Здоровьесберегающие технологии
консультация по логопедии

Евдокимова Александра Евгеньевна

В статье рассказывается о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в коррекционной педагогике. Конкретно в логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Об использовании здоровьесберегающих технологий в

коррекционно-образовательном процессе

Здоровьесберегаюшие технологии я с успехом применяю в воспитательно – образовательном процессе. Их использование в коррекционной работе помогает мне решать следующие задачи:

- обучить детей методам и приёмам сохранения здоровья и восстановления сил;

- обучить ориентировке в пространстве, в собственном теле;

- обучить снятию напряжения, развитию переключаемости;

- обучить правильному дыханию, длительному плавному выдоху;

- обучить приёмам самомассажа кистей и пальцев рук, самомассажу щёк, самомассажу язычка;

- обучить умению слушать и слышать звуки природы, релакс-музыку с целью расслабления, создания благоприятного эмоционального фона.

I. Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память, развивает мышление. Непосредственно образовательную деятельность по ориентировке в пространстве я провожу при изучении тем «Времена года», «Стройка. Профессии на стройке», «Наша группа», «Лес», Наша родина – Кубань», а ориентироваться в собственном теле обучаю в теме «Человек. Гигиена».

II. Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Обучение детей навыкам релаксации начинаю с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагаю перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д. Это достигается путем использования различных игровых упражнений. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление  учитываю, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным. Приведу несколько примеров.

1. Упражнение «Штангист-тряпичная кукла».

Штангу с пола поднимаем... Крепко держим... И бросаем!

Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание на напряжении в мышцах рук, ног и корпуса. После напряжения рук и ног расслабить всё тело. Наши ручки и ножки висят, как у тряпичной куклы, посмотрите на куклу (кукла сидит на стульчике перед детьми)

2. Бревнышки — веревочки

Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак как “бревнышки”. Уронить расслабленные руки. Обращаю внимание, как руки пассивно покачиваются сами собой словно “веревочки”.

3. Незнайка

Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

4. Неваляшка

В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10 -15 сек. В конце упражнения обращаю внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.

 На индивидуальных и подгрупповых занятиях использую релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц:

1. Слегка откинуть голову назад,  напрягая  мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внимание на этом ощущении. Уронить расслабленно голову вперед.

2. Наморщить лоб,  подняв брови на 5 -10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.

3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.

5. На 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.

6. Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках.

7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на напряжение в губах.

8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек, обращая внимание на напряжение в языке.

9. Оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.

10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.

Для проведения общей релаксации дети сидят в позе кучера, им предлагается закрыть глаза и «отдохнуть».

Формулы релаксации использую следующие:

«Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глазки закрыты. Ручки усталые, тяжелые, отдыхают. Ножки усталые, тяжелые, отдыхают. Как хорошо, приятно отдыхать».  Также использую различные стихотворные тексты. У некоторых детей при закрытых глазах возникают страхи, а, следовательно, повышается тонус мышц. В этих случаях провожу релаксационные упражнения при открытых глазах и лишь постепенно приучаю ребенка закрывать глаза во время занятий. Главное, чтобы в эти моменты у ребенка было ощущение полного эмоционального комфорта.

В процессе занятий обращаю внимание также и на состояние круговых мышц глаз. Веки должны быть сомкнуты легко, без напряжения.

В подготовительном этапе такие сеансы релаксации составляют от 2-х до 5-ти минут. Продолжительность занятий постепенно увеличиваю до 10-15 мин.

III. Дыхательная гимнастика для выработки длительного плавного речевого выдоха провожу весь коррекционный период.

Плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция являются важными условиями чёткой, правильной речи. У детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость дикции, как правило, нарушены. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Предлагаю детям  упражнения, способствующие  выработке длительного речевого выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий. Для проведения упражнений дыхательной гимнастики в кабинете есть множество игр:

«Кораблики», «Надуй парус», «Листочки», «Остуди чай», «Снежинки», «Забей мяч в ворота», «Волшебные Пузырьки», «Радужные шары», соломинки и стаканчики для воды, свистульки – птички, дудочки.

IV. Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью колючих шариков разного цвета и массажных пальчиковых колечек из серии «Су-Джок-терапия». Самомассаж щёк.

Ежик колет нам ладошки,              Ежик нам ладошки колет,            

Поиграем с ним немножко.             Ручки к школе нам готовит.

V. Работу по развитию мелких движений пальцев рук начинаю с самого младшего возраста и до выпуска детей в школу на индивидуальной, подгрупповой и групповой НОД. У меня разработаны движения пальцев рук к стихотворным текстам по всем возрастным категориям детей нашего детского сада.

VI.Подвижные игры и речь с движением планирую на фронтальной и подгрупповой НОД. Дети с удовольствием откликаются и участвуют в этих играх. Планирую эту работу в тетрадях взаимосвязи с воспитатем для повторения в вечернее время.

VII.Музыкотерапия. Релаксационная музыку с целью расслабления включаю в систему коррекционного воздействия для гиперактивных детей.

Дети лежат на ковриках, глазки закрыты или сидят в позе «кучера». Включаю релакс - музыку «Волшебство природы» и ровным спокойным голосом проговариваю инструкции.

VIII. Несколько раз в неделю включаю в НОД гимнастику для глаз. Эти упражнения укрепляют глазные мышцы, способствуют снятию усталости, обострению зрения и являются профилактической мерой к устранению миопии в дошкольном возрасте.

IX.В тёплое время года включаю в коррекционную работу игры с водой и песком. Для этого в кабинете есть специальные ёмкости.

Для обеспечения безопасности нахождения детей в кабинете все шкафы закреплены неподвижно, и мебель подобрана по росту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...