Проект "Сундучок сказок"
проект по логопедии (подготовительная группа)
данный проект может быть использован в логопедической работе, применены приемы сказкотерапии-логосказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логопедический проект | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД№39 «Юбилейный»
Проект
«Сундучок сказок»
(Сказкотерапия. Арт-терапия)
Автор проекта: учитель-логопед Левкина Е.А.
Вид проекта: информационно-практико-терапевтический
По числу участников: подгрупповой
По времени проведения: долгосрочный ( сентябрь-май 2022-2023 уч. год)
По характеру контактов: среди детей одной группы
Заявитель: воспитанники подготовительной группы
Новизна проекта: использование новых форм в логопедической работе: приемы сказкотерапии-логосказки
Востребованность проекта Проект может быть использован в условиях детских садов, логопункта.
Актуальность
“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Сухомлинский В.А.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно - ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими
( Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции: лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности; активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок. При пересказе, драматизации — становление речевой культуры; развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Сказка выполняет развивающую и терапевтическую функции, поскольку имеет психотерапевтический эффект.
Гипотеза проекта - приёмы сказкотерапии – логосказки являются одними из оптимальных приёмов при формировании всех компонентов устной речи.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:
- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
- сказки, способствующие формированию связной речи.
Основная цель логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) путём использования элементов сказкотерапии.
Передо мной возникла следующая проблема: когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения и воспитания в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Для решения этой проблемы мною был разработан проект «Сундучок сказок»
Цель проекта: Коррекция и развитие речи детей через использование приемов сказкотерапии – логосказки, формирование позитивного отношения ребенка к свому «Я».
Задачи проекта:
1.Развивать все компоненты устной речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, звукопроизношение, связную речь) в различных формах и видах детской деятельности.
2. Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий.
3.Улучшить звукопроизношение.
4.Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом
5. Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.
7.Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.
8. Снижение уровня тревожности и агрессивности детей.
9. Развитие умения преодолевать трудности и страхи
10. Выявление и поддержка творческих способностей детей
Участники проекта:
1.Дети.
2.Воспитатели.
3. Учитель-логопед.
4. Родители.
При реализации проекта с использованием логосказок осуществляется интеграция образовательных областей
Физическое развитие
-Развитие координации движений и моторной функции через:
-физминутки;
-пальчиковые игр
Познавательное развитие
-Развитие познавательной деятельности в процессе знакомства с логосказкой
Речевое развитие
-Развитие всех компонентов речевой деятельности
Социально-коммуникативное развитие
-Усвоение ребенком общепринятых норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание нравственных качеств через:
-игровые ситуации;
-мини-инсценировки;
-интерактивные игры
Художесвенно-эстетическое развитие
-Автоматизация звуков в сказках
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
- Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
- Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
- Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
- Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
- Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
- Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
Этапы реализации проекта:
Организационный этап | ||
Задачи | Мероприятия | Сроки |
Повысить уровень собственной компетенции, изучив опыт педагогов-новаторов по теме проекта | 1.Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов. Знакомство с работами исследователей Г.А. Быстрова ,Э.А.Сизова ,Т.А.Шуйская , А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, С.Ушакова, Л.Н.Павлова, В.Гербова | Сентябрь |
Пополнить предметно-развивающую среду | 1.Подбор серии упражнений на развитие речевого дыхания, игр на развитие мелкой моторики. 2.Подбор комплексов логосказок:
4.Отбор интерактивного материала по логосказкам (презентации сказок) | Сентябрь |
Подобрать диагностический инструментарий для проведения мониторинга | 1.Разработка критериев эффективности реализации проекта. | Сентябрь |
Подобрать программно-методическое обеспечение для реализации проекта | 1. Разработка цикла логосказок на учебный год . 2.Составление перспективного плана. | |
Рефлексивно-диагностический этап | ||
Задачи | Мероприятия | Сроки |
Проанализировать резерв своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений | 1.Систематизация собственных знаний | Сентябрь |
Выявить уровень знаний детей по теме проекта | 1.Диагностика речевых нарушений | 1-15 Сентября |
Практический этап | ||
Закреплять у детей приобретенные произносительные умения. Совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи. | 1.Применение разных видов логосказок в коррекционной работе с детьми | Сентябрь-апрель |
Реализовать проект через взаимодействие с коллегами и родителями | 1.Консультация для педагогов «Логопедические сказки – важное средство коррекции речи детей» 2.Консультация для родителей «Логопедические сказки в коррекционной работе логопеда» | В течение года |
Повышать информированность родителей относительно особенностей речевого развития детей во время реализации проекта. | 1.Индивидуальные консультации | В течение года |
Обобщить и распространить опыт работы по теме проекта | 1.Защита проекта в рамках образовательного учреждения (презентация ) 2.Представление опыта на муниципальном уровне (выступление на МО) 3.Публикация проекта на странице сайта работников образования 4.Участие в конкурсе педагогических проектов на всероссийском образовательном сайте «Портал педагога» portalpedagoga.ru | |
Заключительный этап | ||
Задачи | Мероприятия | Сроки |
Проанализировать достижение целей и полученных результатов Закреплять у детей самоконтроль за собственной речью. | 1.Мониторинг речевых процессов у детей. 2.Анализ достигнутых результатов в ходе реализации проекта 3.Итоговое мероприятие «Путешествие по сказкам». | 20 мая 15-20 мая 20 мая |
План реализации проекта
Срок проведения | Название логосказки |
Октябрь | «Сказка про капельку» |
«Вредный Вовка» | |
Ноябрь | «Сундук плохого настроения» |
«Помощь светлячка» | |
Декабрь | «Обезьянка Непоседа» |
«Тигренок ищет друзей» | |
Январь | «Так не бывает» |
«Про Бяку-Вирусяку» | |
Февраль | «Как Кроша подружилась с Гошей» |
Сказка о пропавшей улыбке | |
Март | Сказка о послушании |
Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму | |
Апрель | «Путешествие на корабле» |
«Волшебные конфеты» | |
Май | «Путешествие по сказкам» |
Заключение
Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
В начале работы мной была поставлена цель: коррекция речи детей путём использования приемов сказкотерапии-логосказок,в ходе реализации проекта эта цель была достигнута.
Результативность
В мае месяце надеюсь получить следующие результаты:
- Дети успешно овладели грамотной и связной речью.
- Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.
- Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.
- Правильно употребляют лексико-грамматические категории.
- Улучшилось звукопроизношение.
- Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
- Повысился культурный уровень дошкольников.
- Систематизирован методический и дидактический материал по темам логосказок.
- Разработан цикл логосказок и апробирован на практике.
- Сформировано позитивное отношения ребенка к свому «Я».
Распространение опыта. Презентация проекта в рамках ДОУ, на муниципальном уровне МО, в интернет-сообществах.
Литература:
1.Бентюкова. Е.В. Сказкотерапия в логопедической работе
2.Денисова, О. Использование сказкотерапии в работе учителя- логопеда
3.Ивановская, О.Г. Читаем сказки с логопедом: практич.пособие / О.Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина. – М.: КАРО, 2007.
4.Левчук, Е.А. Грамматика в сказках и историях: Цикл домашних занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е.А. Левчук. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
5.Сергеева Т. Логопедические сказки – помощницы / Т. Сергеева // Дошкольное воспитание. – 2001.
6.Токмакова И. П. Поиграйте с ребятами в сказку / И.П. Токмакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5.
7.Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников: метод.пособие / О. А. Шорохова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства масс...
Отличие русских народных сказок от сказок других народов
1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...
Отличие русских народных сказок от сказок других народов
1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе " Поляна сказок". Презентация к занятию "Поляна сказок"
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с презентацией....
Конкурс творческих работ "Герои произведений сказок К.И.Чуковского "Тараканище", "Мойдодыр", "Крокодил", посвященного 95- летию со дня выхода сказок.
Коллективная работа ДС 939 группа № 5 "Мойдодыр". 2017 год....
СПЕКТАКЛЬ ПО МОТИВАМ СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ Спектакль «Бал сказочных героев» по мотивам сказок Братьев Гримм
Сценарий спектакля ПО МОТИВАМ СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ...
Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель
Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...