Консультация для педагогов и родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
консультация по логопедии

Консультация для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk_udetey_s_narusheniem_rechi.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речи».

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

К традиционным способам развития мелкой моторики относится пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (орехи, крупы, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-Джок, применение различных бытовых предметов (прищепки, карандаши, резинки для волос и многое другое)).

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

-развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

-развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

Бусы.

— Перебирать бусы, считать количество бус (в прямом и обратном порядке);

— Нанизывать бусинки на нитку;

—Опускать в коробочку с маленьким отверстием и т.д.
          Пуговицы.

— Выложить неваляшку, снеговика, цветок, бусы, буквы, цифры;

— «Вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться делая по шагу на каждый ударный слог;

— Разложить пуговицы: самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую.

Прищепки.

Прекрасным средством для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки.

— Цеплять прищепки к натянутой веревке;

— Прикреплять к фигуркам из картона (лучики к солнцу, иголки к ёжику, ветки к ёлочке и т.д.)

— Прикреплять к картинкам, выполняя задания «Кто что ест», «Кто где живёт».

Резинки   для   волос.

— Надеваем и снимаем резинку на большой палец,

— На указательный,

— На средний,

— На безымянный,

— На мизинец.

Игры с резинками развивают   зрительное восприятие: дети по образцу надевают на пальцы разноцветные резинки.

Pic09

Пробки.

— Положить резьбой вверх. На них поставить указательный и средний пальцы. Можно «ходить» одной, двумя руками одновременно (4 пробки);

— Разложить по цвету

— «Рисовать» цветы и т.д.

Подбираем пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываем рисунок сами, затем просим малышей сделать тоже самостоятельно. После того как дети научатся выполнять задание самостоятельно, предложим им придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Развитие мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи"

Развитие пальцев рук: подготавливает почву для последующего формирования речи; способствует улучшению артикуляционной моторики; повышают работоспособность коры головного мозга. ...

Консультация для педагогов: "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...

Консультация для педагогов на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи....

Консультация для педагогов «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи....

Консультация для педагогов на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»

   При регулярной и систематической работе по развитию мелкой моторики дошкольников у детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных проб на статическую и динамическую ко...

Консультации для воспитателей Тема: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...