Особенности овладения звукопроизношением
статья по логопедии

Удовиченко Елена Вадимовна

Особенности овладения звукопроизношением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_ovladeniya_zvukoproiznosheniem.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности овладения звукопроизношением

Правильная речь, четкое произношение звуков, корректная артикуляция необходимы для нормального развития личности ребенка, его социальной адаптации и комфортного взаимодействия с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Становление речевой функции начинается с первого крика малыша при рождении, продолжается весь дошкольный период и нередко сопровождается отклонениями. Какие-то звуки не поддаются ребенку, он пытается их заменять более удобными для произношения, пропускать или искажать. Ошибки воспроизведения могут в последующем перейти в письменную речь и стать причиной серьезных психологических проблем, затормозить развитие малыша. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя диагностировать патологические изменения и устранить их.

Процесс создания звуков, в котором участвуют звукообразовательный (резонаторный), голосообразовательный (генераторный) и дыхательный (энергетический) отделы речевого аппарата под управлением центральной нервной системы, называется звукопроизношением. Отдельные звуки соединяются в слоги, из которых формируются слова, а затем складываются фразы и предложения. В итоге получается связная речь – важнейший элемент общения людей друг с другом. Чтобы все, что один человек хочет сказать другому, было понятно, все звуки должны произноситься четко, правильно, без искажений, внезапных перестановок и замен. Это возможно при условии, что процесс формирования звукопроизношения и становления речи проходил нормально, в соответствии с возрастными нормами, без нарушений. Ребенок усваивает родной язык постепенно, овладевая элементами его системы в определенной последовательности. При этом на становление речи оказывает влияние и речь окружающих его взрослых, и насыщенность разговорной практики малыша, и речевая среда, в которой он находится, и то, как с первых дней жизни строится его обучение и воспитание. Само овладение всеми возможностями речи представляет собой процесс поиска, наблюдения, сравнения, установления взаимосвязей, обобщения услышанного, в котором ребенок активно использует все имеющиеся у него инструменты – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, речеслуховой и речедвигательный анализаторы – и продвигается от элементарных структур к сложным конструкциям.

Начинается этот путь с первого крика, который активизирует дыхательный, артикуляционный и голосовой отделы речевого аппарата. Сложная система готова к работе с момента рождения, однако, чтобы все звуки были хорошо различимы, узнаваемы, понятны, предстоит пройти доречевую подготовку.

В первые месяцы жизни у малыша интенсивно развиваются зрительный, слуховой, двигательно-кинестетический анализаторы. Неосознанно он тренируется артикулировать различные звуки, слоги, комбинации слогов, речедвигательные образы постепенно синхронизируются со слуховыми, усваиваются интонационные особенности родного языка. Все это создает предпосылки для развития фонематического слуха, который необходим для говорения. Восприятие речевых звуков и их воспроизведение тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без правильного восприятия речи на слух невозможно правильно произносить звуки, слова, интонировать предложения.

На доречевом этапе четкая артикуляция отсутствует. В 2-3 месяца ребенок гулит, а издаваемые им звуки лишь отдаленно напоминают гласные А, О, У, Э, губные согласные П, М, Б (они идут в первых рядах, поскольку, чтобы их «произнести», малыш использует привычное для себя движение губами, напоминающее сосание) и заднеязычные Г, К, Х (которые связаны с глотательными движениями). На рубеже 4-го и 5-го месяцев появляется лепет: в «речи» младенца постепенно оформляются слоги, которые он начинает активно по несколько минут подряд повторять (га-га-га, та-та-та и т. п.). В 10-12 месяцев количество повторов уменьшается, появляются первые слова, в составе которых повторяющиеся слоги – ма-ма, па-па, ба-ба.

В возрасте одного-двух лет у малыша оформляются гласные А, О, Э и согласные Б, М, П. Двух-трехлетний карапуз учится произносить гласные И, У, Ы, губно-зубные В, Ф, простые в артикуляции переднеязычные Д, Н, Т, относительно несложные Г, К, Х и звук Й. Ближе к трем годам в речи появляются элементарные фразы, состоящие из двух-трех слов («Папа, дай!», «Мама, иди!»). Сочетание двух согласных произносить сложно, поэтому некоторые звуки опускаются или между ними появляется вспомогательная гласная – для удобства. Постепенно «материал» для усвоения усложняется: в возрасте трех-пяти лет звуковой багаж малыша пополняется свистящими З, С, Ц, затем шипящими Ж, Ч, Ш, Щ. Ребенку приходится приложить больше усилий, чтобы правильно «настроить» органы артикуляционного аппарата. Нередко именно на этих звуках становятся заметны нарушения звукопроизношения. К пяти-шести годам малышу удается укротить самые сложные для артикулирования звуки – Л и Р, правильное произношение которых во многом определяется ювелирно точной работой мышц языка.

Считается, что речевая функция окончательно формируется к пяти-семи годам – к этому моменту ребенок овладевает произношением всех звуков. Но, конечно, в ее развитии возникает немало препятствий – в виде искажений, пропусков, замен или смешения звуков.


Звуки ребенок изучает и усваивает не по отдельности, а в составе слов. На первых порах структура слов может быть искажена, но со временем все больше становится похожа на эталон.

На слух малыш различает все звуки примерно с двух лет. Но его речедвигательный анализатор в своем развитии заметно отстает от речеслухового: органы, участвующие в говорении, недостаточно подвижны, эластичны, послушны. Поэтому и звуки сначала далеки от идеала и лишь со временем к нему приближаются.

Овладевая звукопроизношением, ребенок старается подражать взрослому, копирует его артикуляцию, то, как он выговаривает звуки, интонирует фразы. В возрасте трех-четырех лет малыш начинает улавливать на слух разницу между своим неловким, далеким от совершенства произношением и тем, как говорит взрослый, и прилежно пытается догнать его – подтягивает свою речь под образец (важно только, чтобы этот образец действительно был эталонным, без дефектов).

В том, как ребенок овладевает звукопроизношением, учится говорить, можно проследить определенные закономерности:

  1. Малыш «пробует звуки на вкус» и усваивает их, продвигаясь от простого к сложному.
  2. Трудные, с точки зрения артикулирования, звуки усваиваются не сразу. Овладению ими предшествует использование звуков-субститутов (заменителей), которые ребенку проще выговаривать (например, букву Т произносить проще, чем С, поэтому вместо слова «санки» в речи сначала появляются «танки»).
  3. На то чтобы овладеть одним звуком, малышу требуется около двух-трех недель. Сначала он использует его осторожно, неуверенно, периодически заменяя звуком-субститутом.
  4. Во время формирования звукопроизношения может иметь место так называемое возрастное косноязычие. Его суть – в полном отсутствии в речи некоторых звуков (ребенок их может просто опускать) или замене отдельных звуков другими (при этом звуки-заместители произносятся без ошибок и искажений). Например, полное отсутствие звука Р будет выглядеть, как «ыба» (вместо «рыбы»), а его замена другими звуками может превратить слово «рыба» в «лыбу» или «йибу».
  5. Как правило, период возрастного косноязычия заканчивается в 5-6 лет. И начиная с этого момента, ребенок все звуки произносит правильно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности овладения классификацией и сериацией в дошкольном возрасте.

Для освоения операций классификации  и  сериации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь  выступает операция  сравнения.  Сравнение  -  оди...

"Особенности овладения навыками словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня"

Данная статья поможет ознакомиться с характерными особенностями овладения словообразовательными навыками у детей с ОНР III уровня...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

"Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста"

Формируется эмоциональная лексика у детей на основе вербальных и невербальных средств общения. Развивая чувство языка вела работу поэтапно.I этап - подготовительный. Он готовит детей к правильному вос...

Особенности овладения детьми правильным произношением звуков на разных этапах освоения ЗКР.

Особенности овладения детьми правильным произношением звуков на разных этапах освоения ЗКР.Цель: повысить уровень компетентности педагогов МБДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при в...