Использование технологии "Синквейн" - как активизатор познавательной деятельности и как метод развития речи в старшей группе.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Шамсиева Юлия Александровна

 

         Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий. Они то и способствуют  совершенствованию мыслительных и познавательных способностей.

         Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

             «Синквейн» в переводе с франзузского языка означает «стихотворение из пяти строк». Родоначальником синквейна считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси.

            Цель моего проекта: выявить влияние метода синквейн на познавательную  и речевую активность детей старшего возраста.

             Предмет исследования – метод синквейн.

           Гипотеза -  применение на занятиях по развитию речи метода синквейн будет способствовать повышению познавательной и речевой активности детей старшего возраста.

           Новизна : данный метод, позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по работе с детьми старшего дошкольного возраста.

          Почему я взяла тему сингвейн?! Я ,человек,который только познаю всю сферу дошкольного образования.    Занимаясь самообразованием из интернет ресурсов я узнала о технологии синквейне – это нерифмованное стих-е меня очень заинтересовало! И я стала её применять в работе с детьми.

     

 Эта тема АКТУАЛЬНА для меня тем, что  она :

 

- рассчитана на большую детскую аудиторию;

научит быстро актуализировать словарь;

- ну и конечно же – это оригинальность формы. Этот метод научит также анализировать , сравнивать, обобщать и рассуждать.

 

    Ув.коллеги, Вы уже, наверное ,ознакомлены с синквейном и применяете его на практике с детьми, поэтому я хочу сразу перейти к мастер – классу . Масстер класс я Вам покажу отталкиваясь от занятий,которые я проводила со своими детьми.

 

Тема: ВОЛК

 

-На занятии сначала провелась познавательная деятельность ( Было проговорено,о жизни волков,об цвете шерсти волка например: серый волк-живёт в лесах, белый- в Тундре, рыжий- это степной волк. об их детёнышей,где и как живут  волки,как охотятся и многое другое)

 

- Так же После познават.деят-ти мы поговорили  о пословицах и поговорках про Волка, вспомнили сказки с волком.

 

- А сейчас мы с Вами,ув.коллеги, составим « говорящее письмо» про Волка с помощью картинок.

 

-Дети уже ознакомлены с синквейном и знают, что С.состоит из 5 строк

 

- Давайте и мы с Вами вспомним, какая 1 строка нашего С.

Заголовок,тема,состоящая из 1 слова. Отвечает на вопрос КТО?ЧТО?

Волк

 

- 2-ая строка .Сколько слов имеет 2 строка?

Описывают признаки предмета. КАОЙ?КАКАЯ?

Зубастый,заботливый

 

- 3 строка.Ск-ко слов?  Ск-ко слов имеет 3 строка?

Описывают действие предмета ЧТО ДЕЛАЕТ?

Рычит,охотится,воет

 

- 4 строка. Ск-ко слов в 4 строке?

Предложение ( состоит из нескольких слов,отражая личное отношение автора к тому, о чём говорится)

Волк- хищное животное!

«Как волка ни корми,он всё в лес смотрит» пословица (можно использовать)

  

- 5 строка.Ск-ко слов в 5 строке?

Слово - обычно сущ-ое(для выражения своих чувств- ассоциация,связанная с предметом)

Зверь

- А сейчас ,коллеги, мы сами попробуем составить свой Синквейн « Говорящее письмо».

У Вас на столе лежит своя схема и фишки для схемы.  Вы берёте одну фишку-называете 1–ую строчку и ставити на чёрный круг в схеме, затем переходим на 2-ую строчку и т.д.

-Кто желает попробовать?

Когда дети приобретут опыт в написании данной технологии, можно проводить с детьми разные виды деятельности,например :

- « Найти первую строчку в синквейне»; Спрятать первую строчу синквейна, а по остальным строкам определить о каком герое идёт речь

- Составить рассказ по готовому уже синквейну;

- На дом дать ребёнку д/з совместно с родителями: нарисовать предмет и составить синквейн, в эту игру можно даже играть по дороге в детский сад;

 

- Так же можно провести выставку, конкурс в группе готовых синквейнов, а потом выявить победителей!

                                                  Заключение

 Мы, воспитатели,должны научить детей не только эмоционально и правильно говорить, но и отстаивать собственное мнение, не бояться быть самим собой. Главное – стремление выразить своё собственное мнение, а не искать подтверждения чужим мыслям.

  Так что, ув.коллеги, может быть, мы с Вами воспитаем не одного ещё поэта!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группе по теме "МОЯ СЕМЬЯ"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:• Расшири...

Конспект образовательной деятельности с детьми по развитию речи в старшей группе

Конспект образовательной деятельности с детьми по развитию речи в старшей группе...

«Дуслыкның төсе нинди». Конспект интегрированной образовательной деятельности по познанию и развитию речи в старшей группе.

Максат: 1. Рус, татар  халыкларның, әйтемнәре, сынамышлары, шушы халыкларның гөреф – гадәтләре, матур йолалары, уен – көлкеләре, милли ризыклары белән таныштыруны дәвам итү.2. Халык и...

Познавательно-исследовательская деятельность Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием ИКТ Тема: «Моя семья»

Познавательно-исследовательская деятельность Конспект   занятия по развитию речив старшей группе с использованием ИКТ Тема: «Моя семья»...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе №13 «Солнце в жизни людей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднее общеобразовательная школа «Горки-X» дошкольное отделение детский сад №51    Конспект организованной образ...

Совместная деятельность с детьми по развитию речи в старшей группе

В совместной деятельности с детьми, воспитатель помогает ребятам вспомнить признаки осени и учит рассказыванию по опорным картинкам об осени....