Здоровьесберегающие технологии
консультация по логопедии
В статье рассказывается о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в коррекционной педагогике. Конкретно в логопедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Об использовании здоровьесберегающих технологий в
коррекционно-образовательном процессе
Здоровьесберегаюшие технологии я с успехом применяю в воспитательно – образовательном процессе. Их использование в коррекционной работе помогает мне решать следующие задачи:
- обучить детей методам и приёмам сохранения здоровья и восстановления сил;
- обучить ориентировке в пространстве, в собственном теле;
- обучить снятию напряжения, развитию переключаемости;
- обучить правильному дыханию, длительному плавному выдоху;
- обучить приёмам самомассажа кистей и пальцев рук, самомассажу щёк, самомассажу язычка;
- обучить умению слушать и слышать звуки природы, релакс-музыку с целью расслабления, создания благоприятного эмоционального фона.
I. Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память, развивает мышление. Непосредственно образовательную деятельность по ориентировке в пространстве я провожу при изучении тем «Времена года», «Стройка. Профессии на стройке», «Наша группа», «Лес», Наша родина – Кубань», а ориентироваться в собственном теле обучаю в теме «Человек. Гигиена».
II. Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Обучение детей навыкам релаксации начинаю с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагаю перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д. Это достигается путем использования различных игровых упражнений. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление учитываю, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным. Приведу несколько примеров.
1. Упражнение «Штангист-тряпичная кукла».
Штангу с пола поднимаем... Крепко держим... И бросаем!
Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание на напряжении в мышцах рук, ног и корпуса. После напряжения рук и ног расслабить всё тело. Наши ручки и ножки висят, как у тряпичной куклы, посмотрите на куклу (кукла сидит на стульчике перед детьми)
2. Бревнышки — веревочки
Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак как “бревнышки”. Уронить расслабленные руки. Обращаю внимание, как руки пассивно покачиваются сами собой словно “веревочки”.
3. Незнайка
Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.
4. Неваляшка
В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10 -15 сек. В конце упражнения обращаю внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.
На индивидуальных и подгрупповых занятиях использую релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц:
1. Слегка откинуть голову назад, напрягая мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внимание на этом ощущении. Уронить расслабленно голову вперед.
2. Наморщить лоб, подняв брови на 5 -10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.
3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.
4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.
5. На 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.
6. Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках.
7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на напряжение в губах.
8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек, обращая внимание на напряжение в языке.
9. Оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.
10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.
Для проведения общей релаксации дети сидят в позе кучера, им предлагается закрыть глаза и «отдохнуть».
Формулы релаксации использую следующие:
«Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глазки закрыты. Ручки усталые, тяжелые, отдыхают. Ножки усталые, тяжелые, отдыхают. Как хорошо, приятно отдыхать». Также использую различные стихотворные тексты. У некоторых детей при закрытых глазах возникают страхи, а, следовательно, повышается тонус мышц. В этих случаях провожу релаксационные упражнения при открытых глазах и лишь постепенно приучаю ребенка закрывать глаза во время занятий. Главное, чтобы в эти моменты у ребенка было ощущение полного эмоционального комфорта.
В процессе занятий обращаю внимание также и на состояние круговых мышц глаз. Веки должны быть сомкнуты легко, без напряжения.
В подготовительном этапе такие сеансы релаксации составляют от 2-х до 5-ти минут. Продолжительность занятий постепенно увеличиваю до 10-15 мин.
III. Дыхательная гимнастика для выработки длительного плавного речевого выдоха провожу весь коррекционный период.
Плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция являются важными условиями чёткой, правильной речи. У детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость дикции, как правило, нарушены. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Предлагаю детям упражнения, способствующие выработке длительного речевого выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий. Для проведения упражнений дыхательной гимнастики в кабинете есть множество игр:
«Кораблики», «Надуй парус», «Листочки», «Остуди чай», «Снежинки», «Забей мяч в ворота», «Волшебные Пузырьки», «Радужные шары», соломинки и стаканчики для воды, свистульки – птички, дудочки.
IV. Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью колючих шариков разного цвета и массажных пальчиковых колечек из серии «Су-Джок-терапия». Самомассаж щёк.
Ежик колет нам ладошки, Ежик нам ладошки колет,
Поиграем с ним немножко. Ручки к школе нам готовит.
V. Работу по развитию мелких движений пальцев рук начинаю с самого младшего возраста и до выпуска детей в школу на индивидуальной, подгрупповой и групповой НОД. У меня разработаны движения пальцев рук к стихотворным текстам по всем возрастным категориям детей нашего детского сада.
VI.Подвижные игры и речь с движением планирую на фронтальной и подгрупповой НОД. Дети с удовольствием откликаются и участвуют в этих играх. Планирую эту работу в тетрадях взаимосвязи с воспитатем для повторения в вечернее время.
VII.Музыкотерапия. Релаксационная музыку с целью расслабления включаю в систему коррекционного воздействия для гиперактивных детей.
Дети лежат на ковриках, глазки закрыты или сидят в позе «кучера». Включаю релакс - музыку «Волшебство природы» и ровным спокойным голосом проговариваю инструкции.
VIII. Несколько раз в неделю включаю в НОД гимнастику для глаз. Эти упражнения укрепляют глазные мышцы, способствуют снятию усталости, обострению зрения и являются профилактической мерой к устранению миопии в дошкольном возрасте.
IX.В тёплое время года включаю в коррекционную работу игры с водой и песком. Для этого в кабинете есть специальные ёмкости.
Для обеспечения безопасности нахождения детей в кабинете все шкафы закреплены неподвижно, и мебель подобрана по росту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...