Акватерапия на логопедических занятиях
статья по логопедии
Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvaterapiya_ispolzovanie_na_urokah_logo-korrektsionnyh_zanyatiyah.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Акватерапия
Использование на логопедических занятиях нетрадионных методов
Акватерапия в лого-коррекционной работе
Проблема развития ребенка, имеющих различные речевые отклонения, требует пристального внимания и терпения. Подбирая направления работы с такими детьми, хочется разнообразить занятие, а главное заинтересовать ребёнка, чтобы общение с логопедом были в радость и несли положительный результат в работе.
Работая с детьми, имеющих проблемы в речевой и эмоционально – волевой сфере, я стала применять в своей практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию. Мы знаем, что вода в жизни человека играет огромную роль. Вода начало всех начал. Используя на занятиях игры с водой, дети получают положительный эмоциональный комфорт, удовольствие и спокойствие, что очень хорошо влияет на их сознание, и соответственно они с удовольствием посещают занятия с логопедом.
Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.
Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.
Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие цели:
1. Стабилизация эмоционального фона.
2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.
3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.
4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.
5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.
6. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.
На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используем следующие варианты игр:
• игры в объемном пространстве (аквариум);
• игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий сосуд и т. п.);
• игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к стенке аквариума для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;
• игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).
Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста и поэтому данную методику хорошо использовать и при адаптации детей к детскому саду.
Игры можно брать следующие:
«Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть;
«Вылови игрушку» - ситечком выловить из воды;
«Плавает – тонет» - определение плавучести предметов;
«Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;
«Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;
«Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого;
«Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.
«Выжми губку» - набирают губкой воду и сильно её отжимают
Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.
Метод акватерапии можно проводить как утреннее, так и в вечернее время, использовать как часть непосредственно образовательной деятельности, а также и в свободное время. Очень рекомендуем проводить такие занятия с детьми дома вместе.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.
Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения. Игры с водой используются и проводятся нами в качестве дополнительного инновационного педагогического приема.
Какова же цель акватерапии:
-способствовать развитию речи;
-способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию;
-развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук;
-стабилизировать психо-эмоциональное состояние ребенка;
Дети с удовольствием играют с водой, т.к. это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще. Но прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой.
На занятиях проводится мини инструктаж :
– нельзя намеренно выливать воду на пол;
– нельзя брызгаться водой;
– после игры, необходимо вытереть руки насухо.
Игры с водой:
«Найди заданный звук в слове»
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры:
говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист и т.д.
«Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии)
Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.
Ход игры:
бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.
«Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте)
Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.
Ход игры:
закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?
«Собери бусы» (развитие мелкой моторики)
Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки. Ход игры:
собери в воде бусы.
«Выложи букву»
Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые фартуки.
Ход игры:
выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.
«Выложи слово»
Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые.
Ход игры:
выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.
«Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных)
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры:
достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.
«Расширяем словарный запас»
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры:
достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
«Рыбка» (ориентировка в пространстве)
Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки, заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве), непромокаемые фартуки.
Ход игры:
просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх, 1 клетку влево и т.д.
«Жемчужины»
Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки,непромокаемые фартуки.
Ход игры:
Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.
«Марблс» Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки. Ход игры: выложи рисунок из камушков.
«Рыбацкие сети» (математика, счет)
Оборудование: ёмкость с водой, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.
Ход игры:
Поймай в сеть больше рыбок. Молодец.
А давай теперь их посчитаем.
«Рыбацкие сети» (счет и формирование цветовосприятия, величина)
Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки или ситечко), непромокаемые фартуки.
Ход игры:
поймай в сеть побольше рыбок. Молодец.
А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас.(счет рыбок).
Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?
«Пальчиковые игры»
Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.
Ход игры:
проводим пальчиковые игры в воде.
«Ракушки» (существительное с числительным)
Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры:
доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.
«Губка» (развиваем тактильные ощущения)
Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань и выжми губку
«Непроливайки»
Переливание воды из емкости в емкость даст ребенку жизненный навык, чтобы впоследствии он смог налить себе воды, не разлив ее по столу и не облив ею себя.
Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки.
Ход игры:
ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.
«Кораблик» (развиваем речевое дыхание)
Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки.
Ход игры:
давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.
«Моем посуду»
Оборудование: ёмкость с водой, игрушечная посуда, губка, непромокаемые фартуки.
Ход игры:
наши куклы уже поели, а сейчас мы помоем за ними посуду.
«Дед Мазай и зайцы»
Оборудование: ёмкость с водой, картина «Дед Мазай и зайцы», пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов, непромокаемые фартуки.
Ход игры:
помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика пройти все островки и «спасти» тех, кто терпит бедствие.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Акваигры для формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза, обучения грамоте
«Цветные жемчужины»
Цель: Закрепить понятия «гласный - согласный», «твердый - мягкий», и их цветовые обозначения.
Ход игры:
На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Взрослый называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает «жемчужину» нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же жемчужин нужного цвета.
«Собери жемчуг»
Цель: Формирование фонематического анализа.
Ход игры:
На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет слово, и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных жемчужин.
«Рыбка»
Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове.
Ход игры:
На дне аквариума (любой емкости с водой) «Рыбка». Логопед называет звук местоположение которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и поднимает соответствующую карточку (голова, середина или хвост рыбки).
«Достань игрушку»
Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове.
Ход игры:
На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки. Взрослый называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.
«Сколько слогов?»
Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове.
Ход игры:
На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»)
«Вылови букву»
Цель: закрепление зрительного образа буквы.
Ход игры:
В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.
1. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.
2. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.
3. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово.
«Угадай букву»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.
Ход игры:
На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)
«Составь букву, слово, слог»
Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии. На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово). Переносите знакомые игры в воду, адаптируя пособия, и вы увидите, что обучение через игры с водой позволяет ребенку получить психоэмоциональную разгрузку, и усвоить необходимые знания умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...
Конспект индивидуального логопедического занятия. («Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками») Е.А.Борисова.
Тема: «Постановка звука [с]»(Подготовительный этап)...
Фрагмент логопедического занятия с использованием метода акватерапии. Тема :«Морское путешествие».
Логопедическое занятие для детей 5-6 лет с использованием метода акватерапии....
Акватерапия. Коррекционно-развивающее занятие с ребятами коррекционной группы.
Акватерапия. Коррекционно-развивающее занятие с ребятами коррекционной группы....
Нетрадиционные методики развития речи на логопедических занятиях Акватерапия-Гидротерапия
Нетрадиционные методики развития речи на логопедических занятиях Акватерапя-Гидротерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности...
Метод акватерапии в логопедической работе учителЯ-логопеда
Акватерапия — это метод коррекции различных нарушений в развитии детей, при котором применяется вода.Цель акватерапии: повышение эффективности логопедической работы, развитие мотивации к ре...