Способы и методы повышения уровня и качества чтения у школьников с аграмматической,фонематической, семантической дислексией.
презентация по логопедии
Приемы коррекции аграмматической,семантической,фонематической дислексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Классификация дислексии (по Р.И. Лалаевой ) -фонематическая дислексия -семантическая дислексия - аграмматическая дислексия -оптическая дислексия - мнестическая дислексия -тактильная дислексия
Фонематическая дислексия - недоразвитие фонематического восприятия; недоразвитие фонематического анализа. Типы ошибок -побуквенное чтение; « л,у,ж,а » - искажение звуко -слоговой структуры слова; - вставки; «весло»- «весело» - пропуски букв; «кролики»- «колики» - перестановки слогов «свет»- «вест»
Коррекционная работа I этап 1.Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. 2.Выделение звука на фоне слога, слова. 3.Формирование умения выделять наличие звука в слове. 4.Определение места звука в слове . 5.Выделение слова с данным звуком из предложения .
Коррекционная работа II этап Основная цель этого этапа – различение смешиваемых звуков: -изолированно; -в слогах; -в словах; -в предложениях; - в связной речи.
Для устранения фонематической дислексии используются следующие упражнения : придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например [Р]: радость, робот, радуга (звук в середине слова – корка, парта, пирог; звук в конце слова – комар, помидор); придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками; поднять цифру с количеством звуков в слове; придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот – тапки – ириска – ананас – сон – носок – корона…); составить слово из первых слогов слов, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»; придумать предложение с определенным количеством слов; определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.
Цепочки слов. Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать. Возможные варианты ответов: час – бас – бес – вес – век; час – бас – бал – вал – вол – гол – год; час – чан – сан – сон – год . Слова -матрешки Цель этой игры – найти как можно больше слов, вложенных друг в друга, например: ПОЛКАН-ПОЛКА - ПОЛ – ПОЛК ; ПАРИК- АР – ПАР – ПАРИ ; КОШМАР – КОШМА – КОМА – КОМ – ОМ. Побеждает игрок, у которого будет больше всего слов-матрешек или самые длинные цепочки.
ДА, ПИ, МИ, РА ПИРАМИДА ИЗУМРУД 9 Задание: составить слово из слогов, данных в беспорядке ЗУМ, РУД, И Задание: читаем без гласных Б _ Н _Н К _ Р _ В _ Й Задание: узнай слово по первым буквам названия картинок А В Т О Б У С Задание: образуйте новое слово из первых слогов двух слов + = башмак няня башня
Семантическая дислексия - трудности звуко -слогового анализа и синтеза; - послоговое чтение; - механическое чтение без понимания прочитанного. Типы ошибок - нарушение понимания прочитанного (слов, предложений, текста) при технически правильном чтении.
Работа по коррекции семантической дислексии проводится в трех направлениях: развитие звукового и слогового синтеза; развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении; расширение и уточнение лексики.
С целью развития звукового и слогового синтеза рекомендуются следующие задания. Назвать слово, произнесенное по звукам с паузой между ними ( с,о,м ; м,у,х,а ; б,а,н,к,а ; р,а,д,у,г,а ) Назвать слитно слово, произнесенное по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются ( ва -за, ма -ши-на, ба-буш-ка ) 3. Добавить недостающие слоги в слова. Предлагаются слова с пропущенными слогами ( ра …га, поми ….,кош….)
4. Изменить первый слог так, чтобы получилось другое слово( кошка-мошка) 5.Из двух слов составить одно 6.Составить слово из слогов, данных в беспорядке. 7.Произнести слитно предложение ,произнесенное по слогам ( Де-воч-ка си-дит .) ( Нас-ту-пи-ла зо-ло-та-я о-сень .) Сам, летит-самолет Везде,ходит-вездеход ши ма на
Уточнение лексического значения слов
Одновременно проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текста. Прочитай слова и покажи картинку. Прочитай предложение и выполни соответствующие действия. Я иду. Возьми книгу и положи в портфель. Прочитай предложение и ответь на вопрос. Как твоё имя? Какое сейчас время года? Прочитай предложение и найди такую же картинку.
Вставь слово в предложение Кира купила красивый________ . Это была_______ фиалка. Она поставила горшок с фиалкой на _________. Каждый день Кира ________ фиалку . Скоро из-за листиков фиалки появились новые ___________ . Скажи правильно Маленький ёжик ползал под ёлкой. Маленькая ёжик ползал под ёлкой. Тамара подарила Свете куклу. Тамара подарил Свете куклу.
Выбери из текста предложение, соответствующее изображению на картинке Найди в тексте ответ на вопрос .
Аграмматическая дислексия недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений; ограничение словарного запаса. Типы ошибок - замена падежных окончаний; « у товарищах» - нарушение согласования существительных и прилагательных, окончаний глаголов и др. «интересное сказка»
Логопедическая работа по коррекции этих нарушений ведётся в следующих направлениях: -работа над морфологической системой языка (словоизменением и словообразованием); - над формированием структуры предложений .
«Весёлые предлоги» Задание: Составь предложения, используй разные предлоги.
игрушечный игровой играющий игривый зал котенок самолет ребенок Задание: подбери прилагательное к существительному, назови получившееся словосочетание
Формирование синтаксической структуры предложения
Какой? Что? Что сделала ? Кто? ужин Мама приготовила вкусный Задание: составь предложение с данными словами
Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога
31.08.2015 г. в ДОУ состоялся педсовет, на котором я выступила с докладом....
Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога
Качество образования одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет...
Круглый стол для воспитателей на тему: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»
Круглый стол для воспитателейна тему:«Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога»...
Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...
Методы повышения уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения ребенка
Значительную часть того, что закладывается в семье в детские годы, человек сохраняет в течение всей жизни. Это связано с тем, что в семье ребёнок находится значительную часть своей жизни, что по длите...