логопедическая газета. Выпуск № 1.
консультация по логопедии
В газете отражаются ответы н вопросы, интересующие многих родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gazeta_logopeda.docx | 572.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая газета для родителей и педагогов
Выпуск № 1
Ноябрь 2022 г.
Сегодня в номере:
- Когда следует обратиться за помощью к логопеду?
- Артикуляционная гимнастика.
Что это и для чего?
- Почему нужно читать книги дошкольникам?
- Обратная связь
- № 1 Когда следует обратиться за помощью к логопеду?
Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед,
встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.
Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.
Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений?
На что же следует обратить внимание у своего ребенка:
Если в 3-3,5 года
- ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
- в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
- он не повторяет за Вами слова,
- или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
Если в 4 года
- у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
- не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
Если в 5-6 лет
- все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
- ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.
Учитель-логопед поможет:
- исправить звукопроизношение. В частности, исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
- подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;
- провести занятия, направленные на общее развитие речи. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре.
С уважением, учитель – логопед Александра Александровна
- № 2 «Почему важно читать книги дошкольникам».
Цель: формирование интереса и любви к художественной литературе.
Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей. Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и, в связи с этим подбирать книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого. Детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Как читать.
- В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
- Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
- Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.
Рекомендуемая литература для детей 5-7 лет:
Русские народные сказки:
- Заюшкина избушка.
- Мужик и медведь.
- Лиса и журавль.
- Лиса и кувшин.
- Журавль и цапля.
- Лисичка со скалочкой.
- Кот и лиса.
- Волк и семеро козлят.
- Петушок - Золотой гребешок.
- Маша и Медведь.
- Храбрый баран.
- Лисичка-сестричка и серый волк.
- Сказка про ерша.
- Зимовье.
- Полкан и медведь.
- Лиса и козел.
Авторские сказки:
- С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»,
- П.П. Бажов «Серебряное копытце»,
- сказки А.С. Пушкина,
- А.Н. Толстой «Приключения Буратино»,
- Носов «Приключения Незнайки».
Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.
Произведения о природе:
- Мамин-Сибиряк «Серая шейка»,
- А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».
Произведения зарубежных авторов:
- Марк Твен «Приключения Тома Сойера»,
- Ю. Олеша «Три толстяка»
- Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно».
С уважением, учитель – логопед Александра Александровна
- № 3. Артикуляционная гимнастика. Что это и для чего?
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов:
Пассивная-взрослый выполняет за ребенка упражнения;
Активная- ребенок самостоятельно выполняет упражнения.
Артикуляционные упражнения бывают:
Статические - артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы;
Динамические – направленные на правильное выполнение движений.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте! Так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения.
Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Упражнения должны выполняться точно и плавно. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема. Проводить артикуляционные упражнения эмоционально, в игровой форме.
И помните!
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
Предлагаю некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно выполнять дома с детьми самостоятельно
- Упражнения для мышц мягкого неба и глотки:
- Позевывание. Глотание капелек воды, слюны.
Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
- Полоскание горла.
- Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
- Покашливание.
- Упражнения для нижней челюсти:
- Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
- Жевательные движения.
- Движения нижней челюсти влево-вправо.
- Упражнения для щек:
- Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
- Перегонка воды из одной щеки в другую.
- Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
- Упражнения для активизации мышц шеи, гортани:
- Опускание головы вниз. Запрокидывание головы назад.
- Поворот головы вправо-влево.
- Наклоны головы вправо-влево.
- Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
- Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
Желаю удачи!
С уважением, учитель – логопед Александра Александровна
- № 4. Обратная связь
Эта страничка создана для того, чтобы Вы, уважаемые взрослые,
здесь писали свои вопросы по развитию речи дошкольников,
интересующие Вас.
Все вопросы будут мною прочитаны и ответы на них
отражены в следующих номерах логопедической газеты
«Будем говорить правильно!
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Большое спасибо!
С уважением, учитель – логопед Александра Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №1 "Речь на кончиках пальцев"
Логопедическая газета для родителей "Речь на кончиках пальцев"...
Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №2 "Развитие мелкой моторики у дошкольника"
Логопедическая газета для родителей Развитие мелкой моторики у дошкольника"...
Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №3 "Кинезиологические упражнения"
Логопедическая газета для родителей "Кинезиологические упражнения"...
Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №4 "Речевое дыхание"
Раскрыто понятие "речевое дыхание". Даны советы как научиться правильно дышать и игры для развития плавного ротового выдоха....
логопедическая газета выпуск 2
Логопедическая газета для родителей выпуск 2. ТЕМА НОМЕРА:« Развитие мелкой моторики у дошкольника»...
логопедическая газета выпуск 3
Логопедическая газета для родителей выпуск 3. ТЕМА НОМЕРА:« Кинезиологические упражнения»...
логопедическая газета выпуск 4
Логопедическая газета Для родителей выпуск 4. ТЕМА НОМЕРА: Речевое дыхание»...