Использование технологии "Синквейн" - как активизатор познавательной деятельности и как метод развития речи в старшей группе.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий. Они то и способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей.
Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.
«Синквейн» в переводе с франзузского языка означает «стихотворение из пяти строк». Родоначальником синквейна считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси.
Цель моего проекта: выявить влияние метода синквейн на познавательную и речевую активность детей старшего возраста.
Предмет исследования – метод синквейн.
Гипотеза - применение на занятиях по развитию речи метода синквейн будет способствовать повышению познавательной и речевой активности детей старшего возраста.
Новизна : данный метод, позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Почему я взяла тему сингвейн?! Я ,человек,который только познаю всю сферу дошкольного образования. Занимаясь самообразованием из интернет ресурсов я узнала о технологии синквейне – это нерифмованное стих-е меня очень заинтересовало! И я стала её применять в работе с детьми.
Эта тема АКТУАЛЬНА для меня тем, что она :
- рассчитана на большую детскую аудиторию;
- научит быстро актуализировать словарь;
- ну и конечно же – это оригинальность формы. Этот метод научит также анализировать , сравнивать, обобщать и рассуждать.
Ув.коллеги, Вы уже, наверное ,ознакомлены с синквейном и применяете его на практике с детьми, поэтому я хочу сразу перейти к мастер – классу . Масстер класс я Вам покажу отталкиваясь от занятий,которые я проводила со своими детьми.
Тема: ВОЛК
-На занятии сначала провелась познавательная деятельность ( Было проговорено,о жизни волков,об цвете шерсти волка например: серый волк-живёт в лесах, белый- в Тундре, рыжий- это степной волк. об их детёнышей,где и как живут волки,как охотятся и многое другое)
- Так же После познават.деят-ти мы поговорили о пословицах и поговорках про Волка, вспомнили сказки с волком.
- А сейчас мы с Вами,ув.коллеги, составим « говорящее письмо» про Волка с помощью картинок.
-Дети уже ознакомлены с синквейном и знают, что С.состоит из 5 строк
- Давайте и мы с Вами вспомним, какая 1 строка нашего С.
Заголовок,тема,состоящая из 1 слова. Отвечает на вопрос КТО?ЧТО?
Волк
- 2-ая строка .Сколько слов имеет 2 строка?
Описывают признаки предмета. КАОЙ?КАКАЯ?
Зубастый,заботливый
- 3 строка.Ск-ко слов? Ск-ко слов имеет 3 строка?
Описывают действие предмета ЧТО ДЕЛАЕТ?
Рычит,охотится,воет
- 4 строка. Ск-ко слов в 4 строке?
Предложение ( состоит из нескольких слов,отражая личное отношение автора к тому, о чём говорится)
Волк- хищное животное!
«Как волка ни корми,он всё в лес смотрит» пословица (можно использовать)
- 5 строка.Ск-ко слов в 5 строке?
Слово - обычно сущ-ое(для выражения своих чувств- ассоциация,связанная с предметом)
Зверь
- А сейчас ,коллеги, мы сами попробуем составить свой Синквейн « Говорящее письмо».
У Вас на столе лежит своя схема и фишки для схемы. Вы берёте одну фишку-называете 1–ую строчку и ставити на чёрный круг в схеме, затем переходим на 2-ую строчку и т.д.
-Кто желает попробовать?
Когда дети приобретут опыт в написании данной технологии, можно проводить с детьми разные виды деятельности,например :
- « Найти первую строчку в синквейне»; Спрятать первую строчу синквейна, а по остальным строкам определить о каком герое идёт речь
- Составить рассказ по готовому уже синквейну;
- На дом дать ребёнку д/з совместно с родителями: нарисовать предмет и составить синквейн, в эту игру можно даже играть по дороге в детский сад;
- Так же можно провести выставку, конкурс в группе готовых синквейнов, а потом выявить победителей!
Заключение
Мы, воспитатели,должны научить детей не только эмоционально и правильно говорить, но и отстаивать собственное мнение, не бояться быть самим собой. Главное – стремление выразить своё собственное мнение, а не искать подтверждения чужим мыслям.
Так что, ув.коллеги, может быть, мы с Вами воспитаем не одного ещё поэта!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группе по теме "МОЯ СЕМЬЯ"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:• Расшири...
СИНКВЕЙН - КАК АКТИВИЗАТОР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (доклад с мультимедийным сопровождением)
Что такое синквейн?Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.Античная поговоркаПсихологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный зап...
Конспект образовательной деятельности с детьми по развитию речи в старшей группе
Конспект образовательной деятельности с детьми по развитию речи в старшей группе...
«Дуслыкның төсе нинди». Конспект интегрированной образовательной деятельности по познанию и развитию речи в старшей группе.
Максат: 1. Рус, татар халыкларның, әйтемнәре, сынамышлары, шушы халыкларның гөреф – гадәтләре, матур йолалары, уен – көлкеләре, милли ризыклары белән таныштыруны дәвам итү.2. Халык и...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе. Книга - праздник для души
Цель: Создание условий для развития интереса детей к художественной литературе....
Познавательно-исследовательская деятельность Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием ИКТ Тема: «Моя семья»
Познавательно-исследовательская деятельность Конспект занятия по развитию речив старшей группе с использованием ИКТ Тема: «Моя семья»...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе №13 «Солнце в жизни людей»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднее общеобразовательная школа «Горки-X» дошкольное отделение детский сад №51 Конспект организованной образ...