Коррекционно-развивающее занятие «Какие бывают домашние птицы?».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Окунева Наталья Сергеевна

Программное содержание:уточнить и расширить представления о домашних птицах, их образе жизни; углубить знания детей, используя опыты; формировать связную речевую активность в обучении пересказу сказки, передачи ее содержания без пропусков и искажений; развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие «Какие бывают домашние птицы?».

Цель: составление рассказов-описаний домашних птиц по рисуночному плану, развитие лексики и навыков словообразования, развитие артикуляционной и мелкой моторики, активизация словаря по теме «Домашние птицы».

Ход занятия:

1.Организационный момент (приветствие детей, отгадывание загадок, введение в тему, объявление темы занятия).

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Сейчас первым сядет тот, чье имя начинается со звука С, вторым сядет тот, чье имя начинается со звука Б, остальные, сядут те, чье имя начинается со звука М. Теперь внимательно слушайте меня. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением и следите за правильным звукопроизношением. (логопед читает загадки и выставляет картинки с изображением домашних птиц)

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» - поет ... (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

- Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

Учитель-логопед: Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах). Верно! Тема нашего занятия сегодня - домашние птицы.

2. Беседа по вопросам на изученную тему.

Учитель-логопед: А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).

Учитель-логопед: А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно! А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)

Учитель-логопед: Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище) А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками) Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)

Учитель-логопед: Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями). Молодцы! Вы все верно ответили!

3. Дидактическая игра «Кто как разговаривает?»

- Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос. Образец: петух - кукарекает.

курица – кудахчет

утка – крякает

гусь – шипит, гогочет

индюк – болбочет

цыпленок – пищит

- Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!

4. Биоэнергопластика «Почешем наши губки и ладошки»

– А теперь давайте выполним упражнения для наших рук и мышц нижней челюсти, губ, языка. (упражнения выполняются одновременно, повторяются 5-7 раз).

Упражнения: «Веселые птички», «Посидели-улетели».

5. Пальчиковая гимнастика "Утята".

– А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику)

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!

(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

6. Речевая разминка с мячом «Какие птицы живут в птичнике?» и «Кто у кого?».

- А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч, а вы должны вспомнить и назвать какие птицы живут в птичнике. Например, я начну предложение словами: «Какие птицы живут в птичнике?» -  и брошу мяч Матвею. Матвей поймает мяч, даст свой ответ: «В птичнике живут куры» - и вернет мне мяч.

Вторая игра называется «Кто у кого?». Я назову домашнюю птицу и брошу мяч кому-то из вас. Тот, у кого мяч, должен повторить название птицы, назвать ее птенцов и вернуть мяч мне. Например, я скажу: «У мамы-курицы птенцы…» - и брошу мяч Илье. Илья поймает мяч, закончит мое предложение: «У мамы-курицы птенцы – цыплята» - и вернет мяч.

7. Дидактическая игра "Хвастуны".

– Ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. Давайте посмотрим? (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы) Образец: Петух говорит у меня не голос, а голосище,

Индюк – у меня не хвост, а хвостище,

Утка – у меня не лапы, а лапищи,

Гусь – у меня не шея, а шеища,

Курица – у меня не крыло, а крылище,

Селезень – у меня не клюв, а клювище,

Гусыня – у меня не перо, а перище.

 

8. Дидактическая игра «Кого не стало?»

- А теперь домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не стало. Отвечайте со слов «Не стало …» (не стало утки, не стало петуха, не стало курицы и т.д.)

9.Физкультминутка «Утки, гуси, петушки» (игра на внимание).

Логопед по очереди называет птиц, дети выполняют соответствующие движения: на слово утки – переваливаются с ноги на ногу, шагают на месте, как утки, и произносят: «Кря-кря-кря»; на слово гуси – ставят руки на пояс, поворачиваются из стороны в сторону, изображая важных гусей, и произносят: «Га-га-га»; на слово петушки – хлопают себя руками, как крыльями, по бокам и произносят: «Ку-ка-ре-ку!».

10. Дидактическая игра с мячом "Назови ласково".

Учитель-логопед: Ребята, давайте покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково. Например, как вы обратитесь к птенцу? Что вы ему скажете? – Вы скажете ему птенчик (далее логопед задает про каждую домашнюю птицу отдельно)

петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

11. Индивидуальные рабочие тетради.

Учитель-логопед: Присядьте за столы на свои места. Перед вами рабочие тетради, откройте тему «Домашние птицы» (стр.11) (Выполнение заданий на странице)

12. Окончание занятия.

Учитель-логопед: Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы логопеда). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились. А теперь давайте оставим что-нибудь на память о нашей экскурсии. Сейчас вы попробуйте сделать маленьких цыплят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия : "Какой бывает транспорт?"

Раскрыть значение транспорта в жизни людей.Сформировать представление детей о разных видах транспорта.Познакомить с правилами поведения в общественном транспорте.Умение по описанию (загадке) узнавать ...

Конспект занятия "Какие бывают знаки" с использованием интерактивной доски ActivBoard.

Конспект занятия "Какие бывают знаки" с использованием интерактивной доски ActivBoard....

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ "КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕНЬГИ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?"

Игровое занятие в старшей группе "Какием бывают деньги?"...

Конспект занятия "Какие бывают дома"

конспект охватывает все 5 образовательных областей...