дифференцирование звуков "С" "Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.
Задачи:
Обучающие:
- Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].
- Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].
- Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.
- Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
- Закреплять навыки звукового анализа.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
- Развивать графические навыки и мелкую моторику рук
- Развивать артикуляционный аппарат
Воспитательные:
- Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
- Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
- Воспитывать желание помогать
Речевые:
- Обогащать словарный запас детей.
Оборудование: колокольчик, телефон
Демонстрационный материал: 1 конверт: карточки- картинки с упражнениями артикуляционной гимнастики. 2 конверт: список слов. 3 конверт: чистоговорки. 4 конверт: стихотворение. 5 конверт: графическое задание. 6 конверт: «Доскажи словечко»+ картинки ответов.
Раздаточный материал: зеркала, листы с изображением снеговика и воздушного шарика точками, цветные карандаши
Организация и регламент занятия:
I. Вводная часть – 2 минуты.
II. Основная часть –23 минуты.
III.Заключительная часть –1 минута.
Ход занятия
I. Вводная часть
Дети с воспитателем стоят в кругу.
В: Ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга с помощью колокольчика. ( Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.) Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Мишенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
II. Основная часть
Вдруг у воспитателя звонит телефон, на экране телефона фотография Лунтика.
-Ребята, нам звонит Лунтик, послушаем, что он скажет?
На громкой связи он говорит:
«Здравствуйте, ребята! Звоню я вам с просьбой о помощи. Мои друзья, Кузя и Майя, дали мне задания, чтобы я выучил два звука [с] и [ш], а я совсем запутался в них. Мне очень хочется разобраться, и прошу вас помочь мне с этим. Задания, которые надо сделать лежат в конверте. Их я оставить у вас на окне. Помогите мне, пожалуйста. Заранее всех вас благодарю».
- Друзья, вы согласны помочь Лунтику? Тогда за дело. Лунтик, оставайся на связи и слушай внимательно.
Дети садятся за столы, на столах индивидуальные зеркала.
1 Конверт
(Сделать артикуляционную гимнастику)
На картинках из конверта изображены упражнения артикуляционной гимнастики:
1. Заборчик
2. Трубочка
3. Кролик
4. Рыбки разговаривают
5. Птенчики
6. Часики
7. Качели
8. Грибок
9. Наказать непослушный язычок
2 конверт
Список слов на определение звуков [С] и [Ш]
Определите звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], сжимаете пальчики в кулачки. Слушайте внимательно: СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ,ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.
-Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием.
3 Конверт
Чистоговорки
А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно. (индивидуально, группой)
СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.
СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.
Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.
Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши
ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.
4 Конверт
Физкультминутка Дети выходят из-за столов
Выполнить все движения по тексту стихотворения (выполняется 2 раза)
Сначала буду маленьким (присесть на корточки)
К коленочкам прижмусь (обнять колени руками и прижать)
Потом я вырасту большим(Встать)
До лампы дотянусь(подняться на носочки)
-Как же здорово у вас получилось выполнить задание из 4 конверта. Садитесь, пожалуйста, мы продолжаем.
5 Конверт
Каждый ребенок получает задание обвести по точкам и дорисовать СНЕГОВИКА и ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
- какой звук стоит в начале слова СНЕГОВИК? ШАРИК?
6 Конверт
Последнее задание, которое точно поможет Лунтику запомнить звуки [С] и [Ш] игра «Доскажи словечко»
- Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы… (санки).
- Банан на пальме – для мартышки,
А на сосне для белки …(шишки)
- С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые …(снежинки)
- Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …(шары)
- Друзья мои, вы большие молодцы! Только мне интересно, помогли мы Лунтику запомнить и отличать звуки [С] и [Ш] ? Воспитатель звонит Лунтику
Лунтик, еще раз здравствуй. Нам интересно все ли ты услышал и запомнил? Мы смогли тебе помочь?
Лунтик - Ребята, спасибо вам большое. Вы выполнили все задания и помогли мне. Теперь я никогда не перепутаю звуки [С] и [Ш] . До свидания!
III.Заключительная часть
В. – Итак, сегодня мы учились различать звуки С-Ш.
-Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?
-А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?
-Дети, включается ли голос, когда мы произносим эти звуки.(Нет)
Спасибо вам и от меня. Вы отлично поработали сегодня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovat_i_chetko_proiznosit_zvuki_s_i_sh.docx | 577.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.
Задачи:
Обучающие:
- Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].
- Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].
- Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.
- Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
- Закреплять навыки звукового анализа.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
- Развивать графические навыки и мелкую моторику рук
- Развивать артикуляционный аппарат
Воспитательные:
- Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
- Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
- Воспитывать желание помогать
Речевые:
- Обогащать словарный запас детей.
Оборудование: колокольчик, телефон
Демонстрационный материал: 1 конверт: карточки- картинки с упражнениями артикуляционной гимнастики. 2 конверт: список слов. 3 конверт: чистоговорки. 4 конверт: стихотворение. 5 конверт: графическое задание. 6 конверт: «Доскажи словечко»+ картинки ответов.
Раздаточный материал: зеркала, листы с изображением снеговика и воздушного шарика точками, цветные карандаши
Организация и регламент занятия:
I. Вводная часть – 2 минуты.
II. Основная часть –23 минуты.
III.Заключительная часть –1 минута.
Ход занятия
I. Вводная часть
Дети с воспитателем стоят в кругу.
В: Ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга с помощью колокольчика. ( Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.) Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Мишенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
II. Основная часть
Вдруг у воспитателя звонит телефон, на экране телефона фотография Лунтика.
-Ребята, нам звонит Лунтик, послушаем, что он скажет?
На громкой связи он говорит:
«Здравствуйте, ребята! Звоню я вам с просьбой о помощи. Мои друзья, Кузя и Майя, дали мне задания, чтобы я выучил два звука [с] и [ш], а я совсем запутался в них. Мне очень хочется разобраться, и прошу вас помочь мне с этим. Задания, которые надо сделать лежат в конверте. Их я оставить у вас на окне. Помогите мне, пожалуйста. Заранее всех вас благодарю».
- Друзья, вы согласны помочь Лунтику? Тогда за дело. Лунтик, оставайся на связи и слушай внимательно.
Дети садятся за столы, на столах индивидуальные зеркала.
1 Конверт
(Сделать артикуляционную гимнастику)
На картинках из конверта изображены упражнения артикуляционной гимнастики:
1. Заборчик
2. Трубочка
3. Кролик
4. Рыбки разговаривают
5. Птенчики
6. Часики
7. Качели
8. Грибок
9. Наказать непослушный язычок
2 конверт
Список слов на определение звуков [С] и [Ш]
Определите звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], сжимаете пальчики в кулачки. Слушайте внимательно: СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ,ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.
-Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием.
3 Конверт
Чистоговорки
А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно. (индивидуально, группой)
СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.
СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.
Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.
Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши
ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.
4 Конверт
Физкультминутка Дети выходят из-за столов
Выполнить все движения по тексту стихотворения (выполняется 2 раза)
Сначала буду маленьким (присесть на корточки)
К коленочкам прижмусь (обнять колени руками и прижать)
Потом я вырасту большим(Встать)
До лампы дотянусь(подняться на носочки)
-Как же здорово у вас получилось выполнить задание из 4 конверта. Садитесь, пожалуйста, мы продолжаем.
5 Конверт
Каждый ребенок получает задание обвести по точкам и дорисовать СНЕГОВИКА и ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
- какой звук стоит в начале слова СНЕГОВИК? ШАРИК?
6 Конверт
Последнее задание, которое точно поможет Лунтику запомнить звуки [С] и [Ш] игра «Доскажи словечко»
- Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы… (санки).
- Банан на пальме – для мартышки,
А на сосне для белки …(шишки)
- С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые …(снежинки)
- Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …(шары)
- Друзья мои, вы большие молодцы! Только мне интересно, помогли мы Лунтику запомнить и отличать звуки [С] и [Ш] ? Воспитатель звонит Лунтику
Лунтик, еще раз здравствуй. Нам интересно все ли ты услышал и запомнил? Мы смогли тебе помочь?
Лунтик - Ребята, спасибо вам большое. Вы выполнили все задания и помогли мне. Теперь я никогда не перепутаю звуки [С] и [Ш] . До свидания!
III.Заключительная часть
В. – Итак, сегодня мы учились различать звуки С-Ш.
-Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?
-А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?
-Дети, включается ли голос, когда мы произносим эти звуки.(Нет)
Спасибо вам и от меня. Вы отлично поработали сегодня.
СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ,ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.
СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.
СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.
Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.
Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши
ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.
Сначала буду маленьким (присесть на корточки)
К коленочкам прижмусь(обнять колени руками и прижать)
Потом я вырасту большим(Встать)
До лампы дотянусь(подняться на носочки)
- Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы… (санки).
- Банан на пальме – для мартышки,
А на сосне для белки …(шишки)
- С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые …(снежинки)
- Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …(шары)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.
Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут бы...
Дифференцированные игры-упражнения.
Игры-упражнения для детей с низким уровнем развития двигательной активности ...
Дифференцированный подход к коррекции речи детей с нарушениями зрения.
Краткая характеристика речи детей с нарушением зрения и описание факторов, которые нужно учитывать в работе с ними....
Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков, мир девочек» Работа...
Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей
Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей из опыта работы воспитателя И.А. Румянцевой...
Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек
В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек. Большинство иссл...