« Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова».
материал по логопедии (старшая группа)
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми, имеющими системные нарушения речи, и это является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у детей в дальнейшем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_po_formirovaniyu_slogovoy_struktury_slova.docx | 157.69 КБ |
Предварительный просмотр:
« Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова».
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.
Задачи:
1.Использовать в работе учителя-логопеда и воспитателя по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.
2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.
3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
4.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию.
Оборудование: магнитная доска, магниты, картинки с предметами, проектор, интерактивная доска, ноутбук, интерактивные игры.
Раздаточный материал: листы бумаги, на которых написано слово – «здоровье»; игры: «гусеница», «пчелка», «путешествие на воздушном шаре», «собери слово», «слоги и слова», «собери бусы», «посчитай-ка»; бумажные облака с вопросами для педагогов.
Ход мастер – класса.
1. Организационный момент.
- Я должна вам сообщить тему нашего мастер - класса, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её.
- Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:
АВТОБУС - «татобу»
ПОМИДОР - «мидор»
КАСТРЮЛЯ - «кастуля»
ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»
КЛУБНИКА - «лубика»
ТАРЕЛКА - «талерка»
- Может быть, вы догадались, что это за слова?
-Что случилось со словами? (нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)
-Да, нарушалась в целом слоговая структура.
Объявление темы мастер-класса «Игры и упражнения по формирова-нию слоговой структуры слова»
3.Теоретическая часть.
Теоретический аспект «Что такое нарушение слоговой структуры слова?».
Первые слова, которые начинает произносить ребенок, очень просты по своему звуковому и слоговому составу, ребенок начинает воспроизводить слоги, слова в порядке сравнительной силы. Так, сначала из всего слова передается только ударный слог, затем -первый предударный слог и, наконец, слабые безударные слоги.
Точное воспроизведение слогового ряда, к сожалению, не всегда удается ребенку. Этот дефект произношения называется «Нарушение слоговой структуры слова». Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей слоговой структуре словах.
Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, которое, в свою очередь, по мнению специалистов, свидетельствует об общем недоразвитии речи.
А если нарушается слоговая структура слова, то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.
- Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?
-Конечно, коррекцией нарушений слоговой структуры слова необходимо заниматься под контролем специалиста. Коррекция осуществляется по нескольким направлениям:
- уточнение и закрепление значения слов;
- использование слуховой, зрительной и кинестетической функции;
- начинать работать с правильно произносимых звуков.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми, имеющими системные нарушения речи, и это является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у детей в школьном возрасте.
Как же выявить трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости?
- можно повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных
звуков (па-ту-ко) ряды слогов, состоящих из разных согласных, но
одинаковых гласных звуков (па-та-ка-ма); из разных гласных, но
одинаковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и
согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па-па, па-па-па).
- отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет детям даётся задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам. При этом виды работ должны варьироваться:
-назвать предметные картинки;
-повторить слова(слоги) за логопедом;
-ответить на вопросы (Где подстригают волосы?)
Построить коррекционную работу можно в два этапа:
– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка (мы об этом говорили ранее);
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.
Практическая часть.
- Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.
Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков:
Игра «Гусеница»
Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).
Игра «Пчелка»
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги.
Ход игры: предлагаю детям наглядный материал (картинки), выложенные по порядку на доске, в каждом слове нужно определить количество слогов и, перелетая с цветка на цветок игрушкой – пчелкой спросить ребенка на цветке какого цвета сидит пчелка (каждому слогу соответствует один цветок).
Так же можно произносит слова на слух, определяя количество слогов в слове, перемещая игрушку-пчелку по цветкам.
Игра «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.
Упражнения на уровне слова:
Игра с мячом
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра «Собери слово»
Цель: упражнять детей в составлении слов из слогов, формировать навык слогового и фонематического анализа слов, закреплять правильное произношение слов с разной слоговой структурой, овладевать чтением слогов и слов различного слогового состава, развивать произвольное внимание, закрепление лексических тем «домашние животные», «дикие животные», «фрукты».
Ход игры: детям предлагается выложить слово под картинкой, где находиться один из слогов, остальные слоги нужно правильно расставить и прочитать это слово, затем сделать звуковой анализ слова.
Игра «Слоги и слова»
Цель игры: закреплять умение делить слова на слоги, запоминая их последовательность, упражнять в правильном произношении звуков в словах, овладевать чтением слов и слогов различного слогового состава, запоминать некоторые грамматические нормы русского языка, развивать произвольное внимание, мелкую моторику рук.
Ход игры: детям предлагается собрать пазл, который состоит из картинки, слова и слогов данного слова (можно начинать собирать пазл с картинки, слова или слогов данного слова). Задание усложняется, нужно к каждому слогу подобрать картинку, начинающуюся на данный слог.
Игра «Собери бусы»
Цель: упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова из различных слогов, формировать навык слогового анализа слов, упражнять навыки чтения слов и слогов, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: разделить детей на команды и предлагается им собрать слова из слогов, которые написаны на различных фигурах, затем нанизать их на веревочку, чтобы получились «бусы». Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно соберет слова. Вопросы, – какие слова вы подобрали, сколько их, какие слова у вас получились одинаковые, а какие разные?
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Игра с мячом «Передай дальше»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова .
Игра «Назови правильное слово»
Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки). Например, при изучении темы «Звук «С», детям предлагается узнать слова и расставить слоги по порядку: мо-са-лёт, ба-са-ка, ле-ко-со и т.д. Эту же игру можно использовать и при изучении лексических тем, таких, как «Фрукты»(пель-а-син, ва-сли и.т.д.), «Сад-огород» (Игра «Семена каких овощей и фруктов перепутались»:
Показал садовод.
Нам такой огород.
Где на грядках, засеянных густо.
Огурбузы росли.
Помидыни росли.
Редисвёкла, чеслук и репуста.
Придумайте сами несколько таких необычных слов.
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: Кот, кошка, котёнок. Лис, лиса, лисёнок. Дом, домик, домище.
Гном, гномы, гномики. Лист, листик, листики. и т.д.
Упражнение «Найди самое длинное слово и самое короткое слово»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки, червяк и гусеница.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Например, как вариант, при изучении лексической темы «Перелётные птицы», детям гораздо легче запомнить и произнести их название, если они отхлопают названия птиц и узнают, у какой птицы самое короткое название, у какой самое длинное (Соответственно: грач, ласточка, кукушка, соловей).
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Упражнение «Какое слово отличается»
Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
Упражнение «Назови одинаковый слог»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог (обычно, это последний слог для автоматизации одного звука или дифференциации звуков).
Например: ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
СА: ли-са, ко-са, ро-са; бу-сы, ко-сы, воло-сы, подно-сы и т. д.
КА-ша, Па-ша, ко-жа, госпо-жа, Ми-ша, лу-жа и т.д.
Игра «Какое слово получилось?»
Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.
Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен
Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.
Упражнение «Назови слово правильно»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.
Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт
Игра «Слоговые кубики»
Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.
Игра «Цепочка слов»
Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.
Игра «Логокуб»
Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.
Игра «Поезд»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.
Игра «Пирамида»
Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.
Упражнение «Собери слово»
Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.
Упражнение «Подбери слово»
Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.
Игра «Наведём порядок»
Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.
Игра «Кто больше»
Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.
Игра «Ребусы» (интерактивная)
Цель игры: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги, развивать интерес к интерактивным играм.
Ход игры: детям предлагается отгадать ребусы и сделать слоговой анализ отгаданных слов.
Игра «Дикие и домашние животные» (интерактивная)
Цель игры: закрепить лексические темы «дикие животные» и «домашние животные», активизировать словарный запас по этим темам, закреплять слоговой анализ слова, продолжать развивать интерес к интерактивным играм.
Ход игры: предлагаю детям «убрать» диких животных от домашних животных так, в слове, у которых имеется один слог, затем – два слога и т.д.
Игра «Что лишнее?» (интерактивная)
Цель игры: упражнять детей в умении классифицировать предметы по общему признаку, закреплять лексические темы, расширять и активизировать словарный запас, закреплять умение делить слова на слоги.
Ход игры: предлагаю детям « убрать» лишний предмет, объяснить почему? Затем назвать слова и дать слоговой анализ данного слова.
Таким образом, упражнения подбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов ведётся длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому можно достичь значительных результатов по формированию слоговой структуры слова у детей.
5.Рефлексия.
Воспитатели делятся своими впечатлениями мастер – класса (вопросы записаны на бумажных облаках).
1. Что я сегодня узнала нового?
2. Что для меня было интересно?
3. Я приобрела…
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Что меня удивило?
7. Что я возьму для своей работы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников
Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников...
«Логопедические игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова».
Существует определенная зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенк...
Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот ...
Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова
Игры и упражнения...
Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова
В помощь родителям...
Презентация "Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова"
Презентация для занятий с детьми...
Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова
Практика логопедической работы показывает,.что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой стр...