнайке придумать стишок, подобрав подходящее слово по смыслу из двух рифмующихся с помощью парных картинок. | Примерные рифмовки: Хулиганам не до шутки, если Рекс с собачьей (будке, дудке). На полянке обезьяны начинают есть (бананы, диваны). |
«Крестики» | Слого-ритмические схемы под двусложные слова с ударением на первый и второй слог: X-x, x-X. | Ребенку объясняют, что большой крестик – сильный хлопок, маленький – легкий хлопок. Сначала выбирается одна схема. Ребенок тренируется просто хлопать по схеме (лучше прям на нарисованные на бумаге крестики хлопать ладошкой), затем, проговаривая слова по картинкам, подходящим под эту схему. Далее так же играть со второй схемой. Затем ребенок определяет схему под каждое слово самостоятельно. | |
«Закончи слово» | Предметные картинки. | Логопед произносит начало слова, ребенок должен закончить его и произнести слово целиком и найти нужную картинку. | |
«Ушки на макушке» | Ободок с ушками, кнопка со звонком, предметные картинки. | Логопед выкладывает картинку и называет ее, ошибаясь в произнесении. Как только логопед правильно называет картинку, ребенок нажимает на кнопку и забирает картинку себе. | Варианты произнесения слова «медведи»: медмеди, ведмеди, неднеди, невмеди, меднеди. |
«Ушки на макушке» Различаем слоги» | Кнопка со звонком, ободок с ушками. | Задача ребенка слушать, как логопед произносит одинаковые слоги, как только логопед произнесет другой слог, ребенок должен нажать кнопку. | Примеры слоговых цепочек: та-та-та-да, ту-ту-ту-та, ко-ко-ко-ги. Аналогично дифференцировать слоги по разным звуковым признакам. |
Список использованной литературы:
- Молчанова Е.Г. 300 игр для развития слухового внимания. – Ростов н/Д., 2019.
- Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. – М.: Эксмо, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.
Материал может быть использован как для практической работы, так и для консультирования родителей....
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи. Для оптимизации кор...
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи
В дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологийв развитии фонематических процессовстарших дошкольников с нарушениями речи»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
рекомендации родителям и учителям-логопедам...
Тема: «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи».
Консультация для воспитателей ДОУ от учителя - логопеда на тему : " Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи"....