Развитие фонематического слуха у дошкольников. Консультация для воспитателей.
презентация по логопедии
Из опыта работы с игровым пособием «Слушать интересно» (автор: дефектолог, сурдопедагог О. А. Сухова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фонематический слух, неречевые звуки | 1.87 МБ |
фонематический слух, неречевые звуки | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
@ slushat_interesno
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
учитель-логопед Ларионова Е.А.
Наверняка вы знаете и используете в своей работе приемы на развитие ФС дошкольников. Я хочу рассказать вам об относительно новом игровом пособии «Слушать интересно». Автор его – московский дефектолог, сурдопедагог Ольга Александровна Сухова (слайд 1).
Цель этого дидактического материала - дифференциация неречевых звуков. В процессе упражнений у дошкольников развивается слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховая память. Полученные навыки будут хорошей базой для совершенствования произношения и для подготовки к обучению грамоте.
Это пособие эффективно применяют не только сурдопедагоги в работе с детьми с нарушением слуха, но и логопеды, дефектологи, его очень оценили родители. В работе воспитателя, очевидно, это пособие может быть хорошим подспорьем, которое разнообразит и занятие и, несомненно, заинтересует детей в подгрупповой игре во второй половине дня.
Пособие включает в себя:
(слайд 2)
- 60 ламинированных карточек из плотного картона, которые иллюстрируют звуки (картинки крупные, эстетичные, в едином художественном стиле, они пронумерованы для удобства поиска мелодии, имеют безопасный закругленные края);
(слайд 3)
- кабель для зарядки, т.е. педагог не привязан к розетке, может перемещаться, вход для флешки, позволит записать свой музыкальный репертуар;
- инструкции по использованию магнитофона и пособия;
- магнитофон со съемной картой памяти, на которую записаны 60 неречевых звуков (бытовые звуки, звуки улицы, звуки человека и животных), кнопки с цифрами (в отличии от колонок) позволяют быстро задать номер трека, кнопки «пауза», «закольцовка» мелодий (можете задать необходимое количество повторений нужной мелодии);
- фонарик, встроенный в магнитофон (слайд 4).
Умение различать неречевые звуки - это первый этап (из 6-ти) по развитию ФВ, работу с которым нужно начинать с младшей группы. В этом случае выбирается небольшое количество (2-4) контрастных звуков, понятных ребенку. В работе с детьми до 3 лет карточки рекомендуется заменять объемными предметами, игрушками (чашка и ложка, кошечка и т.д.)
Приведу примеры некоторых упражнений.
- Различение звучания на слух, соотнесение с иллюстрацией (или игрушкой, предметом).
На столе стоят в произвольном порядке игрушки. Их количество зависит от индивидуальных особенностей и возраста детей. Педагог проигрывает на магнитофоне звук и просит ребенка:
- отгадать, кто подал голос (слайд 5);
(проигрываю № 59, собака)
Чем старше дети, тем разнообразнее могут быть приемы. От объемных предметов педагог переходит к карточкам из пособия.
- (слайд 6) – добавляются плоскостные изображения - картинки, ребенок отгадывает звук и ставит игрушку НА картинку (№ 58 , свинья)
Предметов можно предъявить больше, чем звуков (Для чего? Чтобы у ребенка оставался вариант выбора.)
- для повышения мотивации подойдет вариант с группой дошкольников с соревновательным компонентом (слайд 7).
Карточки лежат произвольно, воспитатель воспроизводит звук, ребенок, первый отгадавший звук, забирает соответствующую карточку себе.
- Послушай звук, отгадай, какая картинка к нему подходит (слайд 8), дополнительной задачей по РР в этом задании может быть закрепление предлогов НАД, ПОД (верхнее фото, нижнее фото).
- Последовательность.
(слайд 9)
Карточки лежат в произвольном порядке. Воспитатель воспроизводит все звуки (верхнее фото), просит ребенка положить карточки в том порядке, как звучали звуки (Какой звучал первый? Какой был следующий?). На этом фото звуки, которые похожи друг на друга (нижнее фото).
- Различение звучания, тренировка слуховой памяти.
(слайд 10)
Ребенок слушает звук, находит соответствующую карточку и переворачивает ее рубашкой вверх. Когда все карточки перевернуты, воспитатель включают один из звуков еще раз, а ребенок отгадывает, где лежит соответствующая звуку карточка (слайд 10). На слайде ребенок запомнил, где была карточка «плач». Послушайте. № 44
- Лото.
(слайд 11)
Каждому игроку раздается одинаковое количество карточек. Педагог воспроизводит произвольно один из звуков. Дети отгадывают, у кого такая карта и переворачивают ее рубашкой вверх. Выигрывает ребенок, первый перевернувший свои карточки.
- Какого звука не было.
(слайд 12)
Перед ребенком 4-5 карточек с иллюстрациями. Дать прослушать ребенку подряд звуки, на один меньше, чем предъявленных картинок. Задача ребенка – определить, какой звук не звучал (проигрываю № 51, 53, 58 – овечка, корова. свинья). Какой звук не играл?(№ 54 кошка)
Для детей постарше это могут быть звуки по теме транспорт – самолет, велосипед, машина, поезд .
Варианты усложнения:
- увеличивается количество карточек;
- (слайд 13) сравниваются более похожие звуки, например: звуки домофона и клавиатуры, дрели и миксера, звук сигнализации и сигнала скорой помощи.
Хочу обратить ваше внимание, что пособие «Слушать интересно» многофункциональное и помимо основных приемов работ со звуками, возможно дополнительное использование карточек:
(слайд 14)
- часть картинок можно сгруппировать по лексическим темам и решать задачи на пополнение и активизацию словаря («Домашние животные», «Транспорт», «Птицы», «Электроприборы», «Времена года»).
(слайд 15)
- использовать для развития связной речи, например, составление рассказа по серии картинок
(слайд 16)
- использовать картинки для обучения грамоте (озвучиваю сама):
Шаги, маШина, дуШ
Кот, Конь, звоноК
Если пособие будет интересно вам, его можно приобрести непосредственно у автора, связавшись с ней в инстаграм:
(слайд 17)
- slushat_interesno
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика развития фонематического слуха у дошкольников с фонетико –фонематическим недоразвитием»
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Можно выделить следующие этапы р...
Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников. Из опыта воспитателя Кирюшиной Н.Г.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха...
Консультация для родителей на тему: «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Данная консультация знакомит родителей с понятием фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи, как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребен...
Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у дошкольников"
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"
Аннотация: в материале представлены игровые приемы для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Игры, направленные на развитие фонематического слуха, способствуют формированию...
Семинар - практикум для воспитателей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"
Цель: Уточнить знания педагогов по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Задачи:1. Раскрыть значение развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста, поз...