Методическая разработка "Шапочки для пальчиков"
методическая разработка по логопедии
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые, были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
При работе с детьми с ОНР лэпбук выполняют ещё и функцию развития речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_shapochki.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1
города Славянска-на-Кубани
муниципального образования славянский район
Методическая разработка
дидактическая игра «Шапочки для пальчиков»
выполнила:
учитель-логопед Н.О. Бурая
2022г.
Пояснительная записка
Пальчиковые игры в раннем возрасте положительно влияют на развитие головного мозга. Развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитии речи ребенка, умственных способностях, расширении кругозора и фантазии. В своей работе я активно использую пальчиковую гимнастику и пальчиковые игрушки.
«Шапочки и шарфики» - одно из тактильных дидактических пособий, которое я сделала своими руками. Миниатюрные шапочки и шарфики надеваются на пальчик. Мягкие игрушки помогают работать каждому пальчику, укрепляют кисть, улучшают работу памяти, воображения и речевого аппарата.
В раннем детском возрасте особенно важен тактильный контакт. Маленькие мягкие игрушки вызывают у малышей новые ощущения. Игрушки дают возможность маленьким детям получать основные знания о цветах, формах, размерах и других физических характеристиках предметов.
Общее описание
Дидактическая игра разработана для детей дошкольного возраста. Пособие может использоваться как индивидуально, так и подгруппой детей, самостоятельно или совместно со взрослым. Так как интерес детей требует постоянно новых знаний, событий, поэтому пособие не статично, оно предполагает своё развитие. Содержание дидактического материала можно пополнять и усложнять. Дидактическая игра представлена вязаными шапочками и шарфиками разных цветов связанных спицами из пряжи, а также в виде бумажных шапочек на липучках. Задания к игре представлены в виде карточек.
Цель: активизация речи, развитие памяти, мышления, внимания и сенсорных способностей, способствует расширению активного словаря, цветовосприятия, воображения и творчесĸих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи:
- Развитие звукопроизношения;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие артикуляционного аппарата;
- Развитие тактильных способностей;
- Развитие сенсорных способностей;
- Обучение счету.
Наполняемость игры.
Дидактическая игра представлена вязаными шапочками и шарфиками разных цветов связанных спицами из пряжи, а также в виде бумажных шапочек на липучках. Задания к игре представлены в виде карточек.
Как играть
• Предложите ребёнку выбрать карточку с изображением руки и надеть на свои пальчики (или пальчики ребенка) указанные на рисунке шапочки.
Обязательно обращайте внимание на то, какая рука изображена, проговаривайте вместе с маленьким учеником:
«Надеваем жёлтую шапочку на большой палец левой руки» и т. д.
• Выложите перед ребёнком несколько шапочек, дайте время на запоминание. После этого он закрывает глаза, а вы в это время что-то меняете в комбинации: убираете одну из шапок или заменяете её на другую. Когда ребёнок откроет глаза, он должен определить, что изменилось.
Надевайте шапочки и шарфики на пальчики
Предложите ребёнку надеть на свои пальчики шапочки и шарфики. Можно усложнить задание и надеть их так же, как у педагога (или на заранее подготовленной карточке).
Обязательно обращайте внимание на то, какого цвета шапочка и шарфик, пытайтесь проговаривать вместе с малышом: «Надеваем жёлтую шапочку на палец» и т. д.
Тренируйте память
Выложите перед ребёнком несколько шапочек (или шарфиков, дайте время на запоминание. После этого он закрывает глаза, а вы в это время что-то меняете в комбинации: убираете одну из шапок или заменяете её на другую. Когда ребёнок откроет глаза, он должен определить, что изменилось.
Развивайте воображение
Найдите игрушки, которым будут впору эти миниатюрные шапочки и шарфики. Пофантазируйте: маленький мишутка замёрз, и теперь ему срочно нужна синяя шапочка, чтобы не заболеть. Не оставлять же его в беде! Учите цвета и прививайте заботу.
Подберите шапочку, и шарфик по цвету
Предложите ребёнку подобрать шапочку к шарфику одного цвета. Изучайте и повторяйте цвета.
Собери ряд
Предложите ребенку собрать ряд из шапочек на липучках, используя карточки задания.
Собери шапочки по цветам
Предложите ребенку выполнить задание выложить шапочки на липучках на шаблоны рук согласно карточке-заданию
Пособие (или его элементы) могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях.
Игры и упражнения для детей 2-3 лет.
1. Упражнение «Пальчиковая гимнастика» с использованием потешек, стихов.
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Упражнение «Цветные шапочки».
Цель: развитие мелкой моторики и формирование сенсорных эталонов (умение различать и называть цвета).
Игры и упражнения для детей 3-4 лет.
1. Упражнение «Пальчиковая гимнастика».
Цель: развитие мелкой моторики и чувства ритма.
2. Упражнение «Шапочки здороваются».
Цель: развитие мелкой моторики.
3. Игра «Превращение».
Цель: развитие мимической мускулатуры.
4. Игра «Пальчиковые сказки».
Цель: развитие мелкой моторики; активизация мимики; развитие воображения и творческих способностей.
5. Упражнение «Песенка про Пальчики».
Цель: развитие артикуляционной моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал "Рисование пальчиками"
Значение развития художественных качеств для детей младшего дошкольного возраста. Формы изодеятельности. Методы и приемы рисования....
Методическая разработка "Развиваем пальчики,развиваем речь"
Пальчиковые игры...
Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики
Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....
Методическая разработка «Тренируем пальчики - развиваем графомоторные навыки»
Развитие графомоторных навыков у детей старшей группы...
Методическая разработка "Готовим пальчики к письму. Самые эффективные "помощники" в успешном освоении письма".
Игры на развитие тактильного восприятияТренируют чувствительность пальцев рук, помогая им научиться определять такие качества предметов, как твёрдость и мягкость, форма и вес, температура и текстура. ...
авторское методическое пособие "Путешествие пальчиков"
Методическое пособие разработано с целью развития мелкой моторики рук с детьми с ОВЗ...
Методическое пособие«Ловкие пальчики»
Методическое пособие...