проект "В царстве грибов"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Целью данного проекта является расширение и обогащение словарного запаса детей путём введения в речь новых слов, относящихся к теме "Грибы".
Задачи проекта направлены на уточнение знаний детей о царстве грибов, в том числе о съедобных и ядовитых грибах, о строении гриба, его частях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_tsarstve_gribov_burovoy_s.a.docx | 45.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка» города Смоленска
Проект «В царстве грибов»
Подготовила
Учитель-логопед Бурова С.А.
Смоленск, 2022
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
загадка
(Устное народное творчество)
Актуальность проекта:
Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив. Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать проект «В царстве грибов».
Вид проекта: познавательно-речевой. Краткосрочный.
Срок реализации проекта: с 15.09.2022 по 30.09.2022 г.
Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.
Цель:
Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь новых слов, относящихся к теме «Грибы». Активизация словарного запаса.
Задачи проекта:
• Уточнить знания детей о царстве грибов, в том числе о съедобных и ядовитых грибах; о строении гриба, его частях;
• способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире, мире природы).
• Формировать умение определять лексическое значение слова;
• Совершенствовать речь учащихся;
• Развивать мышление, внимание.
• Создавать у детей положительную мотивацию к занятиям путем вовлечения каждого в активную деятельность;
• Воспитывать внимательное, доброе отношение к природе.
Основная проблема проекта:
- бедность словарного запаса детей;
- несформированность знаний детей о съедобных и ядовитых грибах, разнообразии грибов родного края.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что чем больше ребенок знает о природе родного края, многообразии животного и растительного мира, тем больше шансов воспитать в нем достойного гражданина своей Родины, любящего свою страну.
Сфера использования проекта:
все образовательные области, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
Принципы организации образовательного процесса:
- Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
- Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе.
- Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях.
- Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Предполагаемый результат:
* Развитие детей по всем направлениям образовательных областей.
* Значительное расширение представлений детей о грибах, особенностях их размножения, многообразии грибов родного края, о съедобных и ядовитых грибах.
* Создание предметно-развивающей среды, способствующей дополнению и систематизации имеющихся знаний о грибах.
* Наличие партнерских взаимоотношений педагогов и родителей при решении образовательных, развивающих и воспитывающих задач.
Содержание работы по проекту
Работа с воспитанниками:
- беседы о грибах нашего края;
- конспект НОД на тему «Царство грибов»;
- чтение художественной литературы (А.Усачёв «Грибок-теремок»);
- игры дидактические, сюжетные, подвижные, пальчиковые;
- рисование по восковой свече на тему «Грибы»;
- игра-бродилка «Фотовикторина по теме «Грибы и ягоды»;
- игра – шнуровка «Грибы в корзинке»
- штриховка «Грибы»;
- раскраска «Грибок»;
- разучивание стихов про грибы.
Работа с воспитателями:
- консультация на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе речевого материала по теме «Грибы»».
Работа с родителями:
- Консультация: «С грибочками играем, речь развиваем!»
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;
2. Подбор методической литературы по теме;
3. Изготовление или приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды;
4. Планирование и организация деятельности по обучению детей.
Основной этап:
1. Конспект НОД для старшего дошкольного возраста
по теме « Царство грибов»
2. Проведение индивидуальной ОД. Художественное творчество детей «Гриб».
3. Чтение художественной литературы: Сказка А.Усачёв «Грибок-теремок»
4. Организация подвижной игры «За грибами»
7. Организация дидактических игр «Назови один - много», «Продолжи предложение», «Расскажи про гриб по схеме», «Чудесный мешочек».
10. Создание консультации для родителей: «С грибочками играем, речь развиваем!»
11. Создание консультации для педагогов на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе речевого материала по теме «Грибы»».
12. Создание картотеки загадок о грибах.
Заключительный этап:
1. Проведение фотовикторины «Грибы и ягоды»
2. Создание картотеки дидактических игр по теме «Грибы»
3. Выставка рисунков детей
Список использованной литературы
Грошенкова В.А., Шилова Т.С. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012.
Безрукова Марина
Познавательно-творческий проект «Такие разные грибы» в подготовительной к школе группе, размещенный на МААМ
Работа с воспитателями:
Консультация для педагогов
«Развитие речи детей дошкольного возраста на основе речевого материала по теме «Грибы»».
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия |
1. Развитие общей моторики | |
«Меж еловых лап» Меж еловых мягких лап Дождик – кап, кап, кап. Где сучок давно засох, Всюду мох, мох, мох. Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. Кто нашёл его друзья? Я, я, я, я! | Дети поочерёдно протягивают вперёд руки, широко раздвинув пальцы. Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой. Соединённые пальцы приводят к плечам. Сжимают и разжимают пальцы у плеч. Трут ладони друг о друга. Садятся, затем медленно встают, руки на поясе. Протягивают руки вперёд. Показывают ладонью на себя (4 раза). |
2. Развитие мелкой моторики | |
«Опята» На пеньке живёт семья: Мама, папа, братья, я. Дом у нас один, а крыша Есть у каждого своя. | Одна рука сжата в кулак и прикрыта ладонью другой руки. Поочерёдно разжимают пальчики из кулака. Две руки вместе, ладонями вверх Соединяют большие пальцы, изображая «крышу». |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнение для языка «Грибочек» | Рот широко открыть. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу, подержать под счёт от 1 до 10.
|
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия | |
1) Разделить слова на части (слоги), хлопая в ладошки: «Груз – ди (2), о – пя – та (3), вол – нуш – ки (3), му – хо – мор (3), ли – сич – ки (3), мас – ля – та (3), по – ган – ки (3)». 2) Назвать первый звук в слове: «Груздь [Г]; волнушки [В]; мухомор [М], лисички [Ль], маслята [М], сыроежки [С], подберёзовик [П], подосиновик [П], поганки [П]». 3) Назвать гриб на звук: «[М] - маслята, мухомор; [Ль] – лисички; [В] – волнушки; [С] – сыроежки; [П] – подосиновик, подберёзовик». | |
5. Развитие лексико-грамматического строя речи | |
1) Сосчитаем до 5: «Одна сыроежка, две сыроежки, три …, четыре …, пять сыроежек; Один мухомор, два …, три …, четыре …, пять мухоморов». 2) Игра «Съедобный – несъедобный». Дети идут по кругу, воспитатель называет грибы, если гриб несъедобный, дети останавливаются. | |
6. Развитие связной речи | |
Чтение стихотворения С. Маршака «Мухомор». Отгадывание загадок по лексической теме. |
Работа с родителями
Консультация для родителей:
«С грибочками играем, речь развиваем!»
Сыграйте с ребенком в следующие игры:
«Один – много» (образование множественного числа)
Взрослый говорит: «Мухомор», ребенок отвечает: «Мухоморы» (гриб-грибы, лисичка-лисичкии т.д.)
«Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)
Взрослый говорит: «Гриб», ребенок отвечает: «Грибок» (опёнок-опёночек, мухомор-мухоморчик, поберёзовик-подберёзовичек, волнушка-волнушечка и т.д.)
«Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)
Взрослый начинает счет: «Один гриб», ребенок продолжает: «Два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов и т.д.)
«Четвертый лишний» (на классификацию)
Взрослый называет три съедобных гриба и один ядовитый, ребенок должен определить какой гриб лишний.
«лисичка, опёнок, мухомор, сыроежка»;
«поганка, подберёзовик, подосиновик, боровик» и т.д.
«Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)
Взрослый спрашивает: мухомор (какой?) – Ребёнок отвечает: красный, ядовитый, яркий, пёстрый...
лисичка (какая?) – съедобная, рыжая, красивая ...
"Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.
опята (чьи?)..., сыроежка (чья?)..., мухомор (чей?)...,грибы (чьи?)...
Выполните с ребенком следующие упражнения:
Составьте описательные загадки о грибах
Взрослый описывает любой гриб, чтобы ребенок мог догадаться. Следующий гриб описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением грибов.
Этот гриб маленький. У него форма похожа на шарик, короткая ножка, шапочка белая, он съедобный. (шампиньон)
Учить подбирать однокоренные слова.
Гриб, грибок, грибочек, грибник, грибница, грибной.
Составьте сравнительный рассказ о мухоморе и опятах.
Взрослый говорит: «Как называются эти грибы?»
Ребенок отвечает: «Этот гриб называется мухомор, а эти – опята»
Какие они по размеру? (Мухомор большой, а опята маленькие.)
Какого они цвета? (У мухомора красная )
Какого цвета шляпки?
Можно ли их употреблять в пищу?
Для воспитанников
Картотека загадок о грибах
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (грибы)
В бархатистой дивной шапке
Ходит он как царь лесной,
А живёт он возле ёлок –
Там найдём его с тобой. ( боровик)
Этот гриб – красивый самый:
С ножкой толстой и прямой.
В красной шапочке он с детства,
Под осиной – дом родной! (подосиновик)
Носит шапку красную,
А на ней – горошки.
Он красивый, важный,
В беленьких сапожках.
Ядовит гриб для людей,
Лечит он лесных зверей. (мухомор)
Подвижная игра «За грибами»
текст | Движения |
Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки – Белочки скакали, Рыжики искали. Лисичка бежала, Лисички собирала. Скакали зайчатки, Искали опятки. Медведь проходил, Мухомор раздавил. | Дети идут в хороводе. Скачут вприсядку, изображая белочек. Бегут. Скачут на месте. |
Картотека дидактических игр
Назови один-много
Один гриб - много грибов
Одна лисичка – много…
Одна шляпка - много…
Один пень – много…
Один мухомор – много…
Один опёнок – много…
Одна волнушка – много…
Один боровик – много…
Одна ножка – много…
Продолжи предложение
В лесу растёт много сыроежек, … (белый гриб, боровик, подберёзовик, лисички…)
Грибы можно сорвать, … (срезать, сварить, пожарить…)
Грибы бывают съедобные, … (несъедобные, красивые, большие, маленькие,…)
Из съедобных грибов можно приготовить суп, …(начинку для пирога, грибную икру…)
Расскажи про гриб по схеме:
Название гриба – цвет – размер, форма – где растёт – съедобный или несъедобный – что можно приготовить (если съедобный)
Игра «Чудесный мешочек»
В мешочек кладутся мелкие игрушки, среди которых несколько маленьких грибов. Ребёнок должен найти наощупь все грибы.
Чтение художественной литературы
«Грибок – теремок» А. Усачёв
Рос под сосной Гриб – Грибок,
Словно лесной Теремок.
Бежал Муравей по опушке,
Под дождик попал и промок:
— Какой замечательный дом!
Устроюсь — ка я под грибом!
По лесу летел Мотылёк,
Но вымок насквозь и продрог:
— Ах, ах, я погиб, я охрип….
Пусти, Муравей, под гриб?
— Давай, залетай поскорей, —
Кивает ему Муравей.
Тут Мышка – малышка бежит,
Промокла и страшно дрожит.
Спешит она к ним со всех ног:
— Пустите меня под грибок!
— Что ж милости просим! И мыши
Местечко найдётся под крышей!
А дождь всё сильней и сильней.
Бредёт по траве Воробей:
— До дома лететь нету сил –
Мне крылышки дождь промочил!
— Скорей заходи! Вчетвером
И дождь переждём мы и гром!
Тут Заяц бежит – скок – поскок:
— Пустите меня под грибок! –
Трясётся от холода Зайка.
— Бедняжка! И ты залезай – ка!
Лисица спешила, хвостом
Укрывшись, словно зонтом.
— Лиса, заходите к нам в гости –
У нас замечательный дом!
— Тоже мне дом! Из гриба!
У меня получше изба!
Ушла восвояси Лиса.
Расчистились небеса.
Дождь идти перестал.
А Гриб двухэтажным стал.
Все прыгают возле него:
— Как вырос наш дом!
Волшебство!
А мимо скакал Лягух.
И квакнул Лягух во весь дух:
— Какие смешные, ква – ква!
И вовсе здесь нет волшебства!
Гриб, как и я, любит сырость….
Вот под дождём он и вырос.
И все удивились вначале,
И хором они закричали:
— Какой замечательный дом!
Он может расти под дождём!
— Давайте жить вместе, друзья! –
Послышался писк Муравья, —
Когда мы поселимся в нём,
То мы вместе с ним подрастём!
Стихи про грибы
Меж грибами мухомор.
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
Вылезли на кочке
Мелкие грибочки.
Грузди и горькушки,
Рыжики. Волнушки.
Даже маленький пенёк
Удивленья скрыть не мог.
Выросли опята,
Скользкие маслята.
Бледные поганки
Встали на полянке.
Подружки – сыроежки, как вы хороши!
Юбочки нарядные пошиты от души!
Белые – как в небе тают облака,
Голубые, нежные – как сама река,
Красные – как яблочки зреют на ветвях,
Желтые – как лучики у меня в руках!
Шла лисица по дорожке
И несла грибы в лукошке:
Словно жёлтые цветочки,
пять лисичек – мать и дочки!
Пальчиковая гимнастика «По грибы»
текст | Движения |
Раз, два, три, четыре, пять – Вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Ну, а этот только ел – Оттого и потолстел! | Дети разгибают поочереди все пальцы, сжатые в кулак. Пальчики «шагают» Дети разгибают пальцы, начиная с мизинца. |
« Грибы»
Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.
Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик су-джок.
Удивляется мой друг. « Сколько здесь грибов вокруг !»
Показывают удивление, разводят руки в стороны
Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с
мизинца правой руки.
А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!
Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.
Физкультминутка «Боровик»
текст | движения |
По дорожке шли, Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли. Хорошо, что тихо шли! | Дети маршируют на месте. Наклоняются. Делают руки над головой в «замок». Ходьба на месте. |
Физкультминутка «В лесу»
текст | движения |
Однажды летнею порою Гуляли мы по лесу. У ёлок в шапочках грибы Мы собирали вместе. Мы наклонялись, приседали И клали их в корзинку. Домой вернулись поздно мы С грибами и с улыбкой! | Дети идут по кругу, взявшись за руки. Имитируют сбор грибов. Наклоняются, приседают. «Складывают» грибы в корзинку. Идут по кругу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Тема: "Царство грибов".
В нашем детском саду был проведен творческий отчет. Подводились итоги работы детского сада за пять лет. Педагоги показывали открытые занятия. Преподавательпо ИЗО проводил мастер-класс по о...
Презентация "Царство грибов"
"Царство грибов"...
Конспект занятия по экологии для воспитанников старшего дошкольного возраста "Царство грибов"
знание грибов...
Конспект совместной деятельности детей и воспитателя с использованием современных образовательных технологий на тему «Царство: грибы» в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием
Цели: познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных, рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых жив...
Царство грибов.
В пособии материал о съедобных и ядовитых грибах, почему грибы так называют, дидактическая игра "Что лишнее?"...
НОД "Презентация проекта "Царство грибов" в подготовительной к школе группе
В форме партнерской сюжетно-ролевой игры "Заседание научного совета" закрепляются и обощаются знания детей по лексической теме "Грибы". Материал для познавательного развития может быть реализован как ...
Тема: «В царстве грибов»
Расширение знаний и представлений о грибах у детей старшего дошкольного возраста....